Найти в Дзене
Исторический персонаж и его экранный образ

Исторический персонаж и его экранный образ

Каким тот или иной исторический персонаж был в реальности, согласно историческим источникам, и каким его представляют сценаристы, режиссеры и актеры в фильмах и сериалах? Насколько вымысел отличается от истины? Читайте подборку постов об исторических личностях, образ которых воплощен на экране.
подборка · 12 материалов
231 читали · 3 года назад
Царевну Софью Алексеевну историки часто характеризуют как узурпаторшу, которая захватила власть, отобрав ее у Петра. Хотя по сути она была таким же законным ребенком своего отца-царя, как и Петр. Причем старшим. Пока братья-цари были несовершеннолетними, кто-то должен был управлять государством. Из всех женщин своей семьи (теток и сестер) Софья оказалась самой умной и наиболее подходящей на роль регентши. Причем правила она во благо государства. Это отмечают и ее современники, и многие историки. В фильме «Юность Петра» (1980 г., реж. С. Герасимов) царевну Софью создатели наградили полным набором отрицательных качеств. Она злая, порочная и жестокая особа, готовая всем неугодным отрубить головы. По фильму она будто бы не единожды покушалась на жизнь брата. Интересно, что ей помешало? С ее-то полнотой власти и верными сторонниками! Если бы реальная Софья хотела бы убить брата – убила бы. Во всяком случае, не стала бы дожидаться, когда мальчик вырастет, окрепнет, отберет у нее власть и отправит в монастырь. Однако реальная Софья, похоже, была не способна на убийство брата, в отличие от киношной. Царевне также приписали любовную связь с Василием Голицыным. О том, существовала любовная связь или платоническая между царевной и государственным деятелем, неизвестно. В письмах она обращалась к нему «братец Васенька». Вообще, Голицын был примерным семьянином и многодетным отцом. В общем, отрицательный образ Софьи в этом фильме служит для создания положительного образа Петра.
214 читали · 3 года назад
За царицей Евдокией Лопухиной – законной супругой царя Петра I закрепился устойчивый ярлык постылой, нелюбимой жены. В фильме «Юность Петра» (1980 г., реж. С. Герасимов) образ постылой жены прямо-таки выпячивается с экрана. Она и скучная, и глупая, и неинтересная, и вся такая никакая. С мужем она холодная и равнодушная. И напрасно Петр пытается ее хоть как-то расшевелить. Самое большее, на что она способна: сверлить языком и извергать словесный яд с глупостью. А вот Петр в фильме, как муж, молодец! Хотя его женили не по любви, он старается проявлять внимание к своей второй половине. Но та настолько уж скверная особа с дурным характером, что терпения у царя никакого не остается. Этот образ «постылой жены» словно создан специально для того, чтобы даже самый законопослушный зритель не решился осудить великого монарха, который от такой жены пошел налево. На самом же деле царица Евдокия вовсе не была холодной и равнодушной. Даже наоборот, была горячей и темпераментной. Этот темперамент прослеживается в ее письмах мужу, сыну и внукам. Да и, по словам современников Петра и Евдокии, «любовь между ними была изрядная». Глупой царицу Евдокию тоже назвать никак нельзя. Ее слова, оставленные в истории, наполнены мудростью: «Где любовь, там Бог», «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Могла ли быть способна стервозная, примитивная и глупая особа, какой показывают царицу в этом фильме, на такие высказывания?
206 читали · 3 года назад
Образ Петра III фильме «Виват, гардемарины!» (1991 г., реж. С. Дружинина) очень схож с образом из американского фильма «Молодая Екатерина» (1991 г., реж. М. Андерсон). Такой же карикатурный плохиш. Только здесь в его образе больше клоунады. Инфантильный пьяница с грубыми, солдафонскими манерами смотрится крайне невыигрышно на фоне умницы и красавицы невесты. Общие штампы, одно и то же время создания фильмов. То ли так повлияли западные настроения 90-х, то ли просто совпадение. И в том и другом фильме продвинутая чужестранка преподнесена как счастливый шанс для страны, а наследник - погибель.  Юный наследник престола здесь показан конченным пьяницей, самодуром и умственно неполноценным, которого опекают сотни нянек в формах гвардейских офицеров. И мало того, что персонаж совсем не похож на настоящего Петра Федоровича внешне, он еще не соответствует ему по возрасту. В 1744 году Петру только исполнилось 16 лет, а в фильме мы видим уже взрослого (никак не 16-летнего) дядьку. Он в России только 2 года, и уже в свои 16 лет закоренелый пьяница. Интересно, он приехал уже спившимся подростком, или его пристрастили к алкоголю в России? Куда же тогда смотрели наставники? Кнут им за плохое воспитание наследника престола! Впрочем, для авторов этого фильма, все это ненужные детали. Главное – эффектно показать Петра с бутылкой и сделать акцент на его грубых замашках. Конечно, можно сделать скидку на то, что фильм больше развлекательный, чем исторический.
197 читали · 3 года назад
Иногда создается впечатление, что кинематографисты буквально соревнуются, у кого образ императора Петра III получится наиболее отталкивающим. Беспробудное пьянство, игра в солдатики вместо выполнения супружеских обязанностей, ненависть ко всему русскому – все это уже стало штампом в кино. Американский фильм «Молодая Екатерина» (1991 г., реж. М. Андерсон) в этом плане не исключение. Петр здесь выступает антагонистом своей жены Екатерины. Впрочем, как и во всех фильмах о нелегкой судьбе Екатерины и ее тернистом пути к трону. И, как полагается антагонисту, он показан злым, жестоким, тронутым на голову и помешанным на военных играх. Он ненавидит героиню, такую добрую и хорошую, постоянно обижает ее, приносит вред своей стране, не умеет править и прочее, и прочее, и прочее. В целом, этакий карикатурный плохиш. А Екатерина, соответственно, умница, красавица и так далее. По законам жанра «добрая и хорошая» Екатерина побеждает «злого и плохого» Петра. То, что киношный Петр и киношная Екатерина не имеют ничего общего с настоящими историческими персонажами – это уже мало кого беспокоит. Мозги народных масс промыты. Дама с прогрессивными западными взглядами, спасая чужое Отечество, по своему хотению отняла престол у отсталого внука первого российского императора. А далее историю этой дамы можно развивать и дополнять в других фильмах. Читайте также: Екатерина II: Миф о спасительнице Отечества… 20 лет спустя Император Петр III: Почему цареубийство оправдывают плохим поведением жертвы?
246 читали · 3 года назад
Советская пропаганда не очень жаловала Екатерину II, которая ужесточила крепостное право, свергла внука всеобщего кумира и казнила национального героя (в то время) Пугачева. Но к 90-м годам произошли великие перемены. У власти стали рулить олигархи, по какому-то непонятному праву присвоившие себе народные ресурсы, в экономику влились западные капиталы, а в умы - соответствующая пропаганда. Отношение к Екатерине II поменялось. Видимо, по душе она оказалась либералам. Много у них общего. Западный ветерок принес к нам фильм «Молодая Екатерина» (1991 г., реж. М. Андерсон). В нем Екатерина показана образцово-положительной. Вся такая умница, красавица, отличница. А то, что с Орловым состояла в блудной связи, так это другое. Там у них великая, светлая, чистая любоФФ. И, вообще, во всем виноват недостойный муж (он же по совместительству внук русского императора). А то, что бастарда выдала за законного наследника, обманув не только мужа, но и народ, - это все издержки на пути к свободе и счастью. Ведь она заняла престол с единственной целью – осчастливить народ России и освободить от гнета недостойного правителя. Кстати, по фильму настоящий отец Павла – Григорий Орлов. Во как! Такого в нашей истории еще не было! Вообще, создатели этого фильма не особенно стремились к какой-либо исторической достоверности. К чему портретное и характерное сходство? Главное, чтобы героиня была красивая и правильная. Красота спасет мир! В данном случае, Отечество от плохого государя-мужа.
203 читали · 3 года назад
Екатерина II, пожалуй, является рекордсменом среди самых экранизируемых исторических персонажей. Причем иностранцы здесь вырвались вперед соотечественников. Оно и неудивительно! Ведь Екатерина была иностранкой. И вообще, ее биография – кладезь для кинематографистов. Одна ее личная жизнь чего стоит! Как и загадочные убийства двух императоров, кровавым пятном замаравшие историю России. Многие фильмы о Екатерине имеют весьма условное отношение к истории России. Я хотела бы отметить образ Екатерины, созданный в фильме «Михайло Ломоносов» (1986 г, реж. А. Прошкин). Здесь Екатерина, которую играет эстонская актриса Катрин Кохв, на мой взгляд, наиболее соответствует историческому персонажу. Томная, грациозная, на людях приветливая и хладнокровная, в душе хитрая и коварная. Говорит сладко, делает гадко. Особенно характеризует ее сцена, где она приходит в гости к великому ученому. Как сладко она поет похвалы и расточает комплименты! От ее слов и обещаний даже брутальному Ломоносову удается растаять.  Но потом, как оказывается, императрица изволила забыть о своих обещаниях. В этом вся Екатерина! Я верю этому образу. Такая вполне могла использовать мужчин в качестве ступенек для своего восхождения на трон. Причем актриса и внешне похожа на Екатерину. Тот же типаж. Правда, на мой взгляд, актриса гораздо красивее настоящей императрицы.