Найти в Дзене
Гравюра

Гравюра

***
подборка · 2 материала
Albrecht Dürer der Jüngere. «Hieronymus-im-Gehäus», 1514 По своим формально-композиционным признанкам эта гравюра резко контрастирует с «Рыцарем, смертью и дьяволом». Действие здесь происходит не в пейзаже, а в ограниченном стенами интерьерном пространстве, персонаж гравюры – мирный ученый, спокойный труженик, не знающий опасностей путешествия. Но в основании обоих произведений тем не менее лежит общее для них представление о деятельной и высокодуховной человеческой личности, твердо придерживающейся однажды избранной стези служения добру и истине. Св. Иероним на этот раз показан Дюрером не в облике кающегося грешника и изможденного аскета, каким он предстает в гравюре 1496 года, но как трудолюбивый писатель, занятый главным делом своей жизни – переводом греческой Библии на латынь. Стремительный разбег перспективных линий потолка, стен и оконных переплетов направляет наше внимание в глубину композиции, туда, где ярким светом выделена склоненная над пюпитром голова святого. В своем стремлении с точностью до мелочей воспроизвести его предметно-бытовое окружение Дюрер как будто старается превзойти здесь не только венецианских художников – таких, как Витторе Карпаччо или Джентиле Беллини, также любивших вводить в свои произведения жанровые мотивы, – но и их учителей, великих нидерландских мастеров XV века.
Albrecht Dürer der Jüngere. «Ritter, Tod und Teufel», 1513 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22:4) Для создания этого шедевра Дюрер использовал трактат Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова», написанный в 1503 г. Великий гуманист создал не столько теологический труд, сколько морально-этическое наставление. Эразм призывает воина не бояться трудностей на пути к «небесному замку», к царству небесному, даже если тот повстречает страшных призраков. Именно эти слова и вдохновили художника на создание «Рыцаря», символизирующего истинного христианина. Сурового всадника в максимилиановских доспехах на боевом коне сопровождают мохнатая собака – символ Верности, и зловещие фигуры Смерти и Дьявола. Они корчатся, угрожают, пытаются увлечь в пучину соблазнов бесстрашного рыцаря. Злобная Смерть изображена на тощей кляче с песочными часами в руке, символизирующими краткость человеческой жизни. Дьявол представлен в обличье рогатого зверя. Однако всадник, не замечая угроз и соблазнов, упорно движется вперед. Не оглядываясь, как сказано в трактате Эразма Роттердамского «non est fas vespicere» (нельзя оглядываться), рыцарь стремится к своей цели, к вратам рая. Смерть и дьявол бессильны перед волей этого человека. Его вера и бесстрашие торжествуют в мрачном ущелье.