Аннотация к статье (в полном её формате со всеми ссылками на научные и философские источники): Проблема жизни в философии истории, к универсальной теории эволюционирующей жизни dzen.ru/...lijJ В статье исследуется проблема жизни, но теперь с позиции философии истории. Отметим, проблема жизни в философии истории или иначе историософии имеет связь, на наш взгляд, с определением цели и смысла жизни. Почему? Дело в том, что исследуются объективные закономерности и движущие силы всеобъемлющего исторического процесса. Следовательно, речь идёт об эволюции, и вполне можно рассуждать о теории эволюции жизни. Но насколько актуальным является сегодня обращение к проблеме жизни в её историко-эволюционном значении? Нам кажется, что человечество стоит перед серьёзными глобальными проблемами, решение которых может повлиять на ход эволюции человечества вообще, отсюда задача философов обосновать правильный путь развития жизни на планете. Поэтому вопросы, касающиеся смысла и цели жизни как никогда актуальны. Содержание статьи не исчерпывается краткими вступительными словами о том, о чём мы сейчас говорим, и как бы по умолчанию настраивает на длительный и вдумчивый анализ исторических событий, исторических фактов, подразумевая при этом переосмысление всего исторического процесса. Да, в статье мы обращаемся к теории эволюции, вернее, пока только обозначаем необходимость это сделать. Но теория эволюции, она ведь считается фундаментом биологических наук, тем не менее, у нас есть основание соединить, если так можно сказать, концептуальное ядро биофилософии и с главными положениями философии истории. К чему это может привести? Мы думаем, в результате такого объединения появится возможность формулирования универсальной теории эволюционирующей жизни. Безусловно, прежде всего, здесь имеет значение мировоззренческий аспект, он играет важнейшую роль в формировании новой универсальной научно-философской картины мира, и мы отдаём себе отчёт в критической сложности всего затеянного мероприятия по участию в создании междисциплинарной теории жизни. Однако у нас нет амбиций в этом деле, мы просто размышляем, в меру своего понимания что-то может быть, и привнесём в мир. Но это не является нашей самоцелью. Теперь, какой вывод вынашивался в статье, к чему мы пришли? Проблема жизни в историософии сопряжена с теорией эволюции, поэтому стоит рассуждать об эволюционирующей жизни. А если жизнь эволюционирует, тогда вся биологическая картина мира требует рационального и взвешенного пересмотра. Действительно, ведь всё, что нас окружает, всё мироздание, вся Вселенная, в конце концов, есть выражение жизни, являющейся непосредственным фактором и движущей силой эволюции. Как это понять? Пожалуйста, философия истории к нашим услугам, где исторический контекст, так сказать, вкраплён, в соответствующую мировоззренческую систему представлений о реальности и жизни, жизненной реальности.
3 недели назад