Найти в Дзене
Ирландия железного века: социальная структура общества

Ирландия железного века: социальная структура общества

В этом разделе выложено всё, что касается сословий, устойчивых социальных групп и взаимоотношений между ними. Законы брегонов - тоже тут.
подборка · 15 материалов
431 читали · 10 месяцев назад
Кто в древней Ирландии зарабатывал на путешественниках: брёга и его бриден.
Во всём мире уже в древние времена сообразили, что гостеприимство — выгодный товар, и его легко монетизировать. Возле дорог выросли таверны, гостиницы, караван-сараи и странноприимные дома. Ирландия отставала от Европы в технологиях эдак столетий на пять, но в социальном устройстве двигалась своим курсом, и сравнивать её не с чем. Как ни противилось общество свободному хождению людей по острову, имелись путешественники поневоле, которые были нужны всем, и кто-то должен был блюсти их интересы. Но...
683 читали · 10 месяцев назад
О деревьях и обращении с ними в древней Ирландии
Начнём с простого. Сплошных лесных массивов в Ирландии не осталось уже в раннем неолите, что вызвало в своё время появление топких болот — мелиоративную функцию деревьев никто не отменял. Это спровоцировало коллапс населения и экономики. Только народ приноровился к новым реалиям: научился строить дренажные системы, использовать навоз вместо золы, применять рало вместо мотыги и сократил сжигание дров до разумных объёмов, остров посетило две чумы: рудознатцы с металлургами и чумные блохи, которых эти бойкие люди нечаянно привезли в багаже...
311 читали · 11 месяцев назад
Когда жениться не на что и замуж не берут: о «гражданских» браках в древней Ирландии
Были и такие. Закон о парах упоминает сожительство между мужчиной и женщиной, не предусматривавшее заключение контракта. То есть, невесту не выкупали, приданное в дом она не вносила. Причина простая: мужчина накопил недостаточно для того, чтобы жениться на законном основании. Тогда он договаривался с женщиной, во время онах — народного собрания по поводу праздника урожая, заключали договор на год и один день, и женщина из родительского дома переселялась в дом мужчины. По сути, это был союз на время...
979 читали · 11 месяцев назад
О чужаках и чужестранцах - путешественниках в древней Ирландии
Начнём с того, что нормальный ирландец в железном веке не путешествовал. Дома должен сидеть старый чёрт, нечего шляться чёрт знает где. Все, кому это было необходимо по работе — воины, мастера, поэты, король в конце концов, по закону сохраняли статус за пределами территории своего туа, то есть племени, и цена чести тоже не менялась. Остальные - только во время поездки на онах (народное собрание) и уже в христианские времена — на богомолье. Время, необходимое для возвращения домой, закончилось — до свидания, на чужой территории был почтенный человек, стал амба (Ambue)...
333 читали · 11 месяцев назад
О песнях поношения, сатиристах и их значении для древних ирландцев
Для всякого жителя Ирландии в стародавние времена, вплоть до нашествия англичан, то, как он выглядит в глазах окружающих и что о нём говорят родственники, было важнее собственного благополучия. Дурная репутация мешала заключить выгодный договор, взять на воспитание детей приличного человека, пристроить на обучение или женить собственных, ходить в гости и принимать гостей — социальные связи рвались, как гнилые нитки. В общем, опозориться было не многим лучше, чем разориться. К тому же, бытовало...
1104 читали · 11 месяцев назад
ШёнКле - «старые кости» земли: снова о зависимых людях в Ирландии железного века
На канале, рассказывая о фла — наследственных землевладельцах, я упоминала таких обитателей усадеб, как фудиры — «надломленные люди», то есть, чужаки, не состоявшие в родстве по мужской линии с коренными жителями. Фудир проживал на земле своего покровителя на условиях исполнения сельскохозяйственных работ — за 1/3 от того, что произведёт по итогу года, за вычетом платы за использование мельницы, бани, амбара, риги (снопосушилки), за заготовку дров и рыбалку в хозяйской речке. То есть, выходил в полный ноль или около того...