Найти в Дзене
Цикл "Против Глупости"

Цикл "Против Глупости"

Цикл рисунков, отчасти являющихся подобием полемических иллюстраций, по мотивам книги "Похвала Глупости" Эразма Роттердамского. 2009-2020 гг. Бумага, карандаш.
подборка · 3 материала
Цикл "Против Глупости". "Пустозвоны", по мотивам главы V. 2012. Люди, которые незаслуженно пытаются присвоить себе личину и титул мудрости, — "эти обезьяны, рядящиеся в пурпур, и ослы, щеголяющие в львиной шкуре", — вот герои данной иллюстрации. Они — лучшие друзья Глупости, с которыми она с легкостью может петь одну песню, а маленькая птичка Глупости — беззаботно танцевать на лавровом венке. © Павлова А.
Цикл "Против Глупости". "Тщеславный", по мотивам главы III. Тщеславный - один из первых созданных мною персонажей. На его примере как раз виден упомянутый в предыдущих публикациях постоянный архитектурный мотив строящейся Башни, а персонаж - своего рода ожившая статуя на стене готического собора. Башня, как можно видеть по сколам внизу, строясь, уже разрушается: таково зыбкое основание всякого глупого дела. Тщеславный внешне скромно, но с тайной оглядкой на окружающих занят тем, что пришивает к одежде павлиньи перья. Вероятно, он думает, что будет выглядеть в них красиво, но на деле это не так. Ногой Тщеславный попирает листы с текстом, что указывает на его пренебрежение к знаниям и слову вообще. Ещё один герой рисунка - сидящий наверху павлин. (Кстати, именно из его хвоста и выдёргивает для себя перья Тщеславный). Он является очевидным символом тщеславия как такового. Можно заметить, что хвостом павлин врастает в ткань архитектуры. Это - намек на сущность Башни: она, как видим, сделана не из камня и кирпича, а из ошибок человеческих. © Павлова А.
Цикл "Против Глупости". Начальный рисунок цикла - "Эразм и Глупость". Он является отсылкой к резцовой гравюре А.Дюрера "Рыцарь, смерть и дьявол", связанной с публикацией Эразмом Роттердамским его "Руководства христианского воина". Рыцарь, закованный в броню веры, в моей реплике превращается в самого Эразма. Рыцарю-Эразму сопутствует Глупость, едущая верхом на чудище, искажённом образе доброго коня (символе души). Глупость в некотором смысле замещает дюреровские фигуры смерти и дьявола, поскольку, как явит это текст произведения, так же опасна. Между рыцарем-Эразмом и Глупостью словно бы идёт диалог, но он, исследуя доводы Глупости, погружаясь умом в топкую стихию человеческих заблуждений, не становится её союзником, и потому рыцарь молчит: он отвергает всякие мысли Глупости и тем самым побеждает её. У ног коня бежит сенмурв - крылатый пёс - символ религиозной верности и защиты веры. В гравюре А.Дюрера на месте сенмурва тоже была изображена собака, имеющая сходное значение. Глупость, отграниченная от рыцаря полосой тумана (туман показывает совершенную отделённость рыцаря-автора от причастности к неразумию), держит в руке цветок гортензии, означающий холодность, безразличие и бессердечность. Ведь, хотя Глупость улыбается и представляет себя благом для людей, но слова её ложны. Правой рукой она указывает рыцарю на пройденный им путь, словно предлагая отвернуться от намеченной христианским воином цели и повернуть назад, к строящейся вдалеке Башне (аналогия с Вавилонской башней) - центральному образу цикла. У ног чудища, рядом с Глупостью, растёт дурман (обман), рута (горе, раскаяние) и мята (подозрение). На пути же рыцаря, у копыт его коня виднеется примула - побеждающая благодать. Так же прилагаю дюреровскую гравюру "Рыцарь, смерть и дьявол" (1513). На ней всадник едет в противоположную сторону. В моей реплике он повёрнут в правую сторону, то есть по ходу рассматривания читателем цикла. © Павлова А.