Найти в Дзене
Понятийное мышление

Понятийное мышление

От концепции Л. Выготского к тестированию Ясюковой
подборка · 7 материалов
1 месяц назад
Лонгитюдные исследования и методика для школьников (Л.А. Ясюкова)
Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики и коррекции школьной неуспеваемости, действительно проводила лонгитюдные исследования школьников. Эти исследования легли в основу её технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс. Вот основные подробности и фокус её лонгитюдного тестирования: 1. 🎯 Цель исследования Основная цель заключалась в комплексном изучении целостного человека (в традициях ленинградской психологической школы) и предупреждении/коррекции причин школьной неуспеваемости...
1 месяц назад
Формирование понятийного мышления взрозлым
Если у взрослого человека понятийное мышление не сформировано или развито недостаточно (то есть мышление остается на уровне комплексов или даже синкретов по Выготскому), его формирование требует целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Вот основные подходы и методы, основанные на теории Выготского и нейропсихологических принципах: 1. 🗣️ Овладение Знаком и Речью (Опосредование) Поскольку Выготский считал слово орудием понятийного мышления, ключевым моментом является научение использовать слова для абстракции и обобщения...
1 месяц назад
Понятийное мышление по Л.Выготскому
По Льву Выготскому, понятийное мышление, являясь высшей психической функцией, формируется не спонтанно, а в результате социокультурного развития и овладения знаками (главным образом, словом). Выготский выделял три основные стадии (или ступени) в развитии понятийного мышления: 1. Синкретическое мышление (Допонятийная стадия) Это начальный этап, характерный для детей младшего дошкольного возраста.  * Принцип объединения: Объекты объединяются в группы на основе случайных, субъективно воспринимаемых признаков, которые могут постоянно меняться...
1 месяц назад
Понятийное мышление и метакогниции для игроков 12-16 лет
Между понятийным мышлением (Выготский) и метакогнитивными навыками противоречий нет. Наоборот, эти концепции дополняют друг друга, но относятся к разным уровням психической организации. Ниже — точное сравнение ✅ 1. Что такое понятийное мышление (Выготский) Это: мышление в понятиях (не в образах и не только в опыте), опора на культурные средства и язык, системность, обобщённость, логические связи, способность работать с научными понятиями. 👉 У Выготского: понятийное мышление формирует структуру содержания мышления. Это — что человек понимает и чем оперирует. --- ✅ 2. Что такое метакогнитивные...
1 месяц назад
Формированию исследовательских (problem-solving / inquiry) навыков
Короткий ответ — да: есть большая и разнонаправленная литература по формированию исследовательских (problem-solving / inquiry) навыков — от классических эвристик Поля и Шёнфельда до современных исследований по метакогниции, inquiry-based и когнитивному моделированию. Ниже — компактная карта направлений, ключевые идеи и практические рекомендации с важными ссылками, чтобы быстро начать чтение. --- 1) Классика: эвристики и стратегии решения задач — Идея: обучать набору конкретных эвристик/шаблонов (Polya — «понимать задачу → план → проверить»; Schoenfeld — стратегии, контроль, мотивация). Поля и Шёнфельд показывают, что формальные шаги + практика дают стабильные приёмы...
1 месяц назад
От Леонтьева к CHAT (Cultural-Historical Activity Theory
CHAT (Cultural-Historical Activity Theory) — теория культурно-исторических деятельностных систем. Это современное направление, развивающее идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Лурии, и наиболее полно оформленное в работах Юрьё Энгестрёма. Проще: CHAT — это модель, объясняющая, как люди действуют в реальном мире, используя инструменты, действуя в коллективе и будучи встроенными в социальный контекст. --- ✅ Короткое определение CHAT — это теория, которая рассматривает деятельность человека как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов: субъект — объект деятельности — инструменты — правила — сообщество — распределение ролей — результат...