Найти в Дзене
Музейные экспонаты

Музейные экспонаты

Артефакты, связанные с Бежецком, хранящиеся в музеях и частных коллекциях.
подборка · 11 материалов
8 месяцев назад
РЕДКАЯ ФОТОГРАФИЯ БЕЖЕЧАНИНА, ИСТОРИКА НИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПОПОВА НА ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕ К очередной годовщине со дня рождения историка Нила Александровича Попова (1833–1891) мне хотелось бы поделиться уникальной фотографией этого замечательного уроженца Бежецка, ранее не публиковавшейся в открытых источниках. С 11 декабря 2024 года по 10 февраля 2025 года в Государственном историческом музее в Москве проходила выставка «Московский университет: эпохи, имена, символы. К 270-летию со дня основания». Среди подлинных экспонатов, связанных с историей Московского университета, в экспозиции был представлен фотомонтаж портретов преподавателей и студентов – «Историко-филологический факультет Московского университета 1882 год», выполненный известным фотографом Г.В. Труновым. В верхнем ряду, во втором с левой стороны медальоне, помещен портрет Н.А. Попова, на тот момент – заслуженного профессора кафедры русской истории Московского университета. Следущий за ним, после фотографии здания университета, – Василий Осипович Ключевский, наверное, один из самых известных русских историков. Напомню, что Нил Александрович родился 28 марта (9 апреля) 1833 года в семье учителя Бежецкого уездного духовного училища Александра Григорьевича Попова и его супруги Татьяны Ивановны. Постоянно проживая в Москве, Нил Александрович до конца дней не терял связи с родным Бежецком, живо интересовался жизнью города и, конечно, его историей. В 1882 году Н.А. Попов стал автором первого полноценного исторического исследования о городе Бежецке – «Исторических заметок о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков». Ранее в блоге уже был опубликован материал, написанный к 190-летию со дня рождения ученого. В нем я постарался подчеркнуть связи Нила Александровича с родным Бежецком и добавить некоторые новые штрихи к портрету этого замечательного человека. Фотографии автора.
11 месяцев назад
НАХОДКА КО ДНЮ СВЯТОЙ ТАТЬЯНЫ Сегодня, 25 января (12 января старого стиля), – день памяти святой мученицы Татьяны – покровительницы российского студенчества. Два года назад я написал материал, где рассказал о том, как этот праздник отмечался в дореволюционном Бежецке. Речь шла в том числе о благотворительном спектакле «Школьные товарищи», данном 12 января 1904 года бежецким музыкально-литераурно-драматическим кружком. Сборы со спектакля шли в пользу «недостаточных студентов Московского университета, уроженцев Тверской губернии». Сейчас хочу поделиться с читателями интересной находкой. Оказывается, в государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина хранится подлинная афиша этого спектакля. Из нее можно узнать ряд ранее не известных подробностей культурного события. В ней указана сцена, на которой был дан спектакль – зал земства и имена актеров-любителей: Е.И. Кулжинская, Е.Н. Потапова, В.Ф. Преображенская, Е.В. Терновская, В.Н. Весков, И.Л. Кулжинский, И.А. Корнилов, Н.А. Первухин, Н.П. Петухов. Надо сказать, что к началу XX века театральные постановки уже стали для бежечан привычным делом. С начала 1870-х годов в город регулярного приезжали столичные труппы, а с 1903 года действовал местный кружок любителей театра. О зарождении театрального дела в Бежецке и о купце Иване Кирилловиче Горохове, стоявшем у его истоков, вы можете узнать в одной из предыдущих публикаций.
11 месяцев назад
ТЫРАНОВСКИЙ «МОИСЕЙ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ Прямо сейчас имеется уникальная возможность увидеть в экспозиции Третьяковской галереи картину А.В. Тыранова «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила». Внушительных размеров полотно было написано Тырановым в 1839-1842 годах, во время командировки в Италию. Обычно «Моисей» находится в запасниках музея, а в постоянной экспозиции представлена только одна работа Тыранова – небольшая картина «Ткачихи», написанная в 1826 году, когда художнику было всего 19 лет. Все дело в том, что три месяца назад в Русском музее открылась большая выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова». Работы Карла Брюллова из Третьяковской галереи отправились в Петербург, а из Русского музея в Москву приехал картина «Медный змий» Ф.А. Бруни. В брюлловском зале Третьяковки была сделана переэкспозиция: «Великий Карл» уступил место своему ученику Алексею Тыранову. Бежечанин Алексей Васильевич Тыранов (1807–1859) – замечательный живописец, академик Императорской Академии художеств, любимый ученик А.Г. Венецианова. Его трагическая судьба мало кого оставляет равнодушным: стремительный взлет, слава второго после К.П. Брюллова портретиста столицы, несчастная любовь, а под конец жизни – нищета и забвение. Искусствоведы выделяют два периода в творчестве А.В. Тыранова: до середины 1830-х годов, когда художник был верен идеалам своего первого учителя А.Г. Венецианова и после, когда Тыранов попал под сильное влияние К.П. Брюллова. Надо сказать, что с Бежецком А.В. Тыранова связывал не просто факт рождения. Род Тырановых был одним из древнейших в городе: носители этой фамилии жили на посаде Городецко по крайней мере с середины XVII века. В 1770-е годы отец и дядя художника обучались мастерству серебряной чеканки и золочения в Москве, вернувшись в Бежецк, открыли собственную мастерскую. Всю жизнь Алексей Тыранов не терял связи с родным городом. Неслучайно в самый тяжелый период, в 1846–1849 годах, больной художник приезжает на родину, к семье своего старшего брата Михаила Васильевича Тыранова – выдающегося церковного живописца, создателя целого ряда ансамблей храмовых росписей в Бежецкой округе и за её пределами. Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова» продлится до 16 мая текущего года. Это значит, что есть по крайней мере четыре месяца, чтобы увидеть картину А.В. Тыранова «Моисей, опускаемый матерью на воды Нила» вживую.
БЕЖЕЦК ТЕАТРАЛЬНЫЙ, ИЛИ БУРНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ УЕЗДНОГО ГОРОДКА В фондах театрального музея имени Бахрушина в Москве хранится уникальная коллекция афиш спектаклей, дававшихся в Бежецке в 1876–1890 гг. Ранее имелись лишь отдельные отрывочные сведения о театральной жизни Бежецка 1900-х гг., например, о постановках, организованных любительским драматическим кружком. Но оказывается, что уже с 1870-х гг. в Бежецк регулярно приезжали столичные театральные труппы, в составе которых были известные в то время артисты: М.В. Дальский, А.Г. Гегер-Глазунова, П.Н. Ахалина. Интересен бежецкий репертуар: наряду с пьесами А.Н. Островского, драмами А.С. Пушкина и поэмами М.Ю. Лермонтова, ставились произведения, названия которых сегодня знакомы только историкам театра. Кто сейчас знает «Три пощечины», «Кварт от дамы», «Аз и Ферт», «Прежде скончались, потом повенчались»? Вот так проходит мирская слава! Из афиш мы узнаем, что первые театральные представления Бежецка давались в «театральной зале» Ивана Кирилловича Горохова. Имя этого человека сегодня совсем забыто. А ведь именно он стоял у истоков театральной жизни города. Единственным материальным свидетельством о зачинателе бежецкого театра остался поваленный гранитный памятник на Спасском кладбище с лаконичной надписью, сообщающей что купец Иван Кириллович Горохов скончался 9 марта, 48 лет от роду. Горохов не был коренным бежечанином. Он приехал в Бежецк в середине 1860-х гг. из Ярославля – города, известного как родина русского театра. Поначалу ярославский мещанин И.К. Горохов содержал трактир в арендованном каменном доме богатого купца М.Г. Викулина. Очень скоро, в 1868 г., Иван Кириллович скапливает необходимый капитал и становится бежецким купцом 2-й гильдии. Он строит два деревянных дома на Большой улице, напротив Введенской церкви, в которых открывает гостиницу, общественный клуб с буфетом и театр. В 1870-е гг. клуб Горохова становится главным центром общественной жизни города: именно здесь проходили торжественные собрания, играли свадьбы, устраивали благотворительные ярмарки. Современники называли Ивана Кирилловича не иначе как «наш чародей Горохов». И.К. Горохов был не просто содержателем клуба со сценой. Судя по тому, что в ряде афиш упомянут «театр Горохова», а в одной из них прямо говорится о «труппе под управлением И.К. Горохова», он был кем-то вроде режиссера. В этом первом полупрофессиональном театре Бежецка играли сами горожане, причем из самых образованных слоёв общества. Среди актеров можно найти представителей известных фамилий бежецкого духовенства и дворянства: Одинцов, Завьялов, Садиков, Мельницкий. Иван Кириллович сам принимал участие в спектаклях. Например, 25 апреля 1880 г. был дан спектакль «Не в свои сани не садись» по пьесе А.Н. Островского. Горохов сыграл в нем одну из главных ролей – богатого купца Русакова. Спустя пять дней после этого представления, 1 мая 1880 года, Бежецк лишился своего театра – в городе случился сильный пожар. Огонь уничтожил оба дома И.К. Горохова, вместе с имуществом клуба. Это был удар не только для самого «чародея Горохова», но и для всего бежецкого общества. Газета «Тверской вестник» с горечью писала, что Горохов был «единственный радетель относительно удобств и удовольствий своих сограждан и притом радетель совершенно добросовестный». Но предприимчивый купец не растерялся. Получив страховые выплаты, он выстроил новый каменный дом с театральным залом еще лучше прежнего. После смерти Ивана Кирилловича этот дом перешел во владение его вдовы, купчихи Авдотьи Павловны Гороховой. Так, в 1886 г. на афишах появился «театр А.П. Гороховой». В конце 1880-х гг. А.П. Горохова продала дом Бежецкому земству. С этого момента фамилия Гороховых пропала с афиш – стали писать просто о «помещении театра». В перестроенном виде дом сохранился до наших дней, его современный адрес: ул. Большая, 29–31. Сейчас это городской дом культуры, на сцене которого, как и прежде, выступают приезжие артисты. Иллюстрации: 1–7. Афиши спектаклей в Бежецке. Источник: музей А.А. Бахрушина. 8. Бежецкая земская управа. 1912-1914 гг. Открытка П.М.Дружинина.
БЕЖЕЦКАЯ ДУГА В РУССКОМ МУЗЕЕ С декабря прошлого года в одном из главных музеев страны – Русском музее в Санкт-Петербурге – проходит выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения прославленного художника. Кроме живописных и графических произведений Сурикова, на выставке также представлены предметы народного прикладного искусства. Среди последних – старинная дуга из Бежецкого уезда Тверской губернии, украшенная тонкой резьбой и росписью. Дуга – неотъемлемый элемент конской упряжи. С помощью гужей дуга скрепляет хомут с оглоблями, а также служит амортизатором толчков повозки при движении и препятствует сжиманию шеи лошади клещами хомута. В старину, помимо исключительно утилитарных функций, дуга часто использовалась как украшение, ее поверхность покрывалась резьбой и росписью. Такая дуга становилась настоящим произведением народного искусства. Именно такова представленная на выставке дуга из Бежецкого уезда, выполненная неизвестным мастером в конце XIX  – начале XX веков. Подобные расписные дуги можно увидеть на картинах Василия Сурикова. Например, на известных полотнах «Взятие снежного городка» и «Боярыня Морозова». У читателей еще есть шанс посмотреть эти и многие другие работы художника, а также полюбоваться бежецкой дугой: выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» открыта для посещения до 19 июня 2024 года. Благодарю Наталью Свечникову за рассказ об интересном экспонате и присланные фотографии.
142 читали · 2 года назад
УНИКАЛЬНАЯ ЛИТОГРАФИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В БЕЖЕЦКЕ Уникальную литографию с изображением храма в городе Бежецке опубликовал Государственный исторический музей. В описании экспоната не сообщается, какой именно бежецкий храм изображен на литографии и дается широкая датировка – 1850-1870-е годы. Сопоставление литографии из собрания музея с сохранившимися архивными снимками позволяет однозначно утверждать, что на ней изображена бежецкая церковь Рождества Христова. Это же подтверждает и сохранившейся проект масштабной перестройки храма, которая была осуществлена в 1865–1869 годах. Можно предположить, что литография была издана в этот период. Под изображением церкви помещены иконы Рождества Христова, пророка Илии, Святителя Димитрия Ростовского и святых бессребреников Космы и Дамиана. Выбор этих сюжетов не случаен: престолы храма были освящены в честь праздника Рождества и названных святых. В советское время Христорождественский храм был закрыт, разобрана колокольня, купол и ограда. Подробнее об истории этого некогда величественного бежецкого храма можно прочитать в ранее опубликованной статье.