Найти в Дзене
"Игра престолов" и вокруг неё

"Игра престолов" и вокруг неё

Заметки о сериалах "Игра престолов", "Дом Дракона" и произведениях Джорджа Мартина
подборка · 5 материалов
1472 читали · 1 год назад
Тонкости перевода: "одичалые" (wildlings) из "Игры престолов"
Случайно зацепился глаз за слово wildlings из "Игры престолов". Это те, кто живут к северу от Стены, ну, вы в курсе, северные варвары такие. "Одичалые", в русском переводе. Это слово, по-видимому, придумано Мартином, его нет в английских словарях. Понятно, что корень там -wild ("дикий"), и к нему добавлен суффикс -ling, и меня заинтересовало, что за оттенок кроется в этом суффиксе. В слове "одичалый", скажем, никакого особого оттенка не слышно. Так вот, Гугл рассказал, что этот суффикс -ling в современном английском языке воспринимается как очень милый и ласковый...
1097 читали · 1 год назад
"Дом Дракона": как не спутать Джекейриса с Джейхейрисом и другие важные проблемы сериала
Если первый сезон "Дома Дракона" ещё мог ожидаться с робкой надеждой на чудо, на новую встречу с тем миром, который подарила "Игра престолов", то за два года горечь разочарования от этой несостоявшейся встречи притупилась, пришла стадия принятия, и второй сезон уже можно было смотреть бесстрастно, с холодным сердцем и исследовательским интересом. "Дом Дракона" взял от "Игры престолов", казалось бы, самое зрелищное, самое отличительное, – триаду "секс, кровь и драконы", дворцовые интриги, неожиданные...
1935 читали · 1 год назад
"Игра престолов". Как понять и простить «слив» армии мёртвых
В финальном сезоне "Игры престолов" должна была разрешиться главная и интереснейшая проблема всего сериала. Мы ведь не просто готовились узнать, чем всё закончится – кто победит в эпохальной битве людей с армией мёртвых и кто окажется (если вообще кто-то окажется) на Железном троне. Не об этом поверхностном сюжетном интересе речь. Важнее другое – в зависимости от того, чем и как "всё закончится", решалось, чего по гамбургскому счёту сто́ит весь сериал, не рухнет ли он под тяжестью взятой на себя ноши...
944 читали · 1 год назад
"Игра престолов". Не только секс, кровь и драконы
Львиный рык, волчий вой, ярость бури и жало клинка суть частицы вечности, слишком великой для глаза людского. (Уильям Блейк) То, что «Игра престолов» (Game of Thrones, 2011–2019) стала одним из самых громких и ярких произведений и событий массовой культуры первых десятилетий нового века, кажется, не требует доказательств. Мало кто не слышал о ней, даже если не смотрел, и часто сам отказ от просмотра становится жестом нежелания сливаться с толпой и идти на поводу у хайпа. У популярности свои неизведанные...
1 год назад
Наверное, надо немного объясниться, почему в этом блоге такое внимание уделяется телесериалам. Мы ведь привыкли их считать заведомо низким искусством, этаким фастфудом, чем-то, годным лишь для того, чтобы убить время, недаром по отношению к ним порой употребляется словечко «таймкиллер». Такой репутацией у постсоветского зрителя сериалы обязаны изначально тем первым образцам, с которыми он познакомился, – это были «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара», ставшая нарицательным именем, и другие. Но даже в то время показывали, например, культовый «Твин Пикс» Линча, который назвать «мыльной оперой», разумеется, язык не повернётся. Между тем, интеллектуальная публика, профессионалы из мира кино, журналисты, исследователи ещё очень долго не принимали сериалы всерьёз. В 2008 году журнал «Искусство кино» устраивает круглый стол на громкую тему «Погубят ли телевизионные фильмы российскую киноиндустрию?», а в 2014-м, когда уже закончились «Во все тяжкие», гремели «Игра престолов» и «Карточный домик», на отечественном телеканале «Культура» выходит передача с заявкой на острую полемику: «Американский сериал: новая культура или торжество банальности?», правда, прошедшая в атмосфере практически полного единодушия и зафиксировавшая изменение отношения к сериалам. Мне кажется (и не только мне, конечно), что нынешние сериалы стали в некотором роде наследниками тех больших романов с продолжением или серий рассказов, которые к читателям XIX века так же приходили частями, порциями, будь то «Евгений Онегин», «Война и мир» или рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Именно сериалы во многом сейчас отвечают за современный нарратив, быстро отзываются на актуальные темы. Большое кино снимают гораздо дольше, ему трудно поспеть за актуальностью и ему труднее вовлекать зрителя, разворачивать перед ним длинную историю с развитием сложных персонажей. Оно либо уходит в аттракцион (и это может случиться даже с крупными проектами, такими, как новая «Дюна» Вильнёва, например), либо в эксперименты с киноязыком и жанром, либо в притчевость, во что-то вневременное (как замечательный фильм Макдонаха "Банши Инишерина"). А вот сюжетность, литературность, рассказывание подробной психологической истории, разработка смыслов, привязанных к актуальной повестке, остаётся на долю сериалов. И этим они и интересны. Причём часто интереснее смотреть не на то, что они старательно и прямо проговаривают, а на то, в чём они проговариваются. Рассуждая о том, что сериалы всё равно остаются массовым искусством, надо признать, что сейчас вообще происходит размывание границ между элитарной и массовой культурой, категориями высокого и низкого, и, может, как раз на примере сериалов, качественно сделанных, но нацеленных по-прежнему на «среднего», «массового» зрителя, это стирание границ особенно заметно. Есть ещё прагматические причины обращения чаще к сериалам, чем к полнометражному кино. Сериалы, во-первых, обозримее, во-вторых, банально доступнее. Главные фестивальные фильмы приходится ждать полгода, а то и больше, пока они выйдут в прокат, потом ещё время, пока появятся в торрентах. А сериалы – вот они, с пылу, с жару :)