Найти в Дзене
Енисей и Подкаменая Тунгуска

Енисей и Подкаменая Тунгуска

Путешествие на Подкаменную Тунгуску правый приток Енисея
подборка · 22 материала
729 читали · 2 года назад
Давайте про суда. Вы часто видели буксиры на Енисее, но как они выглядят вблизи? Показываю. Это четырехпалубный двухвинтовой буксир-толкач типа "ОТ-2000" - "Александр Сибиряков". Он больше 40 лет трудится в Енисейском речном пароходстве. Длина 45, а высота 15 метров (пятиэтажный дом). Под капотом в машинном зале два двигателя по тысячи лошадиных сил каждый. Буксиры этой серии любят за их маневренность, мощь, функциональность. Внешне они выглядят сурово, но внутри очень комфортабельные. Место много. Одна кают-компания чего стоит. А машинное отделение - как музей. Эти буксиры строили в 80-х годах в Венгрии и перегоняли на Енисей по Северному морскому пути. А вот двигатели использовали отечественной постройки. На "А.Сибирякове" до сих пор стоят родные. На Подкаменной буксирам приходится работать больше всех. Им надо успеть и свой груз доставить, и сухогузы протянуть через пороги. @tokarevs #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство
Поселок Полигус на правом берегу Подкаменной. В этих местах река на многие километры с обоих сторон сдавлена сопками с крутыми берегами. Тем удивительнее было, когда увидели, как компактно на склоне гор разместился поселок. Поселок старый. Историю ведет с конца 19 века, когда охотник-эвенк с Нижней Тунгуски Федор Полигус построил на берегу избу. В советское время тут был совхоз "Полигусовский", где разводили домашних оленей. Пишут, что держали до 10 тысяч голов. Когда совхоз развалился основным занятием стали охота да заготовка пушнины. Официально в поселке проживает 240 человек. Мы проходим мимо Полигуса, а танкер, который шел рядом, причаливает к берегу напротив топливной базы. Топливо надо не только для передвижной техники. В этих краях нет магистральных электросетей, и главный источник электричество для поселка - дизель-генератор. И, условно выражаясь, чтобы зимой было электричество в розетке, летом надо заполнить канистры. @tokarevs #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство
Мучной порог на Подкаменной. Есть три версии, почему он так называется. 1 - легенда - когда-то тут на мель села баржа с мукой. 2 - придуманная на месте - потому что на пороге образуется много пены, которая напоминает рассыпанную муку. 3 - правдоподобная - на склоне у порога есть ледник, который очень долго не тает. Из-за этого белка и сами горы называют мучными. В порог заходим самостоятельно. Сухогрузы идут тяжело. На всякий случай параллельным курсом идет небольшой буксир "Шира". Его задача - подтолкнуть сзади, если собственных сил не хватит. Сразу после белка такой момент настает. "Шира" подходит и мягко упирается в карму. Этого короткого дополнительно усилия хватает, чтобы сдвинуть сухогруз в сложном месте. На этом его задача выполнена. Дальше мы сами. По левому берегу реки стоят сопки из курумника, а по правому - большой скальный массив. Фото публиковал в предыдущем посте. На Подкаменную ходят караваном, не только потому, что сжатые сроки. Еще нужна поддержка друг друга. Пусть и такая небольшая, как вэтом пороге. Чтобы координировать все процессы, кто кому помогает, кого ведет, есть специальная должность - Капитан-Наставник. Но о нем расскажу после следующего порога🙃 @tokarevs #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство
356 читали · 2 года назад
Пару общих слов о Подкаменной Тунгуске. По предыдущим фото вы уже получили представление, что это за река, и теперь ее описание будет лучше восприниматься. Подкаменная Тунгуска - правый приток Енисея в 880км ниже Красноярска. Устье находится рядом с пос.Бор. Протяженность Подкаменной 1 865 км. Она уходит от Енисея на восток, а затем на Юг. И если пройти до истока, то окажетесь в Иркутской области. Подкаменная берёт начало в Ангарском кряже, а по территории Красноярского края течет среди гор Среднесибирского плоскогорья. Подкаменная входит в число самых сложных для судоходства рек в России: быстрые течения, большое количество порогов, извилистое русло. В половодье уровень воды в ней поднимается на 10-12 метров, а скорость течения увеличивается до 16км/ч (местами может быть и больше). На сложных участках большие сухогрузы и танкеры способны проходить только в паре с мощными буксирами. Сложный и местами опасный проход оправдан тем, что река - единственный способ доставить до Эвенкийских поселков крупногабаритный груз и большие объемы топлива. Северный завоз тут начинается как только река вскрывается от льда. Но уже в середине июня вода в Подкаменной падает и для больших судов река закрывается. За месяц большой воды надо успеть привезти все необходимое. При обычном уровне воды река судоходна только на 275 км от устья. Про метеорит. Да, он упал как раз на Подкаменной. В 80км от пос.Ванавара. Там, говорят, даже есть музей метеорита. Возможно, когда-нибудь и до туда доберусь 🙃 @tokarevs #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство
Скалы перед Мучным порогом. Чем дальше поднимаемся по Подкаменной, тем выше становятся горы. Когда наш сухогруз жмется к берегу, каменные выступы можно рассмотреть в деталях. Через час начинает затикать шея, от постоянного запрокидывания головы наверх 🙃 При развитой фантазии можно разглядеть на склонах целый "зоопарк" 😁 #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство @tokarevs
347 читали · 2 года назад
Время спокойствия. Есть места, где Подкаменная Тунгуска течет тихо и размеренно. Водная гладь, как в озере. Обратите внимание на берега. Как круто они уходят в воду. Ощущение, что река срезала края сопок. И это не единичные горы - такая береговая линия почти на всем протяжении реки до пос.Байкит. Здесь на лодке высадиться некуда, что же говорить о деревнях и поселках. Такой рельеф делает невозможным и перемещение по суше. Передвигаться в этик краях можно только по воде или по воздуху. #НаПодкаменнуюТунгуску #ЕнисейскоеРечноеПароходство @tokarevs