Найти в Дзене
Русский Север

Русский Север

История, красота, традиции и заброшенные храмы Русского Севера.
подборка · 10 материалов
… в Каргопольской стороне
Среди многочисленных памятников деревянного зодчества, нашедших себе приют среди лесов и полей возле Каргополя, есть и то, что мало вписывается в логический ряд северной глубинки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1906 г., согласитесь, явно отличается от того, что присуще старинной Каргопольской стороне. Надо понимать, что функционировала она относительно недолго – до 30-х гг. прошлого века. Про эту церковь до невозможного мало информации. И тут как нельзя кстати «срабатывает» визуальная составляющая...
Никольская церковь Ловзангского тройника
«… вчерне церковь и колокольня, крыты железом, установлены главы с крестами, обшиты жестью, вставлены в окна летние рамы» - из Главной описи имущества церквей: Святителя и Чудотворца Николая, Богоявления Господня Ловзангского прихода Каргопольского уезда, 1903 г. - именно с этой информации началось мало знакомство с Ловзангским приходом. Говоря про Никольскую церковь, единственную, что сохранилась до наших дней, события, которые стоит осветить, никак не выстраиваются в хронологическую линию. Поэтому… всё вперемешку- и 17 век, и советская власть и сгоревшая обитель...
Утрата Лядинского тройника
«… народная творческая казна была в 18 еще полна» * - пишет И.Я.Билибин про строительство храмов Севера в дереве. Ему вторит и Е.В.Ходаковский, оценивая значение последних десятилетий 18 века. Рассматривая деревянное зодчество того периода, он оценивает его, как подлинный шедевр: «В их формах нет ни малейшего намека на упадок, стагнацию или вырождение. Наоборот, интенсивность строительства, творческое разнообразие, уважение к традиции, и в то же время, ее интерпретация — вот черты, которые на то время обещали еще долгую жизнь деревянной архитектуре Русского Севера»...
217 читали · 6 месяцев назад
Красноляжский погост
«В советские времена любили приводить статистику «по сравнению с 1913 годом» - мол, вот насколько больше стало чугуна и стали на душу населения в стране. «А чего стало меньше?» - теперь-то мы вправе задаться ещё и этим вопросом. Могу определённо сказать: меньше стало России. А той, 1913 года, не стало вовсе. Почему-то в Помпеях не ходишь со скорбным чувством утраты: ужасная, конечно, трагедия была, однако пепел Везувия город законсервировал, и его цивилизация поразительным образом жива. А у нас не время и не стихия поработали, мы сами на свою цивилизацию изверглись...
«Шестой день творения», часть 2
Заглянем в одну книгу: «…Как бы ни был высок и могуч храм извне, внутри он совершенно не соответствует своему внешнему виду. И тот, кому впервые приходится видеть один из северных храмов-богатырей, бывает очень озадачен, когда, готовясь войти в исполинское, поднимающееся к небу помещение, внешним обликом которого он только что был так потрясен, — он неожиданно попадает в низкую и мрачную стройку, род сеней, вышиной редко более 5 аршин. Это и есть „трапеза" или собственно „трапезная" — т. е. помещение для трапезы, но в народе сохранилось первое название, упоминаемое обычно и в древних актах...
«Шестой день творения», часть 1
Более подробное (точечное) повествование про путешествие в северные земли мне хочется начать с публикации фотографий, сделанных в Соборе Рождества Богородицы (1552-1562 (!) годы постройки, так … на минуточку) г.Каргополь. На первом этаже экспонируется выставка «Шестой день творения» В этом блоке фото роспись: «Шестой день творения» «Пророк Илья получает пищу через ворона» «Воскрешение сына вдовы Наинской» «Взятие Ильи на небо» «Пастухи получают радостную весть о Рождестве Христовом» «Праотец...