Найти в Дзене
Уроки смотреть-3

Уроки смотреть-3

Практические упражнения для того, чтобы научиться лучше понимать искусство. Третья часть уроков, читайте с нижнего поста.
подборка · 31 материал
1519 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: Jeanne Mammen (1890-1976). Zwei Damen mit Hüten im Café (circa 1910-1914).⁣ Christie's Продолжая разговор о графике. Если в рисунок активно введен цвет, то контур, линия и композиция уже не обязаны быть столь "вылизанными". Цвет всегда перетягивает одеяло на себя, и если цвета плохо подобраны, то и идеальный контур не спасет. Вот пример цветного рисунка (такие ядреные цвета, наверно, тушь). Карикатурные лица -- типичная черта немецкого экспрессионизма кстати.⁣ Что тут происходит: коричневое О воротника корреспондирует с коричневыми волосами женщины справа. Волосы наверху, получается такая скрытая наша любимая диагональ /⁣ Она же поддерживается черным плечом дальней женщины. При этом ближайшая наряжена так ярко, что все внимание, конечно, на нее. Это дикое сочетание синего, рыжего и фуксиевого... А попробуйте представить фигуру без воротника, что произойдет? На переднем плане бледно-желтый овал столика, на нем белые бокалы торчат. Бокалы перекликаются с торчащим плюмажем рыжей дамы. Столик перекликается с желтой стеной позади. Желтая стена выглядит особенно отвратительной от сочетания с фуксиевой шляпкой (эмоция отвратительного -- одна из ключевых и искомых для немецкого экспрессионизма). У женщин безумная косметика. У второй дамы на груди бледно-бирюзовая хрень, в комплекте безумной колористической гаммы картины. Этот цвет -- своего рода негатив фуксиевого, и там тоже торчит какое-то перышко. Эта тетка изображена в профиль, и она как будто смотрит на грудь соседки. Ее взгляд образует нисходящую диагональ справа вверху - вниз влево / Обратите внимание, что взгляды персонажей в картинах всегда образуют невидимые диагонали, потому что мы подсознательно следуем за их направлением, даже когда на их пути нет никаких предметов. Этот взгляд, вместе с поднимающейся диагональю от воротника и плеча, упомянутой выше, образует еще одно О, только положенное на бок. Ротик у дамы тоже делает "О". А рыжая дама как будто полуслепая.⁣
1570 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: Wilhelm Schulz (1865-1952). Die Hebung der Sittlichkeit (1904).⁣ Christie's Что хорошего в этом рисунке: как и положено хорошему однотонному рисунку -- четкая линия, ясный силуэт, уравновешенная композиция. Если нет цветов, то художнику нужно оперировать именно этими методами, и тут гораздо проще промахнуться, чем в цветной работе, продемонстрировать свое неумение. А вот тут все отлично. Композиция, как обычно, диагонали // черная фигура клиента, и белая спинка кровати + торс проститутки + ее рука и голова. Посмотрите, как черный цилиндр положен наискосок, чтобы создать допдиагональ \ Он лежит на черном же комоде, но чтобы это темное пятно не было слишком тяжелым и не перевесило, под цилиндр подстелена белая салфеточка, которая разбавляет тяжесть. Черная рама над шляпой служит этой же цели создания равновесия, еще она, кстати, рифмуется с "квадратом", который создают внизу ноги клиента.⁣ Его ступни такие огромные, мне кажется, чтобы подчеркнуть его монструозность. Тут два монстра -- проститутка (смотрите на ее больное лицо), но ее жизнь заставила, и этот проповедующий, который еще хуже, потому что лжец.⁣ Художник очень грамотно вылепливает телеса женщины с помощью линии, а также раскраски белилами. Обратите внимание, где он оставляет просвечивать желтый цввет бумаги. Подумайте, зачем он оставляет его? Почему ее лицо выбелено, а его нет?⁣ В теле мужчины нет никаких линий, что бросается в глаза по сравнению с телом женщины, которое сделано практически скульптурно. Он весь -- как будто гигантская клякса, бяка.⁣ ⁣ Что еще вы тут видите? Какие приемы и методы?⁣
1300 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: Jane Peterson (1876 - 1965). Lady in Yellow. Housatonic Museum of Art⁣ Американская импрессионистка, в один из периодов находилась под влиянием испанца Сорольи, что чувствуется⁣ Что-то меня последние дни на желтое тянет, по Люшеру это хороший признак, значит, не в депресняке сижу.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: во-первых, яркий колорит (ха-ха; если вас такая гамма, типа "осень", раздражает, имеет смысл попить успокоительное, говорят врачи). Итак, основные цвета -- желтый и коричневатый, которые тонко дополнены зеленым, а также нетипичным для живописи бирюзовым цветом. Кстати, расцвет колористического разнообразия со 2-й пол. 19 века связан и с тем, что химия стала более развитой наукой, и художникам больше не надо было делать краски из корешков, травок, и перетолченных в ступке бус жены.⁣ В общем, этот оттенок бирюзового, и те зеленые цвета, которые отражаются в зеркале -- очень тонкие и приятные. Обратите внимание, что отражение лимонов (?) в зеркале другого оттенка, чем фрукты "в реальности", не такое оранжеватое.⁣ Второе хорошее: композиция. Ввод зеркала и отражения в картину, если у художника получается с этим справится, обычно очень разнообразит композицию и радует глаз. Направление стола следует стандартной диагонали / , однако ж женска фигура выгибается обратной скобкой ) -- нетипичное построение, и интересное. 4 черных предмета: ваза слева, волосы отражения, волосы реальной женщины и что-то на ее поясе под рукавом -- придают дополнительный ритм движению взгляда. Равно как и две ручки корзины, перекликающиеся с наклоном фигуры. Их поддерживает окантовка ворота халата в отражении.⁣ Еще мне нравится вздернутый носик у девушки.⁣ ⁣ Что плохого: проблемы с анатомией, халат будто не на живом человеке висит. Надо бы посмотреть другие работы этого автора, знала ли она вообще анатомию? Или знала, а тут не надо придираться, потому что это быстрый этюд?⁣
1155 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: János Pentelei Molnár (1878–1924). Idyll in the Ranch. Priv. coll.⁣ Что хорошего в этой картине: она идеальна, как шахматная доска. С помощью очень ограниченного набора цветов и симметричной композиции автор выстраивает образ гармонии и лета.⁣ ⁣ Симметричная картина, ось по центру. На ось нанизано маленькое белое пятно (птички), пирамидальная фигура (стог сена), зеленый овал (крона дерева). Позади кроны идет массив зелени, который поднимается снизу вверх, слева направа / . Он начинается от "тяжелого", темного пятна зелени, которое маленькое, слева, и вырастает в большой, но легкий и светлый кусок зелени (справа в верхнем углу картины). Узкий треугольник сероватого неба как будто отражается в длинной темно-зеленой тени, протянутой через всю картину позади стога. Тени от непоказанного нам предмета, обратите внимание. У дерева есть кусок с более темными ветками и листьями, он перекликается с таким же темным куском стога, а также с тем темным куском зелени, который в левой части, позади дерева.⁣ ⁣ Все это сделано с минимальным набором цветов, повторюсь.⁣ Большая четкая подпись художника стоит не в привычном нам правом углу, а в левом. Чтобы картину не перекосило от тяжести этих букв, если бы они оказались рядом с концом лежащей тени от неизвестного нам предмета.⁣
1378 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: Михаил Врубель. "К ночи". 1900. ГТГ⁣⁣ ⁣⁣ Что хорошего в этой картине: в-первых, как всегда у Врубеля, цвет. Потрясающее дополнение основного синего (или фиолетового) цвета самыми немыслимыми другими цветами. В данном случае это цвета неба и чертополоха -- с мастью лошади и телом Пана (?), а также с зелеными оттенками травы и стеблей.⁣⁣ ⁣⁣ Во-вторых, свет. Картина не зря называется "К ночи" -- Врубель улавливает особенное освещение в последние мгновения перед закатом. Отсюда контраст между теплым ближнего плана и холодным дальнего.⁣⁣ ⁣⁣ Итак, мы имеем а) непривычное колористическое сочетание; б) необычное сочетание двух разных типов освещения. Этого достаточно для того, чтобы мы были немножко ошеломлены и картину запомнили. Поэтому с композицией Врубель ничего особенного делать не не стал, она спокойная повествовательная, как фриз. На переднем плане спокойно "шествуют" цветы со своими маленькими малиновыми головками. Они разного роста, поэтому ритм их головок рваный, но все равно живой. Их "шествие" утыкается в фигуру пастуха, у которого голова нарочно зачернена, чтобы перепад высот не был таким резким. По его руке и плечам взгляд поднимается спокойно, как по пандусу, и неважно, что он смотрит в другую сторону.⁣⁣ ⁣⁣ Следующий план -- с лошадками. Тоже спокойное шествие, в ту же "выигрышную" сторону, слева направо.Две лошади нагнули голову, чтобы "ритм" не был слишком быстрым.⁣⁣ Третий план -- небо, которое "разбавлено" поднятой головой черной лошади и луной. Эта голова и ее "негатив" -- белая луна относительно оси симметрии картины практически симметричны, это придает картине дополнительное равновесие. Из других рифм -- хвост оранжевой лошади -- и такое же направление руки пастуха. Но эти диагонали не резко задранные и очень короткие, не наполняют картину специальной энергией.⁣⁣ ⁣⁣ Головы лошади и Пана как будто склонены друг к другу.⁣⁣ Обратите внимание на место желтых пятен.⁣⁣
1348 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красоту везде. Продолжаем наши "Уроки смотреть". Илл.: Eilif Peterssen. Sommernatt. 1886. Nasjonalmuseet (Oslo)⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине (помимо всегда приятного глазу зеленого колорита). В первую очередь, белое дерево, которое с такой шикарной композиционной наглостью лежит ровно "по скелету" композиции, вверх вправо. Мы понимаем, что это художник действительно писал с натуры, сошлись так звезды, увидеть подобное в реальности. Смотрите на дату создания - 1886. Художники только учатся хулиганить. Ближний к нам ствол наклонен под углом, не таким резким. Березки слева выглядывают стремясь вверх. Неба виден крохотный кусочек, горизонт почти "под потолком". Месяц отражается в озере. Черный холм отражается в воде вверху справа (уравновешивая упавший белый ствол). Самый близкий к нам кусок воды (справа внизу) тоже очень темный, уравновешивая отражающийся холм.⁣ ⁣ Это как будто случайный фотокадр, а не обдуманная живописная картина. И художник сам балдеет от того, что теперь (в 1880-е) так можно! И при этом все равно получается красиво.⁣ ⁣ За счет отказа от правил классического пейзажа получается свежо и интересно.⁣