Albrecht Dürer der Jüngere. «Hieronymus-im-Gehäus», 1514 По своим формально-композиционным признанкам эта гравюра резко контрастирует с «Рыцарем, смертью и дьяволом». Действие здесь происходит не в пейзаже, а в ограниченном стенами интерьерном пространстве, персонаж гравюры – мирный ученый, спокойный труженик, не знающий опасностей путешествия. Но в основании обоих произведений тем не менее лежит общее для них представление о деятельной и высокодуховной человеческой личности, твердо придерживающейся однажды избранной стези служения добру и истине. Св. Иероним на этот раз показан Дюрером не в облике кающегося грешника и изможденного аскета, каким он предстает в гравюре 1496 года, но как трудолюбивый писатель, занятый главным делом своей жизни – переводом греческой Библии на латынь. Стремительный разбег перспективных линий потолка, стен и оконных переплетов направляет наше внимание в глубину композиции, туда, где ярким светом выделена склоненная над пюпитром голова святого. В своем стремлении с точностью до мелочей воспроизвести его предметно-бытовое окружение Дюрер как будто старается превзойти здесь не только венецианских художников – таких, как Витторе Карпаччо или Джентиле Беллини, также любивших вводить в свои произведения жанровые мотивы, – но и их учителей, великих нидерландских мастеров XV века.
3 года назад