Найти в Дзене
Человек и кошка

Человек и кошка

О людях, которые вошли в историю искусства, держа на руках кошек
подборка · 12 материалов
187 читали · 1 год назад
Человек и кошка № 5 Девица Александра Коншина (1811–1881) — на портрете ей 48 лет — в жизни, похоже, была куда интереснее, чем на этой картине. Семьи Коншиных и Третьяковых долгое время были соседями, даже жили в одном доме, а потом породнились: брат Александры женился на сестре Павла и Сергея Третьяковых. Вера Зилоти, дочь Павла Третьякова, оставила такое описание Александры Дмитриевны Коншиной: — Ни во что в доме не входила, целые дни курила, была веселая, смеялась громким и отрывистым контральто; затягивалась в корсет, носила фальшивый шиньон с сеточкой, любила одеваться, раскладывать пасьянсы, а более всего слушать сплетни Прасковьи Петровны, кузины Павла Михайловича… Николай Неврев. Портрет Александры Дмитриевны Коншиной. 1859. Третьяковская галерея
920 читали · 3 года назад
Человек и кошка № 4 Молодая и крепкая купчиха любуется своим отражением в зеркале. Пока мы, благодаря ракурсу, имеем возможность полюбоваться её шалью, прислуживающая в доме купчихи девушка готовится набросить ей на плечи лисью шубку. Муж главной героини заметно старше её. Другой бы на его месте уже нервно поторапливал залюбовавшуюся собой красотку, но мужчина и сам смотрит с восторгом на свой трофей... Понятно, что это вымышленная сцена. Но при её создании Кустодиев работал с натуры. Мы знаем, что для девушки с шубкой позировала его дочь Ирина. А кто же взял на себя роль дородной, пышущей красотой и здоровьем хозяйки купеческого дома? Оказывается, это была «коллега» девушки с шубкой: Аннушка, которая прислуживала в доме у Кустодиевых. «Дебелая, медлительная», - так описывала Аннушку в воспоминаниях Ирина Кустодиева. Аннушка оказалась у Кустодиевых, когда сбежала из города Кашина от своего старого мужа. Предполагают, толчок для замысла картины могла дать биография Аннушки. Во время жизни в Петрограде Аннушке было уже не до нарядов, конечно. Вот как Ирина Кустодиева описывает 1918-й год, кода Аннушка уже жила в их семье: «В 1918 году начался в Петрограде голод. Скудные пайки, отсутствие воды, дров. Мама ломом разрушает с другими жильцами стены деревянных домов, мы, дети, внизу помогаем таскать бревна, пилим, носим на четвертый этаж в бельевых корзинах». Иллюстрация: Борис Кустодиев. Купчиха с зеркалом. 1920. Холст, масло. 141 x 108 см. Русский музей
1360 читали · 3 года назад
Арбуза-то не было! Арбуз на знаменитой картине Кустодиева «Купчиха за чаем» часто вызывает недоумение и желание посидеть до пяти утра в интернете в поисках ответа на вопрос: неужели есть и такая русская традиция — запивать холодный арбуз горячим чаем?! Похоже, что не было такой традиции. Во всяком случае, историк чая Иван Соколов, перечисляя всё, с чем на Руси было принято пить чай, вспоминает и миндальное молоко (да-да, хипстеров ещё не было, а миндальное молоко вместо обычного в пост - было!), и солёные лимоны, и даже малосольные огурцы, а вот про арбузы — ни слова. В первоначальном, эскизном варианте кустодиевской «Купчихи за чаем» арбуза, как видите, нет. Видимо, в финальной композиции он появился как необходимый цветовой акцент. А ещё родившийся в Астрахани Кустодиев наверняка просто не смог удержаться и не написать ещё и портрет астраханского арбуза:) Иллюстрации - работы Бориса Кустодиева из Русского музей: 1. Купчиха за чаем. Эскиз картины 1918 года «Купчиха за чаем» Бумага, гуашь, картон. 20,7 х 20,5см (репродукция - из книги «Новое о Кустодиеве», 1979) 2. Окончательный вариант картины.
792 читали · 3 года назад
Человек и кошка №3(а) С Галиной Адеркас, которая позировала Кустодиеву для картины «Купчиха за чаем» был знаком советский профессор-геолог Николай Бубличенко (его портрет Борис Кустодиев тоже исполнил, илл. 2). В воспоминаниях о семье Кустодиевых Бубличенко рассказывает: «Широко известная картина „Купчиха за чаем“ 1918 года — одна из типичных кустодиевских, с кустодиевским пейзажем, нарочитым, но таким естественным, понятным и ласковым. Натура? — это была молоденькая студентка — медичка 1-го курса, стройная, светлая шатенка с румяным, очаровательным круглым личиком, а вышла первостатейная, дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами и красивая, пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная. Как сложилась дальнейшая судьба натуры — Гали Адеркас — не знаю. Институт она не смогла кончить и как-то незаметно исчезла из дома, где жили и мы и Кустодиевы. Получилась ли из Гали пышная красавица? Как закрутил её стремительный поток того времени? Не знаю. Кажется, она круто повернула свою жизнь и стала артисткой. Портретное сходство сохранено в картине удивительное, даже в таких, кажется, мелочах, как поворот головы с легким наклоном и оттопыренный мизинец правой руки, держащей блюдце. В конечном итоге — это и картина и портрет». Приводит Бубличенко и пикантную подробность. После смерти художника его сын Кирилл стал разбирать бумаги — и обнаружил рисунок с лежащей, без всего, Галей Адеркас. Ничего такого! Художник обожал свою жену.
753 читали · 3 года назад
Человек и кошка №3, или Кто пьёт чай на картине Кустодиева Знаменитая картина Кустодиева «Купчиха за чаем», как и многие другие его работы о русской провинции, изображает не портрет конкретного человека, а тип. Отчасти это художественное общение, отчасти — фантазия: шедевр создан в 1918 году, когда в реальности не было уже ни безмятежности, ни продуктового изобилия. Но кто-то же Кустодиеву всё же позировал? Да, и мы даже знаем имя этой женщины: Галина Адеркас, баронесса по происхождению. Дочка художника Ирина вспоминала: «У нас дома говорили: сегодня папин день (морозный), или — папина осень, папин закат. Папина модель — полная русская женщина с милым, открытым лицом. Однажды мама нашла ему модель для картины «Купчиха за чаем». Эта «модель» жила двумя этажами выше нас — Галя Адеркас; она позировала охотно и очень гордилась этим». Картину Кустодиев писал на родине в Астрахани, а Галина в ту пору была студенткой местного медицинского института, который так и не закончила. Мы не знаем даже дат её жизни. Вот немногое, что всё же знаем: медицину Галина забросила, стала певицей, пела в хоре Управления музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, озвучивала фильмы, возможно — работала в цирке. А ещё, судя по этюду к картине, Галина была не такой дородной, как купчиха с картины. Иллюстрации: 1. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Русский музей 2. Борис Кустодиев. Женщина, пьющая чай (Галя Адеркас). Этюд к картине «Купчиха за чаем»1918. Русский му
836 читали · 3 года назад
Человек и кошка №2 Это разные, хоть и очень похожие картины. В конце XIX века американская художница Сесилия Бо (Cecilia Beaux, 1855–1942), которая долгое время училась и жила в Париже, написала картину «Сита и Сарита». Сита - чёрная кошка, а Сарита — её хозяйка Сара Аллибоун-Левитт (Sarah Allibone Levitt, 1868–1930), которая приходилась художнице кузиной. О самой Саре ничего любопытного я не нашла, а вот её сын Чарльз Уэллфорд Ливитт стал известным американским градостроителем, инженером-строителем и ландшафтным архитектором. Название картины звучит несколько по-испански. Видимо, это неслучайно. Испанской живописью в то время увлекались многие французские импрессионисты, а особенно — Эдуар Мане. Черная кошка на этом портрете может быть прочитана как отсылка к картине Мане «Олимпия»: повторён не только цвет, но и поза. Почти через 30 лет после создания портрета Сесилия Бо решила подарить его Люксембургскому музею в Париже. Перед отправкой картины из США во Францию, она сделала авторскую копию для себя. Иллюстрации: Сесилия Бо (Cecilia Beaux; 1855-1942, США). Сита и Сарита. Илл. 1: ок. 1921, Национальная галерея искусства, Вашингтон. Илл.2: 1893–1894, Музей Орсэ, Париж Илл. 3: Эдуар Мане. Фрагмент картины «Олимпия», 1863, Музей Орсэ