Найти в Дзене
Мифы и легенды

Мифы и легенды

Сказка быль, да в ней намек.
подборка · 11 материалов
6 месяцев назад
Как на Руси сказки сказывать запрещали🚫: «В 1649 году царь Алексей Михайлович Тишайший разослал своим воеводам указ. Отныне те, кто слушал и сказывал «сказки небывалые», нарекались опасными преступниками, ибо «кощунанием» губили они души свои и ближних. Сих преступников неукоснительно ожидала царская кара! Из отписок воевод видно, что данный указ действительно исполнялся. Да, суровую войну объявил Тишайший бахарям и скоморохам! А вот когда к власти пришёл Пётр I, сказка вновь вышла из подполья. «То, что отцу Петра казалось оскорблением религии, Пётр расценивал как одно из законных проявлений народной жизни, которое не только ничуть не оскорбляет религии, но вполне может уживаться с ней», – писал исследователь фольклора М. К. Азадовский." Ульяна Нижинская Недетские сказки Изображение: https://pin.it/6kQBP4Vzm
7 месяцев назад
Крестьяне деревни Жеброва Иван Мухин и Петр Александров рассказывали: «Осенью в третьем году мы словили рыбу на Шенгафе с лучом (с огнем) — острогой. Вдруг явилась птица и залетала над самыми нашими головами и крыльями своими угасила наш огонь. Мы снова зажгли, она опять угасила, и несколько раз мы зажигали, а она все гасила. Мы видим, дело неладно — вышли из воды, стали творить молитву и креститься, тогда защекотала сорока, а потом черт захохотал, и когда мы побежали домой, он вскричал: „А — догадался“». А. Бурцев "русские народные сказки и суеверные рассказы про нечистую силу" Источник изображения: https://pin.it/3trTZJQhx
7 месяцев назад
Вино и табак, по существующему поверью, изобрел дьявол. Ходят среди народа даже рассказы на эти темы. О распространении вина среди крестьян рассказывают так: однажды к богатому мужику зашел странник и попросил у него кусок хлеба. Добрый мужик посадил странника за стол, нарезал не-сколько ломтей хлеба, поставил солонку с солью, ковш с квасом и сам, подсев к столу, стал расспрашивать: «Откудова идешь, куда правишься…» Утолив голод, странник, вместо того чтобы поблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, достал из своего ранца дубовый бочоночек и предложил тому выпить какого-то веселого пойла. Как отведал мужик этого веселого пойла, так и почувствовал, словно по жилам вдруг что разлилось. Мужику так понравилось пойло, что он приступил к страннику с расспросами: откудова, дескать, ты, голубчик, добыл «эфто пойло», каким способом варят пойло? Странник сперва было не хотел сказывать про это, но после долгих просьб наконец рассказал. Мужик стал упрашивать странника остаться у него на некоторое время для варки веселого пойла, обещая большую поденщину (поденную плату). Странник согласился и в тот же день принялся за работу. Дни проходили за днями, недели за неделями, а странник все не отставал от возложенной на него мужиком работы. Открыто было несколько кабаков, в которых продавались доселе невиданные и неслыханные крепкие напитки. Народ «расчухал» свойство веселого пойла и стал часто посещать кабаки. Из книги А. Бурцева "Русские народные сказки и суеверные рассказы про нечистую силу" Источник изображения:https://pin.it/5EYYfX02G
7 месяцев назад
Кто людям табак подарил и курить научил. Из книги А. Бурцева "Русские народные сказки и суеверные рассказы про нечистую силу" О происхождении табака рассказывается так: однажды молодой помещик, шляясь по лесам, встретился с неизвестным охотником. Неизвестный охот-ник попросил у помещика несколько зарядов пороху и дроби. Тот отсыпал, а неизвестный охотник за его услугу подарил ему коробку сигар и показал, как нужно курить их. Помещик как затянулся раз-другой, так и бросился к охот-нику на шею благодарить его и в восторге произнес слово «Боже» — глядь, а неизвестного охотника как не бывало, только под ногами валяется какая-то бумажка. Поднял удивленный помещик эту бумажку и подпрыгнул от радости. Это было подробное описание о том, как растить табак. По существующему поверью, пьяным показывают дорогу черти, доводя иногда до погибели. Источник изображения: https://pin.it/50f3tu012
7 месяцев назад
Как наши предки с Домовым соседствовали
Образ домового, кажется, знаком каждому из нас. Но как мы к нему относимся? Точно не так же серьезно, как наши предки, у которых дом, который покинул домовой считался проклятым. Домовой для нас сегодня - это больше персонаж из сказок или мультфильмов, часто фигурки домовых можно увидеть в сувенирных лавках. Очень популярны были одно время веничики, на которых "сидел домовой". Хозяйка вешала такой веничек на кухне и таким образом задабривала домового. До сих пор можно услышать тем, кто жалуется...
7 месяцев назад
Перечитываю книгу Ульяны Нижинской "Недетские сказки". Хочу поделиться этим фрагментом: Сказка же – это переосмысленный миф, в который рассказчик уже не верит, всё изложенное для него – вымысел: «Сказка вся – боле врать нельзя» или «Правда – нет ли, не знаю», – излюбленные сказочные концовки. Героями вымыслов являются уже не боги, а люди. Так, например, капризная царевна Несмеяна, которую в сказке мы воспринимаем как человека, в мифах некогда была богиней плодородия. Древние люди верили, что от её улыбки зависел урожай. Смех воспринимали как символ жизни: кто смеётся – тот живой, кто не смеётся – тот обитатель царства мёртвых. Вспомним древнегреческий миф о Деметре. Когда Аид, владыка преисподней, похитил её дочь Персефону, скорбь охватила богиню плодородия, и на землю опустилась зима, убив все посевы. Но стоило Персефоне вернуться к матери, как хлебородные нивы вновь начинали колоситься от одной только улыбки богини. Древние греки так и называли Деметру – «Деметра Несмеющаяся» – почти наша Несмеяна!" Кто смеётся, тот живой. Смеётся искренне, громко, от души. А теперь, если вспомнить болезнь 21-го века - депрессию, как о себе говорит человек? "Я будто живой труп. Меня ничего не радует. Я живу на автомате". Как будто у него умерла душа. Нам всем нужны поводы для радости, смеха, улыбки или чтобы просто стало тепло на душе. И если этих поводов нет, то нужно изо всех сил постараться создать их для себя и, быть может, для тех, кто рядом. Источник изображения: https://pin.it/3fZsMkBQm