Политику интересуют не столько отдельные личности, сколько стада, а следовательно, вес в политике имеют те страсти, в которых члены одного стада могут испытывать схожие чувства. Общим инстинктивным правилом, на котором зиждется любая политическая надстройка, является правило сотрудничества внутри стада и враждебности к прочим стадам. Сотрудничество внутри стада никогда не идеально. Всегда существуют «вопиющие», то есть не попадающие в унисон с общей массой, особи. Это те, кто опустился ниже или поднялся выше обычного уровня. К таковым относятся: слабоумные, преступники, пророки и первооткрыватели. Умное стадо найдёт, как проявить терпимость к эксцентричности поднявшихся выше среднего уровня и как свести к минимуму нетерпимость к опустившимся ниже. Бертран Рассел
Цитаты.
Выдержки из сочинений разных великих людей.
подборка · 2 материала
Ричард Прайс — это один из самых интересных моральных философов XVIII века. Прославился он критикой сентиментализма - теории, согласно которой мораль основана на присущем всем людям моральном чувстве. Среди многих существенных и глубоких аргументов, которые он приводит, есть один остроумный довод, который сегодня, в нашей секулярной культуре, звучит не очень актуально, но в свое время был очень серьезным. Прайс считает, что сентименталисты должны говорить, что моральные свойства, которые мы приписываем поступкам, на самом деле принадлежат не им сами по себе, а возникают из-за того, как эти поступки воздействуют на наш ум. То есть в поступках самих по себе нет ничего хорошего или дурного, как нет в предметах самих по себе цветов или вкусов. То есть моральные свойства — это вторичные качества. Теперь зададимся вопросом: "А как мир видит условный Бог (как существо вездесущее)?" Предположительно, он должен знать вещи такими, каковы они есть на самом деле, в себе. Вторичные, производные качества "Бог" не видит. Следовательно, если сентиментализм истинен, то "Бог" буквально не способен отличать добро от зла, все вещи для него одинаковы. И так как наш Абсолют, очевидно, должен быть способен понимать мораль, а его природа разумна, то и мы воспринимаем моральные различия не чувствами, а разумением. Впрочем, по Прайсу, это тоже непосредственное познание. Таким образом можно сказать, что мы не "чувствуем" мораль, а рационально её выводим. Мысль взята из "философского кафе".