Найти в Дзене
80-летие Победы

80-летие Победы

Рассказываем о роли железных дорог в Великой Отечественной войне
подборка · 24 материала
Куйбышевская магистраль — всё для фронта
Одной из магистралей, которая во время Великой Отечественной связывала тыл с фронтом, была Куйбышевская железная дорога. По ней за военные годы перевезли 19 млн вагонов с грузами, а на деньги, собранные её сотрудниками, построили 80 санитарных и 10 бронепоездов. Железнодорожники трудились изо всех сил. Особенно тяжело было в начале войны: несколько южных и западных магистралей оказались отрезанными, весь грузопоток пошёл по дорогам Поволжья, Урала и Си­бири. На восток увозили тысячи предприятий...
Забайкальская магистраль и Великая Отечественная война
В годы войны для достижения Победы трудилась вся страна. Каждый делал что мог и порой даже больше. Неслучайно именно в военное время на железных дорогах широко стали применять лунинский метод. Машинист Николай Лунин предложил новый метод эксплуатации локомотива. Идея состояла в том, чтобы локомотивная бригада сама ремонтировала паровоз, не доводя его до серьёзных поломок. Это экономило время и позволяло добиться максимального пробега без ремонта. Поддержали начинание Лунина и на Забайкальской магистрали...
Уральские магистрали в военное время
Южно-Уральская железная дорога была довольно далеко от фронта, а потому избежала ужасов внезапных бомбёжек. Но с первых же дней войны она приняла на себя огромную нагрузку, гораздо выше той, на которую были рассчитаны мощности и подвижной состав. Именно на Урал отправляли многие производства и людей. Сюда эвакуировали больше 660 предприятий. В первые два года войны общий объём перевозок составил около 1,5 миллиона вагонов. Железнодорожники работали на износ, достигая порой показателей до 500% от нормы...
Северная магистраль — дорога к Победе
В годы Великой Отечественной войны значение Ярославской и Северной магистралей, которые позже объединились в Северную железную дорогу, выросло во много раз. Особенно это проявилось во время битвы за Москву и ленинградской блокады. Но и в остальное время магистраль активно участвовала в эвакуации людей и производств в тыл, а также в доставке воинских частей и военных грузов на фронт. Например, именно по этим дорогам везли грузы от союзников по антигитлеровской коалиции, приезжавшие морем в Архангельск...
Уральские железнодорожники на защите родины
В годы Великой Отечественной Свердловская магистраль играла центральную роль: в область эвакуировали сотни предприятий и культурные ценности. Уже через две недели после начала войны сюда перевезли часть коллекции Эрмитажа. Проходили через дорогу и эшелоны с союзнической помощью: половину ленд-лизовских грузов получали на Дальнем Востоке и отправляли на запад по Транссибу. Для достижения лучших результатов по транспортировке людей и грузов на дороге применяли новаторские решения. Например, ввели...
Дорога, участвовавшая в Сталинградской битве
Рассказываем о Приволжской магистрали в годы Великой Отечественной войны До 1953 года будущая Приволжская магистраль была поделена на Рязано-Уральскую и Сталинградскую железные дороги. Именно они одними из первых начали перевозку грузов воинских эшелонов к фронту и составов с эвакуируемыми — в тыл. Для улучшения пропускной способности линий Поворино — Качалино и Урбах — Баскунчак — Астрахань, которые играли важную роль в обороне Сталинграда, всего за месяц железнодорожники построили 20 разъездов, а также возвели участок Ахтуба — Паромная с выходом к Волге...