Найти в Дзене
Уроки смотреть-4

Уроки смотреть-4

Практические упражнения для того, чтобы научиться лучше понимать искусство. Четвертая часть уроков, читайте с нижнего поста.
подборка · 31 материал
1397 читали · 2 года назад
Почему у этого святого под ногами пол в клеточку? Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах. ill.: Frei Carlos. O Bom Pastor. 1520s. Museu Nacional de Arte Antiga (Lisbon). Photo by Sailko⁣ Вот картина очевидно из того же цикла, что и Христос, которого мы рассматривали вчера. Только здесь автором обозначен конкретный "брат Карлос", а вчера была "мастерская региона Висеу". И, если смотреть на обе картины рядом, то видно, что имя художник приобрел не зря: сегодняшняя, с изображением Иоанна Крестителя, более продвинута, более ренессансна. Автор лучше умеет компоновать окружающее пространство. Вчера красные драпировки были, конечно, клевые, только зачем они такие большие? На их фоне главный герой терялся. Тут автор дает немного красного (колонны) для акцентирования "рамки", но основной фон делает нейтральным за счет коричневой ткани, пейзажа и нейтрального балкона.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине -- в первую очередь симметричное построение всего, кроме главного - человеческой фигуры. Иоанн поставлен в контрапост, чтобы не было скучно. Складки тоже не симметричны. Агнец и рука образуют косой крест Х. При этом агнец физически больше, что волей-неволей создает нашу стандартную диагональ, пускай и не очень большую. При этом обратите внимание на плитки пола -- они отнюдь не идеально симметричны, перспектива направлена в иную точку схода, чем фигура Иоанна. И это лишает картину иконописной засушенности. Равно как и то, что пейзажи в окнах не одинаковые, и в правом окне гора больше.⁣ ⁣ Что еще хорошего -- колорит. Очень красивая ткань сзади по цвету, хорошо дополняет тунику Иоанна. Такие рудименты балдахинов на изображениях святых и в портретах королей называются cloth of honour (по-русски устоявшегося термина нет). Это как бы символ, знак трона, высокого положения изображенного.⁣ ⁣ Что плохого в этой картине -- анатомия. Почему у него такие гигантские ступни? Откуда растет та нога, которая выставлена к нам коленом вперед? Что у него с шеей? Видимая рука тоже мутантская.⁣ ⁣ Чем еще, как вам кажется, сегодняшняя картина более прогрессивна технически, чем вчерашняя? Обратите внимание, что эта лет на 10 раньше написана, но это не важно, искусство движется с разной скоростью. Кроме того, если вам лично больше нравится вчерашняя, это тоже норм:⁣
1106 читали · 2 года назад
Чем эта картина воздействует на психику? Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах. ill.: Мастерская Viseu, "Бичевание Христа", ок. 1530. Museu Nacional de Arte Antiga (Lisbon). Photo by Sailko.⁣⁣ Недавно присоединившимся напоминаю, что в этой рубрике мы учимся смотреть медленно и таким образом дегустировать картины тщательней. И, подобно тому, как для самоконтроля гнева и страха человек учится медленней вдыхать и выдыхать, то для самоконтроля смотрения картин мы используем аналогичный метод -- смотрим, как сделана картина, из каких "кирпичиков" она построена, как она вдыхает и выдыхает.⁣⁣ ⁣⁣ Это произведение португальского Ренессанса чем хорошо, помимо своей исторической ценности? Драматической эмоцией. Чем создается драматическая эмоция, помимо того, что мы понимаем - это одна из Страстей Христовых и он скоро умрет? Раны-то то на теле Христа и его страдающее выражение лица не особо видны. А создается оно. в первую очередь, колоритом. Розовое тело, такое человечное, реалистичное, написано на фоне двух контрастных, но при этом очень деликатно сочетающихся красок -- теплого красного и болотно-зеленого. Пол в данном случае выступает как нейтральное дополнение. Этот красный задает весь тон картины, и его яркими аккордами дестабилизирует белоснежная одежда Христа. Понятно, что сами по себе складки виться так не могут, если только они не на проволоке, то есть это художник их так расположил, еще на готический манер. Напоминаю о нашей вездесущей диагонали / из левого нижнего угла в правый верхний, которая отрадна большинству художников, потому что большинство людей правши и это приятно мозгу. Именно поэтому два белых "клуба" драпировок расположены именно так, одно внизу, другое повыше. Сама картина построена по принципу строгой симметрии -- занавески, пол... Тело Христа немного в контрапосте, но это ощущение стирается из-за строго симметричных рук.Так что драпировки рулят. И рифма к ним, когда вглядываешься -- веревки и бичи на полу, которые изгибаются, словно ползучие змеи.⁣⁣
1117 читали · 2 года назад
Продолжаем разговор о том, насколько цвета важны для произведения искусства в рамках нашей рубрики "уроки смотреть". ill.: George Hitchcock. Hollands bruidje. Сirca 1895-98. (Sotheby's, 2004, 90,000 USD)⁣. Картина от вчерашнего художника, на ту же тему голландской невесты среди цветов.⁣ Вам задание - сравните со вчерашней картиной. Сформулируйте, в чем тут отличия по примененным приемам. Выберите, которая из двух картин вам нравится больше, вызывает более приятные эмоции. Постарайтесь осознать, которые именно из примененных приемов сработали на то, чтобы вам понравилась одна картина, а не другая. То есть, смотрите, сначала задание на использование логики (и наблюдательности), а его вторая часть - на применение выясненного логикой к своим эмоциям, осознания их.⁣
1147 читали · 2 года назад
Как в этой картине цвета воздействуют на подсознание? Продолжаем "уроки смотреть" в микродозах. ill.: George Hitchcock. Easter Sunday (In Brabant The Bride). 1904.⁣ Что хорошего в этой картине: в первую очередь потрясающе тонкое сочетание сливочно-желтого, лавандового, осенне-желтого, коричневого и какого-то лилового на заднем плане. Эти оттенки потрясающе сгармонизированны, так, что розовые розы с зелеными листиками на ткани накидки кажутся всего лишь деталью. Собственно, если мы представим накидку просто желтой, картине хуже не станет. А вот если убрать коричневые деревья (разбавляющие желтый), или фиолетовое поле цветов, посыпется все.⁣ ⁣ Что по композиции: стандартная для изображения человека в обрезке по бедра пирамидальная. Шея и плечи четко обрезаются линией горизонта.⁣ Но, чтобы не было скучно, черный запах накидки уведен с оси симметрии вправо, да еще прикрыт двумя белыми лентами, причем извивающимися по-разному. В ту же сторону торчит рука в белой перчатке с букетиком крокусов. Посмотрите, как верхняя лента завязки чепца "поджимает ножку" как будто, чтобы задать нам направление диагонали взора / Голова тоже не строго фас, а в три четверти в ту же сторону, причем наклонена вниз, что и по композиции хорошо, и соответствует настроению скромности невесты по сюжету картины. Кружево чепца, образующее перевернутое вбок C не симметричное, ближняя к нам сторона большая, она примерно той же площади, что и лицо. Но поскольку ось симметрии проходит не по центру кружева, а по краю, нам чепец не кажется огромным. Линия венка повторяет линии кружев и плеч. Очень симпатичная картинка.⁣
2336 читали · 2 года назад
Продолжаем наши "уроки смотреть". Илл.: Edward Okuń - Villa Borghese. Giardino del Lago (1913). Аукцион agraart.pt⁣ Вот мой любимый польский художник-символист Эдвард Окунь. Чего хорошего в этой картине: посмотрите, как мастерски автор оперирует 3+ планами, декорациями: первым, с вазонами, вторым -- с стволами, специально темными. чтобы выделить красное, розовое и серое, и отделить их от зеленого. И наконец следующим планом, с теряющимися в дымке кустами, и еще более дальним планом, совсем фоновой кулисой.⁣ ⁣ Черные диагонали двух стволов здесь не работают на негатив, потому что они не прорезают картину целиком, а идут строго в центр, указывая на вазон. Чтобы подчеркнуть это, рядом вставлено тоненькое деревце, строго вертикально, оно как копье пригвоздило внимание. Взгляд наш при этом гуляет приятно, по S - cначала мы ласкаем взглядом крупный красный куст, потом спускаемся вниз, к более мелкому розовому, который рассыпается "на пол" мелкими цветочками. Чтобы было уравновешено, и легкий розовый не "взлетел", ровно по центру же он разбавлен V-образной линией бордовых цветов, которая невнятно рифмуется с темными стволами. Если продолжать смотреть дальше, то мы видим справа еще одну крону - серую крону куста, которая поддерживает рифму красного и розового, будто эхо. А позади за ней, совсем теряясь, крона бледно зеленого. Прекрасный завершающий штрих - тонкая ветка дерева, которая горизонтальная, но изогнутая, и повторяет полукруглый контур красного. Очень изящная работа на перекличках.⁣
2883 читали · 2 года назад
Знал ли Караваджо про инь и янь? Продолжаем "Уроки смотреть". Хочу наконец закончить разговор про магию красоты S-образного, но никак не могу. Почему именно фигуры, известные нам как инь и янь, стали такими мощными символами гармонии и противоположностей?⁣ Вы же помните "золотую спираль"? Вот тут развивается та же идея.⁣ ⁣ Из баловства я обрезала низ "Вакха" Караваджо, чтобы получился идеальный квадрат. Наложила инь и янь. И ахнула. Посмотрите, как идеально ключевые точки выделили узловые детали картины.⁣ Остальные картинки в 1-м комменте.