Найти в Дзене
Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике

Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике

Сверхразум, сверхспособности и прочее могущество в НФ
подборка · 9 материалов
695 читали · 5 месяцев назад
Боги и сверхъестественные существа в НФ. Прогрессоры братьев Стругацких
Здравствуйте, уважаемые читатели. В рамках серии обзоров о сверхъестественности и всемогуществе в НФ, будем говорить сегодня о прогрессорстве в фантастике Аркадия и Бориса Стругацких (АБC). Прежде всего, объяснюсь, почему отношу здесь прогрессорство к всемогуществу и сверхъестественности. Прогрессоры являются частью литературно-фантастической Вселенной АБC Мир Полудня, в которой опубликовано около десятка повестей и рассказов (не считая примыкающих к Миру Полудня произведений Предполуденного цикла)...
211 читали · 1 год назад
Боги и сверхъестественные существа в фантастике. Смогли в сверхразум на одних инстинктах
Здравствуйте, уважаемые читатели. Решил сегодня поговорить о всемогуществе и сверхъестественности в научной фантастике, а рамках соответствующей тематической серии обзоров. Если в фэнтези, разнообразные всемогущие силы, что называется, находятся на своем законном месте и представить фэнтезийное произведение без черного властелина, крутого колдуна и какой-нибудь самой завалящей надмировой силы практически невозможно, то в научной фантастике такое допущение нужно еще доказать, что само по себе является интересным и достойным обсуждения...
1390 читали · 2 года назад
Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике. В конце должен остаться только один В серии постов о фантастике, в сюжете которой фигурируют сверхспособности, могущество и все такое, сегодня будет пост о героях Вселенной "Горец", вернее Киновселенной, потому как главные и самые знаковые ее элементы - это фильмы и сериалы (вернее, один сериал). 💬 Существует и несколько десятков книг серии "Горец", что характерно для любой более - менее популярной фантастической Вселенной. А еще комиксы, мультсериал и анимация. Типично, кстати, для масскультуры, где правит бал удовлетворение спроса путем разных предложений. Иными словами, индустрия. 💬 Главная проблема франшизы, на мой сугубо субъективный взгляд, состоит даже не в слабых продолжениях первого фильма, с точки зрения зрелища. Про это нужно отдельно говорить. Просто финал первого фильма является исчерпывающим, законченным. Среди смертных людей, в разных частях света и в разное время, рождаются бессмертные. Они не стареют, не болеют и физически их устранить невозможно. Впрочем, бессмертным некогда заниматься всякими пустяками, вроде подчинения обычных людей, порабощения мира и т.п. В их природу заложена борьба друг с другом, происходящая в форме поединка холодным оружием. Победителю переходит вся энергия соперника и в конце концов должен остаться только один из них, что и происходит в финальной битве фильма, когда Коннор Маклауд сносит голову буйнопомешанному Кургану. Маклауд обретает с этой победой все знания мира, но взамен становиться смертным. Впрочем, для него это не проблема, а наоборот - возможность жить, как все. Точка. Однако, шоу, как известно, должно продолжаться. Поэтому в сиквеле придумали другую планету, с которой все бессмертные и прибыли на Землю. В мире Зейст они были повстанцами против сил генерала Катаны. Мятеж был подавлен, а проигравшие приговорены к вечной ссылке на Землю, причем в разные исторические эпохи нашего мира. Только как это сочетается с вечным турниром по формуле "в конце останется только один"? Непонятно. В общем, "Горец 2. Оживление" предлагает зрителю не задаваться вопросами складности легендариума и просто наслаждаться зрелищем поединков на мечах и тандема Кристофер Ламберт - Шон Коннери. Только вот любая фантастика и так является допущением, выходящим за рамки повседневности. Мир любой фантастической Вселенной должен быть как можно менее противоречивым. Иначе, зритель (читатель) должен допущение смотреть (читать) с допущением: ну... как-то вот они снова бьются на мечах. В следующих фильмах зритель уже должен не обращать внимания на сюжет "Горец 2". Мол, на него не ориентируйтесь. Тем не менее, сериал "Горец" с Эдрианом Полом получился классным. Дункан Маклауд как-бы и не поубедительней получился своего старшего брата. Саму идею бессмертных фехтовальщиков разбирать особо нет смысла. Она такая - сходная по своей сути с супергеройскими комиксами. НФ - литературы, где идеи бессмертия развиваются умнее и глубже очень много. Но я не случайно отметил выше, что Вселенная "Горца" - это прежде всего кино. Фантастическое допущение простое, как... марвеловские человеки - пауки и женщины - кошки, но какова подача?! Сочетание ночного нуара мегаполиса и исторические флэшбеки в антураже природы Шотландии, великолепный Рамирес - Коннери, оба Маклауда (Коннор и Дункан), рок - баллады Фредди Меркьюри - все это и заставляет не забывать о "Горце". Вообще, визуальной фанатстике не всегда идет на пользу сложность и оригинальность фантастических допущений. Потому редко получаются удачные экранизации больших литературных произведений НФ и фэнтези. Без поединков на мечах, борьбе со злодеями и всем таким, представить "Горца" невозомжно. Но показанные очень просто моменты (без современных постмодернизмов, посткиберпанков, писходелик и марвеловских героев - мультиков) делают историю бессмертных шотландцев гениальной фантастикой. Коннор и Дунакан платят цену за долголетие, проживая со зрителями моменты прошлого с любимыми женщинами, близкими, друзяьми. Их всех больше нет, а остается вечный бой до одного победителя.
1469 читали · 2 года назад
Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике. Выпуск 6. Уставшие от могущества В рамках постоянной рубрики постов, посвященных могущественным сущностям из мира научной фантастики, сегодня поговорим о тоанах - властителях из цикла американского фантаста Филипа Фармера "Многоярусный мир". Фармер в этом цикле сконструировал довольно любопытную концепцию фантастической Вселенной с несколькими яркими идеями. Так, многочисленные карманные миры - вселенные "Многоярусного мира" имеют искусственное происхождение. То есть, они созданы могущественной расой с технологиями, делающими ее подобной богам. Ну а как иначе, ведь властители могут создавать не только миры, но и с помощью биотехнологий заселять их живыми существами (людьми тоже). "Я не буду создавать Барсум, чтобы ты мог просто резвится там с мечом", - примерно так говорил властелин Джадавин (он же землянин Вольф), своему товарищу Кикахе (тоже выходцу с Земли). Впрочем, идея людей, как результата воли неких надмировых сил, отнюдь не изобретение Фармера. Еще в средние века разные еретические христианские учения, вроде альбигойцев, богомилов, павликиан и т.п., стали рассматривать мир не как творение Бога, а как дело рук Сатаны. Теория небожественного заселения Земли из космоса, так называемая гипотеза панспермии, зародилась еще в первой половине 19-го столетия. С тех пор, спектр предположений о космическом влиянии на жизнь нашей планеты пополнялся самыми разными оттенками - высказываниями. От занесения органических молекул на планету с космической пылью, до экспериментов инопланетных рас в виде создания людей. Но Фармер не был бы Фармером, если и тут не внес бы толику эпатажа. Земля и земляне, как и другие миры и существа (разумные и не очень) их населяющие, были не только созданы Господами для своих целей, но и сам народ тоанов - Создателей, был просто работой другой расы. Такие вот могущественные "Боги" - создания более древних высших сил. Ну а еще Фармер сделал своих Властителей - господ миров подобными древним античным богам. Господа враждуют между собой за обладание мирами, как олимпийские боги за города Эллады: Аполлон и Афродита за Гектора и троянцев, остальная компашка, во главе с Зевсом, за сынов Ахейи. Устав от многотысячелетнего всемогущества, Властители миров превратились в сварливых свирепых существ, смысл существования они видят только в устранении конкурентов. Нет целей, значит нет смысла развития чего-либо. За века межмировых войн Господа утратили свои технологии. Они лишь могут управлять тем, что осталось от предков. Так что Вселенная Многоярусного мира - это место соперничества остатков деградирующей цивилизации, возомнивших себя богами. Ну а причуды этих сумасбродных властелинов могут быть разными. Джадавин в Многоярусном мире позиционировал себя как Бог всех населяющих этот мир разумных существ, живущий на вершине гигантской планеты - пирамиды. Зато Рыжий Орк - тайный Господь Земли безразлично относился к своим подданым и дал им полную свободу. Его развлекало наблюдение за лаблаббиями (людьми, созданными Господами). Такая концепция сварливых, но деградирующих повелителей миров, позволила создать автору сюжеты отдельных произведений цикла, в которых землянин Кикаха и его подруга Анана из расы тоанов, сражаются против Властителей в разных мирах, противостоя их безумию и изощренной жестокости (хотя лично мне больше глянулся главный герой первой книги: Вольф - Джадавин). Так что, друзья, если не сталкивались до этого с данной серией Фармера, возьмите себе на заметку. Скорей всего не пожалеете потраченного времени.
1786 читали · 2 года назад
Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике. Выпуск 5. Роботы - вершители истории В пятом выпуске "научно-фантастических сверхъестественных" поговорим о человекообразных роботах, вершивших историю человечества в галактическом масштабе на протяжении более чем десяти тысяч лет. Речь идет о роботах: Жискаре Ривентлове и Р. Дэниэле Оливо, из знаменитой космооперной эпопеи Айзека Азимова "Галактическая история", костяком которой стала серия "Основание". Во Вселенной Азимова эти роботы были созданы представителями космонитской (спейсерской) ветви человечества, на планетах которой бла развита робототехника и внедрена тотальная автоматизация. Жискар Ривентлов создавался как обычный "домашний" робот, задачей которого была помощь владельцам в ведении домохозяйства. В ходе экспериментов своей хозяйки Василии Фастольф над позитронным мозгом он обрел сознание и способности оказывать телепатическое влияние на людей и других роботов. Постепенно Ривентлов выработал и сформулировал, так называемый, Нулевой закон робототехники. Главным постулатом данного правила стала обязательная ответственность роботов за все человечество. Само собой, нулевой закон касался только самого Жискара Ривентлова и модернизированного им человекообразного андроида Р. Дэниэла Оливо. Ривентлов сознательно тормозил космическую программу космонитских миров, сделав заключение, что их культура нежизнеспособна и ее доминирование не пойдет на пользу человечеству. Когда ресурсы робота были на исходе, Ривентлов передал все знания Р. Дэниэлу Оливо. Последний приложил руку к разработке доктором Хэри Сэлдоном науки о развитии человечества - психоистории. В дальнейшем Р. Дэниэл Оливо "курировал" создание цивилизации Геи - планеты с коллективным разумом, как более прогрессивной формы эволюции и возможного будущего галактики. Таким образом, Азимов делает Жискара Ривентлова и Р. Дэниэла Оливо ключевыми фигурами будущего. Основой их мотивации стал Нулевой закон, который побудил роботов заняться опекой всего человечества и влиянием на его развитие.
1937 читали · 2 года назад
Боги и сверхъестественные существа в научной фантастике. Выпуск 4. Ключники. Почти боги. Друзья, помните, как в детстве, насмотревшись сказок про Старика Хоттабыча, волшебную палочку, цветик - семицветик и т.п., мы мечтали об исполнении всех наших желаний?! Чтобы всегда было мороженное, лимонад и любые другие сладости. Удовлетворились бы вы сейчас ведром мороженного? Возможно. Но все же, у большинства взрослых людей желания видоизменились (мешок денег, здоровье себе и близким и т.д. и т.п.). Таким же образом не удовлетворилась полученными возможностями и раса ключников из романа Сергея Лукьяненко "Спектр". Ключники в далеком прошлом перешли на новый эволюционный уровень. Они достигли знаний и умений, невообразимых для нас. С точки зрения современного земного человечества ключники стали почти богами. Но вместе со всемогуществом, ключникам стала мелки и не нужны все былые замыслы и мечты. Богу не нужно желать себе все уметь и знать. Это подразумевается априори. Ну а мы, повзрослев, можем купить ящик мороженного, но большинству это не нужно. Часть расы ключников просто не захотела терять себя и отказалась от всемогущества новой ступени эволюции. Они остались в галактике и стали связывать планеты в единую транспортную сеть из самых благородных побуждений. При этом ключники не вмешивались в дела младших рас. Сознательный отказ от всемогущества, сохранение своей сути без особого сожаления, часто встречающаяся в произведения Лукьяненко мысль. Но об этом в другой раз.