Найти в Дзене
Священник Андрей Ткачёв

Священник Андрей Ткачёв

Статьи священника Андрея Ткачёва
подборка · 107 материалов
5786 читали · 1 год назад
Человеку нужно все время любить. Не когда-то однажды, мол «любил-с, да, было время», а все время. Для этого нужно все время влюбляться. Только не в разные объекты. Слышите? Не в разные. Вот полюбил парень девушку в двадцать с хвостиком, и в жены ее взял. Может он на той любви, что была в двадцать с хвостиком, всю жизнь прожить? Не может. Значит в тридцать ему нужно снова в свою же жену влюбиться. Далеко ходить не надо – жена рядом. Она изменилась, и парень дядей стал. Пусть теперь дядя полюбит женщину, живущую с ним уже N-е кол-во лет. На этой обновленной любви тоже до смерти не проживешь. Потом нужно будет ту же жену и в сорок лет полюбить, как впервые. Хотя, что значит «ту же»? Она ведь изменится. Ее изменившуюся полюбить надо будет. Это, брат ты мой, творчество. Да еще какое! Потом – в пятьдесят, и в шестьдесят то же… Дальше я думаю с трудом, ибо мне еще пятьдесят не бахнуло. Но жилу я нашел: влюбляться в собственную жену регулярно и заново. Иначе… Иначе человек будет новые объекты искать и регулярно слизывать крем с очередного торта, чтоб потом смыться за более новыми впечатлениями. Протоиерей Андрей Ткачёв
678 читали · 1 год назад
О воспитании Какая может быть мотивация к учебе у подростка? Если это будущий Чайковский, то он будет играть на пианино, даже если вы будете говорить, чтобы не играл. А если это обычный парень, то тут сложнее… Работоспособность в людях падает. Учеба – это большой и, к сожалению, единственный труд, который сегодня вменяется в обязанность детям. Учиться, по идее, надо заслужить. То, что у нас все учатся, это, конечно, хорошо, но ведь есть такие дети, которые хотели бы учиться, но вынуждены работать – разносить почту, мыть окна, чистить ботинки, – потому что дома у них еще пять-семь братишек… А у нас учатся, учатся, и больше никто от них ничего не требует, а надо требовать, чтобы наводили порядок в своей комнате, чтобы помогали в ежесубботней уборке родителям, чтобы работали с лопатами на огороде или с гаечным ключом в гараже, то есть, мало того, чтобы учился, надо еще приучать его к труду и порядку. А у нас как? "Деточка моя, лялечка моя, ты только учись, только учись!". А он паразитом вырастает: и не учится, и не работает, и не знаешь, что с ним делать… На самом деле компьютерная эра настолько поглотила человеческое сознание, что даже взрослый человек, обладающий полнотой волевых навыков, не может без телевизора и гаджетов, а что говорить про этих "щеглов", у которых нет никакого жизненного опыта, и нужда их не заставляет трудиться?! И мы сами создаем им комфортные условия. Тот комфорт, который папа и мама устраивают ребенку, – это среда разложения. Нужно, чтобы дети понимали, что их оценки – это не уровень их знаний, это уровень их ответственности и работоспособности. Твои двойки и тройки не означают, что ты дурак, это значит, что ты лодырь и безответственный человек! Может быть, ты очень умный, но ты лодырь, а это хуже. Когда человек умный и лодырь – это хуже, чем когда он трудолюбивый, но простачок, которому не дается, а он хочет учиться. Мы сами несем полноту ответственности за безалаберность и лень наших детей, и нечего здесь сюсюкаться лишний раз и не надо искать причину где-то на стороне, что дети не хотят ни учиться, ни трудиться. Должна быть горячая душа и желание. Нужно спортом заниматься, подросток должен быть полезно занят. Он должен быть трудолюбив и усидчив, а это – воспитуемые качества, поэтому, пожалуйста, заставляйте их учиться и работать, и плевать на пятерки! Не надо ходить с конфетами и шампанским к учителям, чтобы поставили хорошие оценки и выдали хороший аттестат. Вам нужно, чтобы человек был человеком, а все эти уловки – это чисто родительские интриги, это неправильная любовь, которая развращает человека и портит его. Ведь прежде с малых лет дети ходили за плугом… А мягкость и чрезмерная щепетильность в отношении к детям – это лишнее. Дети должны трудиться, и знаний лишних не бывает, нужно пробовать ходить в разные секции и кружки, нужно искать, где у ребенка загорятся глаза. Это очень важно – искать, помочь ему понять, к чему он тянется. Нет ничего страшнее, чем дожить до старости с безалаберными детьми: они привыкли, что мы сильные, а они маленькие, и им все можно, а мы ишачим и приносим им в клюве: "На миленький!". Как раньше люди жили без пенсий? Кто кормил старика, который уже не мог держать в руках лопату? Старики кормились из рук тех, кого родили. И смотреть надо на своих чад с вопросом: а я из их рук поем что-нибудь на старости лет? Или я и с пенсии буду его кормить, а это уже какое-то извращение. Слава Богу, что пенсии есть, хоть маленькие, но есть. Воспитание детей – это стратегия выживания для взрослых поколений. Как ты его воспитаешь, так и будет. Протоиерей Андрей Ткачев
437 читали · 1 год назад
О мелочи и мелочах Есть такое понятие "случайные копейки". Этих случайных денег, если присмотреться, может быть очень много. Один таксист мне как-то рассказал, что в начале каждого учебного года он закатывает пустую трехлитровую банку, а потом кидает туда мелочь – пять, семь, десять рублей. К концу учебного года оказывается, что собранной суммы на половину отпуска хватает. Курочка по зернышку клюет! Это все мелочи неучтенные, а очень многое складывается из мелочей. Вот, например, что такое пицца? Пицца – это еда бедняков, когда в доме вроде бы и нет ничего, но вся семья сыта. Если есть мука, и хозяйка может замесить тесто, если в холодильнике завалялся кусок колбасы и сыра (а маслины в Италии даже искать не надо), то семья голодной не останется. Если таким малым не пренебрегать, то маленькое становится источником большого. Голь на выдумки хитра. Или еще пример. Есть такое дорогущее блюдо – фондю. А ведь это пища пастухов. Когда они уходили в горы, то брали с собой баклажку с вином, хлеб и сыр. Со временем хлеб черствел, сыр засыхал, и пастухи растапливали в котелке вино и сыр, макали туда сухари и ели. Так из ерунды люди начинают какие-то новые виды деятельности! Есть и духовные законы: пренебрегаешь малым, большого не получишь. Мы можем жаловаться всю жизнь: и то нам плохо, и это, а если мы готовим пищу на всю семью, не доедаем ее и выбрасываем, разве мы не согрешаем в этом?! Каждый человек может немножко накапливать для каких-то нужд те самые бесхозные копейки, которые через недели и месяцы превращаются в серьезные рубли. Только нужно найти им правильное применение. У Златоуста есть даже такое понятие "святые деньги": от заработанного какую-то часть нужно отделить, и это будут "святые деньги" – пусть лежат, и ты к ним не прикасайся. И на себя их не трать. Потом Бог скажет, кому их дать, кому нужно помочь. Есть вещи, в которых мы обязательно должны помогать друг другу. Вот, например, смерть. Это же не просто двери в вечность, это же великая беда для тех, кто остался жить. Надо всем миром сбегаться на помощь близким: один будет Псалтирь читать, другая – столы накрывать на поминки, третий – заниматься оформлением каких-то документов… Ведь если умер кто-то из родных, человек не знает, как дальше жить, у него руки опускаются, а там столько суеты вокруг, нужно всем сбежаться и помочь, кто чем может… Протоиерей Андрей Ткачев
929 читали · 1 год назад
Молодые люди стесняются целомудрия. Священник Андрей Ткачёв
Юноши, девушки стесняются сегодня признаться, что они девственники, что они не грешили. Они хорохорятся грехом своим, как содомляне. Как писал Исайя, что свидетельствует против них выражение их лиц, они не стыдятся. Блудники и блудницы не стыдятся, они хвалятся грехом. А у кого-то спрашивают, мол, а у тебя уже было? А у него не было, но он стесняется, что у него не было. Да оно не убежит от тебя никуда. Милый мальчик, милая девочка, оно потом, когда придёт, ты попробуй сбеги от этого. Когда у тебя будет, попробуй ещё сделать так, чтобы не было...
472 читали · 1 год назад
Есть ли смысл исповедовать грех, если я знаю, что он повторится? Ведь это, наверное, получается лукавство? - Есть смысл исповедовать грех, даже если Вы подозреваете, что он повторится. Есть грехи, которые неизбежно повторяться. Например, человек говорит, что рассеивается на молитве или что у него нет любви, часто - нет терпения. Я совершенно уверен, что когда Вы придете через неделю, Вы повторите то же самое. Было бы странно, если бы Вы сказали: "В прошлый раз я говорил, что у меня нет любви, а теперь есть. И теперь я на молитве не рассеиваюсь". Такие вещи можно повторять всегда или можно не повторять, но подразумевать. Вот откуда берется пыль? Никто не знает, но уборку влажную делать придется, потому что пыль берется сама собой. Если же речь идет о серьезных грехах, если Вы, не дай Бог, изменяете жене, и настолько связались с этим грехом, что знаете, что в ближайшее время не избавитесь, и приходите плакать о себе. Но отходите от исповеди и знаете, что Вы опять несвободны, что опять находитесь под угрозой залезть в ту же лужу. В таком случае Вам нельзя причащаться, а исповедоваться все равно нужно. Поисповедуетесь раз - и, к сожалению, вернетесь на прежнее. Второй, третий раз. В конце концов, совесть Вас замучает, и либо Вы убьете свою совесть, и станете животным, либо совесть убьет Ваш грех и заставит Вас стать человеком. Вы будете воевать с совестью смертельным боем, до хрипоты и крови, пока один из вас не победит. Либо Вы станете животным, либо Вы станете человеком, и совесть победит Вас. Поэтому нужно говорить все равно о своих грехах на исповеди, в особенности, если это серьезные вещи, которые требуют непременной борьбы с собой. Как гигиенические вещи, когда, например, Вы чистите зубы, Вы уверены, что будете вновь их чистить. Вы стираете свои вещи, но Вы уверены, что Вам это придется делать еще не раз - это нормально. В этом смысле дисциплина исповеди - это гигиеническая дисциплина, она требует повторения, держит Вас в тонусе, не даем Вам завшиветь. Если не будешь убирать в комнате, не будешь ни бриться, ни мыться - завшивеешь. В этом смысле эти повторения - гигиеническая функция исповеди. Повторяйте, не страшно. Протоиерей Андрей Ткачёв
44,5 тыс читали · 1 год назад
У младенцев, когда они рождаются, руки сжаты в кулачки. У них очень сильные сгибательные функции, и когда они рождаются, у них кулачки собраны. А умирая, человек открывает ручки, и что в руках? Ничего. Поэтому Павел говорит некую банальность – ничего не принес, ничего не унесешь. Мы просто забываем об этом. Следовательно, имея пропитание и одежду, будем довольны. Довольны ли вы? Я уверен, что из всех слушающих нет ни одного голодного, который бы чах от голода и не имел ничего в холодильнике. Плюс я уверен, что нет ни одного голого. Нет таких, сто процентов. Есть носки, белье, брюки, платья, обувь. У женщин шкафы забиты хламом, там кучи всего – этих платьев, свитеров, чего там только нет! Куртки, пальто, шубы. Нет голых, нет голодных и нет довольных. А вот Павел пишет, что имея пропитание и одежду – будем довольны. Пропитание есть? Есть. Одежда есть? Есть. Почему не довольны? Довольных нет. Нищие хлеб не берут. «Подайте на хлеб!» И ты идешь из магазина, купил три багета. Даешь один багет, возьми хлебушек. «Нет, хлеб не давайте, дайте денег!» Нищий хлеб не берет. Сегодняшние нищие хлеб не берут. Это значит, что голодных нет. Охамели люди. Все одеты, причем хорошо одеты. Я же помню, как мы одевались в 60-70-х годах, какие нищенские одежды носили, все простое. Может быть, добротное, но не такое яркое. Сейчас на улицу выйди – все одеты, все красивые, веселые. В любом кафе много людей, все что-то едят, веселятся, болтают. Нет голодных и голых нет, но и довольных нет. Ну что такое? Очень серьезный вопрос. Видимо, мы хотим начать голодать и скитаться, и тогда картошка в мундире будет за счастье и лапти с чужой ноги. Тогда мы начнем благодарить. Вот подумайте, пожалуйста, об этом, потому что все сыты и все не довольны, а так долго быть не может. Недовольные накличут на себя то, что надо им, чтобы понять цену того, что они имеют. Это 6 глава апостола Павла, первое послание к Тимофею, стих седьмой. Читайте, думайте, исправляйтесь. Протоиерей Андрей Ткачёв