Найти в Дзене
К.С. Безпалова. Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря.

К.С. Безпалова. Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря.

Историческая научная работа. Интересный материал о истории Пензенской губернии, и города Керенска в частности.
подборка · 14 материалов
2 месяца назад
Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §2. Борьба за восстановление статуса монастыря в 1822–1851 гг. Продолжение. Одним из направлений монастырского хозяйства стало образное и златошвейное мастерство. Для обучения Анна Васильевна Тамбовцева направила небольшое количество сестер в сыскавшую известность в этой области Арзамасскую женскую обитель. Вернувшись с обучения, они применяли свои знания в рукоделии и обучении других сестер этому искусству. Таким образом, была сформирована керенская златошвейная школа, которая сыскала себе известность также и даром Иерусалимскому патриарху Мелетию в виде вышитых золотом саккоса и омофора – священного облачения – в конце 1840-х годов. Также Анна Васильевна способствовала и развитию ткачества, башмачного производства, развивала и подсобное хозяйство монастыря – была обустроена пасека, посажен сад, покупалась земля для хлепопашества. 28 апреля 1837 года Анна Васильевна стала полноценной настоятельницей Керенской Тихвинской общины. Место священника после выдающегося Кирилла Васильева занял не менее значимый протоиерей Михаил Земблинов. Он родился в 1797 году в семье священника, получил духовное образование в 1822 году в Пензенской духовной семинарии, 5 апреля 1823 года указом епископа Пензенского Преосвященного Амвросия поступил на службу в г. Керенск. Его служение не было лишено признания. Усилия Михаила Земблинова были отмечены Преосвященным Иринеем, который вступил в должность. Так, 26 июня 1826 года он был утвержден на должность цензора проповедей. При этом являлся членом Пензенского губернского оспенного комитета, существовавшего с 1811 по 1865 годы. 5 октября был награжден набедренником за добросовестное исполнение должности, особые достижения и хорошее поведение. 20 ноября стал противораскольническим миссионером, а 17 декабря ему была выражена благодарность от Преосвященного Иринея. В середине лета 1830 года при очередном осмотре г. Керенска отец Михаил был назначен благочинным уезда. В 1837 году он вступил на новую должность попечителя Тихвинской Богородской общины и награжден скуфьею. В его обязанности входили надзор за общиной, духовное наставление жительницам, отправка ежегодных ведомостей в попечительство. Отец Михаил принимал действительное участие в жизни общины. Так, Г.П. Петерсон сообщает о его доброте, когда он, зайдя к сестрам в трапезу и застав их за крайне скудным обедом, приказал купить для них в городе нескольких соленых лещей. К. С. Беспалова. Продолжение следует... #История #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь #богадельня #История_России
3 месяца назад
Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §1. Основание и деятельность Богородицкого Одигитриева девичьего монастыря. Продолжение. Во времена служения отца Кирилла страну настигла Отечественная война 1812 года. Известно, что 2 сентября 1812 года в Пензе был создан Комитет пожертвований, по сведениям сборов которого доля пожертвований представителей духовенства составляла 14125 рублей, а, в сравнении, доля дворянства – 13337 рублей. Стоит также учитывать, что в пожертвования духовенства также входили и добровольные пожертвования прихожан, но, тем не менее, доля, вложенная ими, составляла большую часть по сравнению с пожертвованиями других сословий. Известны также и мелкие личные вложения, внесенные керенскими гражданами. Так, известно, что керенский однодворец Парфен Лаврентьев внес 30 копеек и керенский священник Поспелов внес 15 копеек серебром. Также Керенский уезд должен был поставить в третий и четвертый пехотные полки в Инсар и Краснослободск соответственно по 400 рекрутов. При отце Кирилле Васильеве приход Тихвинской церкви составляли 57 дворов, 230 мужчин и 283 женщины – все являлись жителями керенской Богоявленской слободы. Таким образом, во времена своего раннего функционирования локально приход был ограничен одной слободой, прихожан еще было немного, как и священнослужителей при расформированном монастыре. Об этом говорит история жизни отца Кирилла, которому приходилось одному совершать службы во всех церквях монастырского ансамбля. Весь приход состоял из крестьян-однодворцев и разночинцев, жителей других деревень в нем не состояло, так как не имелось ни одной приписанной к приходу деревни. §2. Борьба за восстановление статуса монастыря в 1822–1851 гг. В 1822 году старые кельи, пришедшие в негодность, после их осмотра Пензенским и Саратовским епископом Преосвященным Амвросием было приказано снести. Сам епископ занимал эту должность недолго, он отличался молчаливостью, суровостью и натянутыми отношениями с высоким пензенским обществом. В это время в число послушниц ступила Анна Максимовна Снеткова – богатая дама, жена зажиточного керенского жителя Дия Карповича Снеткова. Она ходатайствовала о перестройке келий и постройке нового флигеля под богадельню. После рассмотрения этой просьбы и получения разрешения от 2 августа 1824 года в 1826 году в сорока двух метрах от Тихвинской Троицкой церкви была построена новая богадельня. Первой ее начальницей была поставлена крестьянка Матрена Алексеевна Данилова, долгое время проживающая в другой Арзамасской Алексеевской общине, ввиду опыта и знания внутренней жизни богаделен. За ней вслед на служение в Тихвинскую обитель прибыли еще около десяти сестер. Вновь прибывшая Матрена Емельянова на собственные средства построила новый флигель богадельни. К. С. Беспалова. Продолжение следует... На фото: Преосвященный Амвросий (Морев), епископ Саратовский и Пензенский. Тоновая гравюра И.Пожалостина. 1874 г. #История #Вадинск #Война_1812 #Налоги #История_Керенска #церковь #монастырь #История_России
5 месяцев назад
Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §1. Основание и деятельность Богородицкого Одигитриева девичьего монастыря. Продолжение. В 1802 году за пропуск проповеди отец Кирилл был вызван в Нижнеломовское духовное правление, где его приговорили к ссылке в Нижнеломовский монастырь сроком в две недели. Ввиду болезни жены, упадка хозяйства в Тихвинской церкви он отказался. Чем кончилось разбирательство, из источника не известно. В бывшей Тихвинской обители отец Кирилл проживал со всей своей семьей – женой матушкой Агафьей Филипповой, шестью сыновьями и дочерью. Один из его сыновей, Гавриил, в 1823 году поступил на службу священником в с. Рахмановка Керенского уезда, Капитон перешел на службу в Оренбургскую епархию. Четверо духовное дело отца не продолжили, один из которых – Николай – в 1831 был взят на службу по рекрутскому набору. Также в это время в Тихвинской церкви служил пономарем родной брат отца Кирилла Василий. До 1810-х годов изменений не происходило, сохранялось богослужение и несколько монашеских келий, где проживало небольшое количество монахинь. В 1811 году была построена новая церковь над источником в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», которая заняла место прежней деревянной церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинской. Это была главная заслуга отца Кирилла, который посвятил службе в бывшей Тихвинской обители тридцать три года, с 1823 года уйдя в должность заштатного священника и скончавшись после смерти жены в 1824 году. Сама церковь была построена по благословению епископа Пензенского Моисея (Близнецова-Платонова) на собственные средства бывшим служилым человеком Филиппом Канакиным и освящена керенским протопопом Иоанном Ильиным. Церковь та была полностью из камня, небольшая, одноглавая, в форме четырехугольника, одноэтажная. Хоть Филипп Канакин и был состоятельным человеком, но средств на строительство большой церкви у него, по всей видимости, в тот момент не имелось. Первоначально церковь составляла в длину почти тринадцать метров, семь с половиной метров в ширину и в высоту почти шесть с половиной метров, в 1864 году она была увеличена деревянной пристройкой в длину еще на семь с половиной метров. Церковь построена над святым источником, на котором был найден образ Тихвинской Божьей Матери. Вода из источника, который находится и по сей день у северной стены церкви, раньше стекала в бассейн с обустроенной над ним беседкой, откуда течет дальше в другие бассейны и за церковную ограду. К сожалению, сегодня этот архитектурный ансамбль не сохранился. Сам меценат Филипп Канакин скончался в возрасте восьмидесяти лет 20 мая 1823 года и был отпет в одной из церквей монастыря. Похоронен он на кладбище монастыря, как и его сын Матвей Филиппович Канакин, скончавшийся 17 октября 1844 года. Вполне вероятно, что на территории монастырского кладбища когда-то существовал даже склеп Канакиных. Такой слух существует в среде местных священнослужителей и до сих пор. К. С. Беспалова. Продолжение следует... На фото: Епископ Пензенский Моисей (Близнецов-Платонов). #История #Вадинск #История_Керенска #церковь #монастырь #История_России
6 месяцев назад
Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §1. Основание и деятельность Богородицкого Одигитриева девичьего монастыря. Продолжение. В это время настоятельницей монастыря была монахиня Дорофея, также в составе клира насчитывалось шесть послушниц, священник Стефан Абрамов, диакон, дьяк и пономарь. Монастырь существовал за счет пожертвований прихожан и своего немногочисленного хозяйства. Впоследствии деревянную Богородице-Одигитриеву церковь в 1766 году хотели перенести в д. Марьино (ныне с. Кандиевка Башмаковского района) ввиду недостаточности причта для обслуживания всех церквей, но этого не случилось. Правительствующий Синод не мог дождаться ответа Тамбовской консистории, к которой в то время относился Керенск, по вопросу переноса данной церкви, поэтому ценное имущество храма поступило на устроение вновь возведенных монастырей – Троицкого и Ростовского Чудотворца Святителя Димитрия. Церковь Живоносного источника была перенесена в с. Кандиевка Керенского уезда. По итогу монастырь стал обычной приходской церковью. В это время на долю страны, г. Керенска и, в частности, бывшего монастыря выпало Пугачевское восстание. Пугачевцы подошли со стороны Нижнего и Верхнего Ломова через с. Маркино и д. Кокуйки. В первую очередь была занята плохо защищенная Богоявленская слобода, где и находилась Тихвинская церковь. В это время известно, что священником в ней был Леонтий Иванов. Также была занята Архангельская слобода, но сам город не был взят даже с третьей попытки. В 1774 году город был удостоен Высочайшей грамоты, а в 1775 году, после казни Пугачева, было объявлено всеобщее помилование. Также Успенскому собору была дарована позолоченная корона на крест, сейчас она хранится в Областном краеведческом музее. В 1790 году на смену священнику Адриану Ильину пришел Кирилл Васильев. Он родился в 1766 году и происходил из семьи диакона Василия Пантелеймонова, который служил в с. Маркино Керенского уезда. Церковное образование он получил в Тамбовской духовной консистории, и по окончании был направлен в Керенский Богоявленский Одигитриевский девичий монастырь. Отцу Кириллу приходилось совершать службы во всех храмах монастыря, он входил в состав Керенского духовного правления и Нижнеломовского духовного правления. К. С. Беспалова. Продолжение следует... #История #Вадинск #Пугачев #Екатерина_II #История_Керенска #церковь #монастырь #История_России
7 месяцев назад
​​Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §1. Основание и деятельность Богородицкого Одигитриева девичьего монастыря. Продолжение. А.В. Карташев определял причины реформы в устарении пережитков удельных времен в организме нового централизованного государства» в форме церковного землевладения. Устарение заключалось в чрезмерном количестве свободных от налогов церковных владений, огромном количестве монастырей, которые к XVIII веку существовали с минимальным количеством священнослужителей и послушников, что составляло огромные убытки государственной казне. Дворяне давно мечтали об изъятии у церкви столь огромного количества земли. При всем этом монастыри не облагались налогами и податями, и вся их тяжесть ложилась на другие сословия, что в итоге выразилось в отношении других сословий против церковного управления. Таким образом, народ уже не шел безпрекословно за церковью и стал выступать на стороне государства, что выразилось в повышении статуса светской власти за счет понижения авторитета церкви. Итак, соотношение власти и церкви изменялось. По документу 1764 года известно, что в составе монастыря находилось три храма – два каменных и один деревянный, в которых было семь престолов. Главный Тихвинский храм имел четыре престола – во имя Св. Живоначальной Троицы по центру и в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, Св. Иоанна Воина и Свт. Николая Чудотворца по бокам. Этот храм также имел собственную колокольню. Первоначально главный храм разделялся на две части: холодную с престолами Живоначальной Троицы и Тихвинской Богоматери Одигитрии и теплую с престолами в честь Св. Иоанна Воина и Свт. Николая Чудотворца. Второй храм имел один престол во имя Свт. Димитрия Ростовского. Оба храма выстроены из камня. Третий храм – из дерева и имеет престолы во имя Тихвинской Богородицы Одигитрии и Св. апостолов Петра и Павла. Первые каменные церкви были построены на средства купца и фабриканта Алексея Тарасовича Милякова, который жертвовал свое состояние на строительство и преобразование храмов. Он был владельцем одних из первых в России парусно-полотняных мануфактур, которых по всей стране насчитывалось всего 38 Кроме того, он построил в 1756 году в г. Керенске Успенскую церковь. К. С. Беспалова. Продолжение следует... #История #Вадинск #История_Керенска #церковь #монастырь #История_России
8 месяцев назад
Деятельность Свято-Тихвинского мужского монастыря. Глава II. Деятельность Тихвинского женского монастыря и его роль при формировании локального сообщества. §1. Основание и деятельность Богородицкого Одигитриева девичьего монастыря. Продолжение. Итак, спустя два года 28 августа 1683 года на месте явления по указанию патриарха был возведен Богородицкий Одигитриев девичий монастырь (такого первоначальное название монастыря). Первоначально монастырю было выделено 160 саженей земли под церкви, то есть примерно 720 кв. м., в поле – 24000 саженей, то есть примерно 10,8 га земли, к тому же сенных покосов было выделено на 50 копен. В 1695 году 7 января и 11 декабря соответственно грамотами царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей земля монастыря была расширена. Под монастырь было отведено 5200 сажен, т.е. примерно 2,2 га, под пашни было отведено 95000 сажен, т.е. примерно 42,7 га, лугов выделено 361000 сажен, т.е. примерно 162 га. Всего земля монастыря была расширена на 461200 сажен, т.е. примерно на 207 га. Сам земельный участок, выделенный патриархом Иоакимом, находился у засечного леса, на холме, в километре к востоку от самой крепости. Обилие родников, вековые могущественные деревья, ансамбль монастыря на фоне умиротворенных пейзажей способствовал паломничеству послушников из других уголков страны. Такое внимание, уделенное государством и религиозной верхушкой обусловлено упадком феодализма и медленным переходом страны от феодализма к капитализму. Церковь и государство в таких условиях составляли неразделимый альянс, так как выполняли общие задачи: сглаживание социальных противоречий, которые в период переходности имели весомое значение. На Руси митрополиты Алексей, Петр, ставленники константинопольского патриарха, проявляли относительную самостоятельность. Переход к местному становлению митрополитов и создание русской патриархии были шагом подчинения церкви светской власти. Полный альянс церковной и светской власти, казалось бы, установился в период царствования Михаила Федоровича в начале XVII века, при котором патриарх Филарет, являвшись отцом царя, фактически осуществлял правление. Отношение православного населения к церкви и государству определялось с точки зрения безпрекословного господства религиозного мировоззрения. Государство не могло проигнорировать столь значимое явление в области религии, иначе это бы породило разногласия с церковью и самим народом, на которое она, безусловно, оказывала сильное влияние, что вызвало бы раскол в верхушке управленцев и нарушило столь выстроенный механизм взаимодействия государства и церкви. Видимо именно поэтому в столь короткий промежуток времени был выстроен Богоявленский Одигитриев девичий монастырь, который также в большей мере осуществлял деятельность, не противоречащую государственной политике, и способствовал сохранению ее влияния на местах. К. С. Беспалова. Продолжение следует... На фото: Тихвинский Керенский женский монастырь. #История #Вадинск #История_Керенска #церковь #монастырь #История_России