Найти в Дзене
Городецкая роспись

Городецкая роспись

Сборник статей о городецком промысле, его истории, специфике и о мастерах городецкой росписи.
подборка · 7 материалов
Гаврила Поляков: певец войны и роз
В сонной деревеньке Ахлебаиха, где время текло медленнее, чем узольская вода, жил человек, умевший превращать обычные прялки в эпические полотна. Гаврила Поляков не просто расписывал донца — он рассказывал на них истории. И если другие мастера выводили петушков да купавки, его кисть выписывала дым пушечных ядер, блеск сабель и скорбные проводы солдат. В истории городецкой росписи есть мастера-труженики, есть новаторы, а есть Гаврила Лаврентьевич Поляков — (1853/54–1928) человек, который смешал на своих досках лирику и эпос, превратив обычные донца в настоящие картины...
Павел Колесов: наивный гений городецкой росписи
В тени великих мастеров — Лебедева, Полякова, Красноярова — всегда оставались те, кто не стремился к новаторству, но бережно хранил дух традиции. Таким был Павел Дмитриевич Колесов (1888-1967), человек с удивительной судьбой и простой, как мазок красной краски по дереву, манерой письма. Он родился в 1888 году в деревне Кумохино под фамилией Болянцев, но жизнь распорядилась иначе — его усыновили, и он стал Колесовым. Его приёмный отец, сын волжского бурлака, лишь в старости взялся за кисть, но этого хватило, чтобы заронить в мальчике любовь к городецкому узору...
Дмитрий Крюков: хранитель традиций и новатор
Дмитрий Иванович Крюков (1897 - 1966) — представитель многочисленного рода Крюковых, работавших в городецком промысле. Если городецкая роспись — это река, то Дмитрий Крюков был тем самым мостом, что соединил её берега: старинное мастерство и новую эпоху. Родился он в 1897 году в деревне Савино, где, казалось, сама воздух пропитан красками. В семье Крюковых все были мастерами: кто стульчики расписывал, кто прялки украшал. Двенадцатилетним мальчишкой Дмитрий уже стоял у мольберта рядом со старшим...
Фёдор Краснояров: певец радости и простого быта
Если Игнатий Лебедев был философом городецкой росписи, то Фёдор Семёнович Краснояров (1861 - 1943) — её весёлым сказителем. Его работы не заставляли задумываться — они сразу брали за душу своей искренностью, будто ярмарочная песня или шутка, брошенная через толпу. Он родился в 1861 году в той же деревне Косково, что и Лебедев, но его путь в искусстве был совсем иным. Уже в 12 лет Федя уверенно держал кисть и расписывал донца наравне со взрослыми. Не было у него учителей-иконописцев — только базарный гомон, смех покупателей да бесконечная вереница сюжетов, которые он подмечал в обычной жизни...
Игнатий Лебедев: мастер, который превратил ремесло в искусство
Одно из них — Игнатий Клементьевич Лебедев (1863 - 1943), художник, новатор и учитель, чьи работы стали эталоном мастерства. Он родился в 1863 году в деревне Косково — одном из центров городецкого промысла. С детства его руки тянулись к кистям и краскам, а глаза замечали то, что другие не видели: плавность линий, игру света, тончайшие оттенки цвета. Сначала он расписывал тарантасы, но судьба свела его с человеком, который изменил его жизнь — Иваном Гавриловичем Блиновым, иконописцем и знатоком древнерусской миниатюры...
112 читали · 1 месяц назад
Игнатий Мазин: художник, который превращал жизнь в праздник
Игнатий Андреевич Мазин — человек, чьи работы разлетались с базара быстрее горячих пирожков, а сюжеты были настолько живыми, что, кажется, вот-вот заговорят с деревянной поверхности. Родился он в 1875 (или 1876) году в селе Боярском, но судьба распорядилась иначе — мальчика взяла на воспитание семья Коноваловых, потомственных курцевских мастеров. Здесь, среди красок и резных донец, маленький Игнатий впервые понял: мир можно не только видеть, но и раскрашивать. Учился он у Варвары Коноваловой, а позже — у самого Игнатия Лебедева...