Найти в Дзене
Оружие в аниме

Оружие в аниме

О странностях и нелогичностях, связанных с оружием в аниме.
подборка · 11 материалов
Теория заговора про самураев и их мечи!
Эх, катана! Сколько уже написано об этом, наиболее узнаваемом оружии из Японии! Те, кто увлекается Х/О или японской культурой, не раз излагали свои мысли о катане. Я тоже писал статью о данном «чудо-оружии»; а сейчас решил малость дополнить уже изложенные выводы. К слову, в нынешней статье речь пойдёт не только про катану, но и про самураев, а ещё периоды японской истории – Сэнгоку, Эдо, Мэйдзи… Да и современную Японию я тоже затрону. В общем: надеюсь, вам будет интересно; приступаю! Итак, катана популярна в японской (хотя уже не только в японской!) массовой культуре...
Что не так с ножами и кинжалами (а также их некоторыми владельцами!) в фэнтези
В мирах меча и магии есть такой класс персонажа – вор; он лучше других умеет вскрывать замки́ на дверях и сундуках, а также обнаруживать ловушки. Кроме того, вор полезен в стэлсе, когда нужно тихо пробраться куда-то, избегая прямого столкновения с врагами. Из вооружения у него обычно есть кинжал или нож (ещё как вариант – парные версии такого оружия); а в вопросе одежды вор предпочитает что-то лёгкое и минимально бронированное. Иными словами, его внешний вид намекает на желание двигаться быстро и тихо, не вступая в боевые столкновения без необходимости...
Почему в аниме часто встречается русское огнестрельное оружие? И ведь правда: часто! Условный анимешный бандит в равной степени может вооружиться и буржуйской «Береттой», и советским ТТ (либо его китайской копией). Для сравнения: в американских фильмах куда реже встречается русский огнестрел. Конечно, если говорить об АК-47, то он ничуть не менее любим голливудскими киноделами; но это естественно, ведь АК долго оставался лучшей автоматической винтовкой, у которой просто не находилось достойных конкурентов на Западе! А вот с ПИСТОЛЕТАМИ российского и советского производства иная ситуация – у них всегда были достойные аналоги за рубежом. Сравнить хотя бы наш Пистолет Макарова под патрон 9x18 мм и что-нибудь из семейства М1911 в калибре .45ACP! Не спорю, ПМ имеет более совершенное устройство и магазин чуть большей ёмкости; также это оружие удобнее управляется при стрельбе – благодаря менее мощному патрону. Но… проигрывает в убойной силе. К тому же – М1911 не сильно отстаёт по надёжности и простоте конструкции. Иными словами, у «Макарова» суммарно больше плюсов, но они, так сказать, «не решают». То же самое всплывёт, если сравнивать ПМ с подавляющим большинством западных пистолетов, принятых на вооружение целых стран. Даже классическая 92-я «Беретта», критикуемая за не самую удачную конструкцию, имеет преимущества в виде более мощного патрона и более ёмкого магазина. Да, можно придумать, что ПМ нужно сравнивать с менее габаритными пистолетами под менее мощные боеприпасы; но… с чего бы? Ведь ПМ откровенно БОЛЬШОЙ – крупнее и тяжелее какого-нибудь «Вальтера ППК», часто играющего роль элегантного запасного (либо карманного) пистолетика в американском кино. «Макаров» же банально не влезает в такую «весовую категорию»; ведь это – полноразмерное, армейское и милицейское / полицейское оружие, которое по габаритам куда ближе к условному «Глоку-17». Короче, в США русские пистолеты являются оружием «на любителя», ибо имеют не только заметные плюсы, но и явные минусы перед американскими и европейскими аналогами (кстати, та же ситуация и с дробовиками, и с охотничьими / снайперскими винтовками нашего производства; всё это не сказать, что очень уж популярно у граждан США, а потому тоже нечасто мелькает в тамошнем кино!). Но вот в Японии… всё по-другому! Там запрещено свободное владение огнестрелом; потому-то японских любителей оружия никак нельзя назвать пресытившимися. Более того – даже тамошние полицейские обычно вооружены кавайными, короткоствольными револьверчиками с барабаном всего на 5 патронов 38-го калибра; что-то посерьёзнее практически нельзя увидеть в обычной жизни! В таких условиях и ПМ, и ТТ, и другие пистолеты, невостребованные массовой культурой США, выглядят куда солиднее, поэтому наравне со всякими «Кольтами» и «Смит-Вессонами» показываются в аниме / манге / ранобэ. Тем не менее, обычно в японских произведениях русский огнестрел встречается у злодеев или хотя бы второстепенных героев; а вот протагонисты редко пользуются нашим оружием, предпочитая что-то западное!.. Данная тенденция объясняется тем, что варианты пушек, которыми автор может вооружить своего вымышленного героя, весьма разнообразны – и среди них не так уж высок процент именно русских моделей! Например, если один главгерой вооружится «Вальтером П-38», а другая главгероиня возьмёт «Беретту М1934», ещё одна – какой-нибудь М1911 или «Кольт Питон» (и т. д.!), то такими темпами русский огнестрел нескоро станет узнаваемой пушкой целого протагониста! (не говоря уже, что столь важные персонажи далеко не всегда вооружаются огнестрелом, порой предпочитая холодное оружие или магию, а то и вовсе оказываясь пацифистами!). Зато второстепенных героев несравнимо больше, и хотя бы у кого-то из них может оказаться кобура с условным ТТ. В качестве исключения я могу вспомнить лишь два аниме, где протагонисты, а точнее – протагонистки вооружались русским огнестрельным оружием, ещё и не временно, а на постоянной основе: “Агент Наджика” и “Пикник в Потусторонье”; в первом случае ГГ стреляла из Пистолета Стечкина, а во втором – важную роль в сюжете играли Пистолеты Макарова и АК.
Одно из неочевидных отличий японской анимации от западной. Вы замечали, что в аниме часто встречается огнестрельное оружие реалистичного вида? Для сравнения: в западных мультфильмах всевозможные пистолеты и револьверы обычно выглядят нарочито примитивно (тем более, если возрастной рейтинг невысокий!). Эта тенденция коснулась даже американского мультсериала “Бэтмен” 1992-го, которого отчасти хвалят именно за то, что он не стесняется показывать огнестрел (в отличии, например, от м/с “Человек-паук” 1994-го!). Однако в вышеупомянутом “Бэтмене” пистолеты, винтовки и ружья выглядят нереалистичными, не позволяющими определить реальную модель. Даже вроде бы узнаваемые томми-ганы нередко демонстрируются именно в тёмных сценах, хотя и в более светлых – не отличаются детализацией (как, например, томми-ган Скарфэйса; причём то оружие дополнительно имеет необычайно маленький размер, т. е. опять же мало похоже на реальные образцы!). А впрочем – к нашему времени томми-ганы морально устарели, потому давно сняты с производства и вооружения, к тому же почти нигде не продаются; по данным причинам американская мультипликация даже могла проявить некоторое снисхождение к образу томми-гана, т. е. демонстрации этакого антиквариата (дескать, кто стал бы использовать его для злого умысла в наше время?!). Ведь похожее снисхождение наблюдалось и при показе заурядных двустволок, прочно ассоциирующихся с гражданской охотой, а не с криминалом или военными действиями (например, такие ружья присутствовали в мультфильме “Тарзан”); то же самое касается показа дульнозарядных ружей, столь давно вышедших из употребления, что они даже не считаются огнестрелом в нынешних США! (подобные мушкеты были в мульте “Покахонтас”). Думаю, нереалистичное / не детальное изображение современного огнестрельного оружия тоже можно считать цензурой, пусть и более мягкой, в сравнении с полным отсутствием огнестрела в других западных мультфильмах, чей сеттинг вполне подразумевает существование такого оружия. Всё-таки непрезентабельное, т. е. скучное изображение огнестрела не провоцирует желания интересоваться им, потому подходит для детских мультфильмов. В этом плане японцы позволяют себе сравнительно больше, ибо обычно показывают огнестрел реалистичным даже в аниме с невысоким возрастным рейтингом. Впрочем, у такого подхода есть минусы: * Во-первых – иногда японцы злоупотребляют показом реалистичного огнестрельного оружия, т. е. вооружают жителей какого-нибудь мира фэнтези откровенно «земными» “Кольтами” или “Смит-Вессонами”. Всё же скопировать образ меча из нашей реальности – это ещё ладно (ибо конструкция относительно простая!); но вот чтобы в мире фэнтези появились свои “Кольты Питоны” – крайне маловероятная ситуация! Я уж не задаюсь вопросом, насколько уместно такое оружие в мире фэнтези; а спрошу лишь – неужто сложно придумать оригинальный дизайн огнестрела?! (вроде нет; например, в аниме “Код Гиасс” есть огнестрел футуристического вида, даже не особо нужного сеттингу!). * А во-вторых – художникам трудновато соблюдать пропорции настоящего оружия в каждой сцене аниме, из-за чего те самые пропорции порой нарушаются. Для сравнения: в вышеупомянутом “Бэтмене” куда проще сохранять пропорции оружия нереалистичного, примитивного вида (к слову – столь простецкое изображение огнестрела можно было бы счесть за намеренное удешевление производства мультфильма, кабы не одно но: на рисовке и анимации “Бэтмена” НЕ экономили; да и в “Человеке-пауке” лазерные бластеры, цензурно заменившие собой огнестрельное оружие, сравнительно детально прорисованы!). К тому же в западных мультфильмах с ВЫСОКИМ возрастным рейтингом огнестрел, наоборот, обычно показывается детально, т. е. достаточно понятно, чтобы можно было узнать на экране вполне реальный «М1911» или что-то ещё... Несмотря на всё вышесказанное, в Японии тоже есть определённая цензура насчёт демонстрации огнестрельного оружия художественными произведениями. Но ту тему я уже разбирал. Напоследок оставлю несколько кадров; а вы уж сами догадайтесь, какие из них взяты из аниме, а какие – из западных мультов с низким возрастным рейтингом:
Редкое оружие в аниме
В 2024 году я написал статью под названием “Запрещённое оружие в аниме”, где перечислил список убивалок, коими либо нежелательно, либо откровенно нельзя вооружать персонажей аниме-индустрии. Кое-что из этого списка считается «злодейским» оружием, т. е. годящимся только для плохишей (ножи-бабочки, опасные бритвы и т. п.); а что-то, вроде утяжелённого боккэна «субурито», может потакать хулиганским, а то и бандитским наклонностям реальных людей; потому не встречается даже у анимешных злодеев. Вдобавок...
Про ниндзя. И не только!
Ниндзя… Действительно, легендарные воины. Иначе не назвать их, учитывая, какими легендами они обросли к нашему времени. На Дзене немало статей о ниндзя, и под многими можно увидеть комменты в стиле «Автор, не пишите глупости!». Иногда претензии уместны, иногда нет; но в любом случае под соответствующими статьями вполне может возникнуть очередной холивар на тему «кто такие ниндзя, и чем они занимались». Причём некоторые авторы понимают, чем чревато написание очередной статьи о ниндзя, а потому отключают комментарии...