Найти в Дзене
Славянские боги и богини

Славянские боги и богини

Разбираемся в славянском пантеоне.
подборка · 74 материала
Как Симаргл породил богиню зари
Ох уж эта строчка из «Слова некоего Христолюбца…»: ...веруют в перуна и в хорса и в мокошь и в Сима и в Рьгла и в вилы... Как уж только не интерпретировали это самое «в Сима и в Рьгла»: и семиглав, и ассирийские слова, и иранский Сэнмурв – полуптица-полусобака, и... отрыжка. Обо всём об этом я уже писал, кому интересно – милости прошу: Сегодняшняя заметка – о том, как Мавро Орбини – далматинский священник, живший в Дубровницкой республике в XVII веке, – изложил сюжет «Повести временных лет» об изваяниях славянских языческих божеств на берегу Днепра...
181 читали · 1 год назад
«Святобор – один из верховных лесных владык в славянской мифологии...» Да ладно!
Вчера поговорили о предполагаемой богине Зеване (Дзеване, Деване), сегодня остановлюсь подробнее на её «муже» Святоборе. Наделили Зевану супругом от щедрот своих авторы-составители книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева. Грушко-Медведев ведают даже целую легенду (или сказание, или предание) о Святоборе (шучу, сами выдумали), называется она «"Я похлещу тебя вершинами берез!"», цитирую: Однажды молодой охотник шёл домой лесом и от избытка сил сшибал прутом листья с деревьев и головки цветов...
Была ли у славян богиня Зевана (она же Девана, она же Дзевана)?
Сегодня поговорим о богине Зеване (она же Девана, она же Дзевана). Была ли такая богиня в славянском пантеоне или нет, разобраться попытаемся, но получится ли расставить точки над «i»? Начнём с кладезя и яркого образчика кабинетной мифологии – книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева. Начинают авторы-составители Грушко-Медведев со сказки (сказка в данном случае не жанр фольклора, а попросту вымысел, не имеющий отношения к реальному фольклору) «Корноухий»: Один молодой охотник проснулся как-то на рассвете в лесу от рёва множества зверей...
Откуда взялся «бог огня» Жыж?
В школе я считал, что обладаю знанием, не доступным непосвящённым: я знал слово, в котором, вопреки всем известному «жи-ши пиши с и», жы пишется через ы. И слово это – Жыж. Персонаж славянской мифологии такой. Якобы. Якобы – потому что прикочевал он из «Белорусских народных преданий» Павла Михайловича Шпилевского (известного также под псевдонимом Древлянский). Цитирую: Жыж – бог огня, то же, что Знич у Литовцев (или, лучше, – древних Ятвягов). Белорусцы верят, будто Жыж то и делает, что расхаживает под землёю и там выпускает из себя огонь...
Что мы в действительности знаем о богине Живе
Вы знаете, почему славянки – самые красивые? А откуда на земле леса? А вот авторы-составители книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева – книги, с которой началось моё увлечение славянской мифологией и с которой, мягко выражаясь, не всё в порядке, – знают. Собственно, так и называются две истории, которые рассказывают читателю авторы-составители. Привожу для ознакомления обе. «Почему славянки самые красивые»: Когда Род сотворил первых славян, он поручил богине Живе раздуть огонь жизни и вложить живые искорки в грудь каждого человека...
Был ли у славян бог Коляда?
Если Вы интересуетесь дохристианской верой наших предков-славян, то наверняка что-нибудь читали на интернетных просторах о боге Коляде. Не буду скатываться до совсем уж упоротых сочинений типа «Книги Коляды» фантазёра Асова (который Барашкин), а приведу цитату из книги «Языческие боги славян» Дмитрия Гаврилова (Иггельда) и Алексея Наговицына (Велемудра): КОЛЯДА, КАЛЕДА Бог праздничный («О идолах Владимировых» ППЯ). «Шестый (идол) Коляда, ежу же праздникъ прескверный бяше декаврiя 24». Каледа – сын Златой Майи...