Найти в Дзене
Система образования

Система образования

Экспертные статьи, основанные на фактах и актуальных исследованиях
подборка · 12 материалов
500 читали · 2 года назад
Несмотря на все попытки повысить престижность профессии и, соответственно, количество педагогов на рынке труда, школьных учителей всё ещё не хватает. Бытует мнение, что молодежь зачастую попадает на работу в школу скорее стихийно, ищут варианты во вне и готовы покинуть школу. А также будущие учителя встречают двойной негативный отбор в профессию: сначала в педвузы идут не лучшие учащиеся школ, когда, например, в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, наоборот, отбирают треть лучших. Далее студенты на практике в школе осознают нервозность профессии, так что до школ доходят немногие. Так, по данным мониторинга 2012 года, 71% педвузов оказались неэффективными, а их КПД не превысил 10% (часть из них была закрыта или переформирована, но глобальная проблема осталась нерешенной). Избыточный же набор студентов не способен повысить качество выпуска и конвертацию в действующих учителей. Однако новым трендом может стать привлечение специалистов в школы из других сфер. В Англии, Франции, Германии распространено привлечение специалистов в школу из смежных областей, потому что, чем больше учителей пройдет переподготовку, придя из других сфер, тем более разнообразный опыт будет доступен школьникам, а школа будет ближе к жизни. И в России есть прецеденты, когда школы берут в качестве учителей людей с другим профильным образованием, но подобная практика пока не встречается массово. Так почему бы тогда не приветствовать в школах хороших специалистов, но не с педагогическим образованием? Археолога, фармацевта, переводчика, которые в своей жизни почувствовали учительское призвание. Такому мнению есть контраргумент в том, что нужен педагогический талант, долгие годы учёбы, чтобы стать учителем. Но желаемые нам качества есть и не у всех выпускников педагогических ссузов и вузов. Важнее усилия, которые действующий учитель прилагает к тому, чтобы совершенствоваться в профессии, а специалисты любители как раз готовы работать над собой.
5716 читали · 2 года назад
Любить нельзя учить
Часто причину антипатии к учителю в коллективе объясняют фразой "вы не любите детей" или тем фактом, что учитель честно признает невозможность любви ко всем детям сразу. И я отношусь к тому лагерю "бесчувственных" профессионалов. Хотя, на самом деле, мы, скорее, как раз отличается более честными эмоциями. А авторы интервью из "Учителя учителям" очень точно выразили мою позицию: Любить всех детей нельзя. Когда так говорят - лицемерят. У меня есть ученики, с которыми у нас нет любви. Но нет учеников, которых я не люблю...
9598 читали · 2 года назад
Учителю обязательно к прочтению
Недавно я закончила читать книгу “Учителя учителям” Ксении Кнорре Дмитриевой и хочу поделиться с вами, моими читателями, своими впечатлениями, потому что эта книга, действительно, доставила массу удовольствия и пищи для ума во время прочтения, а также стала хорошей поддержкой во время работы в школе. Книга представляет из себя сборник интервью с выдающимися (и заслуженными) учителями и директорами школ России, которые делятся своей позицией на животрепещущие темы...
7843 читали · 2 года назад
Эксперимент Шацкого
Когда я переезжала в Обнинск и искала квартиру, мне очень понравился вариант на улице Шацкого. У нас, в целом, любят называть улицы именами значимых личностей. Хотя я поселилась не там, имя Станислава Теофиловича Шацкого меня еще настигло. И встретились мы с ним в моём любимом месте - историческом музее, где его заслугам был посвящен целый зал. Там-то я и поняла, что не могу обойти его историю стороной, так как идентифицирую себя как исследователя образования, как и он в своё время. Я не буду первой, кто считает, что С...
10 тыс читали · 2 года назад
Месяц коллективной ответственности в начальной школе
Приём "тайный ученик" я посмотрела ещё в сентябре на мел_е, но расскажу о том, как эту технику использовала именно я и на какие мысли это меня натолкнуло. У меня есть палочки с именами всех детей. Среди них я вытягивала одну в начале урока, не показывая имени. Далее следует объявление правил на урок для тайного ученика (я писала на крыле доски) : среди них всегда классные правила поведения, а также задания на урок. Заодно на этой доске оказывается примерный план урока...
853 читали · 2 года назад
Много внимания в нынешней школьной повестке уделяется читательской грамотности. И не зря. Сегодня я расскажу, почему. В один из каникулярных дней среди учителей поднималась тема функционального чтения, с тех пор я немного пересмотрела свой взгляд на чтение и начала наблюдать за всяческими его проявлениями более пристально. В первую очередь, работа над чтением детей в моем классе состоит из ежедневной тренировки автоматизации навыка чтения, только после чего можно начинать работать над пониманием прочитанного. Для этого я на каждом своём уроке посвящаю 5 первых минут урока детскому чтению. В это время они не только успокаиваются после перемены, оказываются в полной готовности к уроку, но и находят вплоть до 20 минут на ежедневное чтение. Во-вторых, с этой четверти я начинаю обсуждать с детьми прочитанное на каждом уроке литературного чтения. То есть 5 минут на чтение в начале урока и еще 5 минут на то, чтобы 5 человек высказались. Таким образом, за 2 недели возможно выслушать каждого ученика, постоянно работать над навыками чтения, выражения мыслей и пересказом. А также классу легче активизировать свое внимание и послушать всего 5 человек, нежели чем в обычном формате урока “книжной выставки” ждать с подготовленным рассказом своей очереди, забывая про уважение к окружающим. В-третьих, нельзя забывать про функционально чтение и в повседневной жизни, и на других уроках. Поэтому так важны задачи с реальными объектами, поисковое чтение в сложных текстах, отношение с информацией, в целом. Например, наш учебник по математике регулярно предлагает задания на реальных кейсах, и на них стоит останавливаться. А вот что касается повседневной жизни, здесь видно, что еще предстоит большая работа над тем, чтобы ребята грамотно использовали свою возможность читать. К примеру, ребята моего класса прекрасно знают, что новые места в классе я объявляю через схему, которую вывешиваю на доску. Но как только я повесила туда не схему, а 3 правила рассадки, о которой говорила в прошлой статье, не каждый обратил на них внимание, прочитал и понял, что может сам выбрать себе место. Зато те, кто осилили  текст, начали подводить своих одноклассников к объявлению, объяснять им новые правила. Ну не красавчики ли?) Да у них еще много времени научиться читать и понимать текст, поэтому всему свое время. Главное не забрасывать это дело, потому что хотелось бы, чтобы ребята пользовались чтением для улучшения своей жизни. упрощения своих дел и взаимодействия с другими людьми. Я постараюсь сделать это, но и прошу вас, мои читатели, обращать внимание на себя, своих детей и/или учеников. Меня научили тому, что, если я встречаюсь с неизвестным словом, понятием, нужно обязательно уточнить его для себя. Сначала самостоятельно поискать в словаре, книжке, интернете, потому уточнить у взрослых. И это будет советом для всех: Изучите внимательно предоставленную информацию, попробуйте решить затруднение самостоятельно, попросите совета у более знающего человека. Приучайте к этому своих близких и подрастающее поколение, ведь вместе можно сделать больше!