Найти в Дзене
Яблоки в искусстве

Яблоки в искусстве

Яблоки — как сторублёвка: нравятся всем
подборка · 4 материала
1321 читали · 3 года назад
Арт-яблоки Не виноватый он — они сами пришли. И попросили модный портрет. Да такой, чтоб с первого раза было видно: сам Боровиковский писал!:) «А художник-то не напрягался», — проворчит иной зритель. «Художник использовал свою уже сложившуюся композиционную схему», — поправит его искусствовед. На первом портрете Владимир Боровиковский изобразил женщину, имени и отчества которой мы не знаем. Только фамилию по мужу — Скобеева. Дочка кронштадтского матроса, она стала фавориткой статс-секретаря Екатерины II Дмитрия Трощинского. А потом вышла замуж за небогатого смоленского помещика Д. Скобеева: предполагают, что взбунтовалась и сбежала от своего столичного «благодетеля». Вероятно, муж и заказал портрет — по случаю бракосочетания. На втором портрете — Екатерина Николаевна Арсеньева, дочка генерала, будущая фрейлина императрицы Марии Федоровны. Оба портрета датируются 1790-ми годами и хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
242 читали · 3 года назад
Арт-яблоки Листайте до конца: начинаю с фрагментов, а вся картина — одно из самых известных произведений польской живописи — в конце. Рядом с сюрреалистической гигантской стрекозой изображены реальные люди: жена художника, сын и няня мальчика. Автор картины Юзеф Мехоффер был символистом: исследователи до сих пор спорят о содержании этого яркого и странного полотна. Вот основные версии: – Женщина тянется к яблоку, как Ева. Новой Евой называли Деву Марию, которую, кстати, часто изображали в синем. Тогда сын женщины — младенец Иисус. – Или так: малыш — Купидон, а его мать тогда — Венера. – Человеческие фигуры (плюс засохшее дерево рядом с буйной зеленью) символизируют три стадии человеческой жизни. – Это Аркадия, утраченный Эдем, земной рай: счастливая жизнь на фоне прекрасной природы. Нависшая надо всей этой идиллией стрекоза (написанная в иной манере, чем вся картина) — намёк на то, что изображённая сцена не так уж и реальна. А также, возможно, знак мимолётности запечатлённого счастья или даже символ неминуемой опасности. А что же художник? Толкования он не оставил. По словам его жены, картина была написана в самый счастливый момент жизни Мехоффера. И ещё перед созданием полотна он в одном письме сообщал: «Не скажу, что знаю, что рисовать, общая идея такова: идея жизни — блаженство — польза — веселье — свет — солнце и тепло». Иллюстрация: Юзеф Мехоффер (1869–1946, Польша). Удивительный сад. 1902–1903. Холст, масло. 222,5 х 208,5 см. Национальный музей в Варшаве
460 читали · 3 года назад
Арт-яблоки Ирина Кустодиева, дочка художника Бориса Кустодиева, вспоминала, что картина «Сторублевка и яблоко» написана «папой как пародия на натюрморт с яблоками Петрова-Водкина». На какой именно натюрморт — не уточняет. Да, может, дело было и не в отдельной картине, а в том, что в это время Петров-Водкин увлекся живописью Сезанна и его натюрмортами с яблоками и другими фруктами. Я бы работу Кустодиева сравнила с яблоками Петрова-Водкина на красном фоне, пусть они и датированы 1917-м (а Кустодиев свою картину написал на год раньше). В конце концов, Кустодиев мог видеть натюрморт Петрова-Водкина в процессе, в мастерской: они приятельствовали. Есть и другой взгляд на происхождение этого сюжета (не исключающий первого и не противоречащий ему): «Сторублевка и яблоко» — это символический портрет купечества.  «Яблоко в этом ключе напоминает о волжских городах, славных своими садами и яблочным торгом на всю Россию. Сторублевка, "катенька" на белой скатерти, символизирует зажиточность, финансовый успех», — рассуждают о картине на сайте музея, в котором она хранится. Трудно не согласиться, особенно если вспомнить картину Кустодиева "Купец" 1918 года. Иллюстрации: 1. Борис Кустодиев. Яблоко и сторублёвка. 1916. Холст на картоне, масло. 26×44, 6 см см.  Музей-заповедник Петергоф 2. Кузьма Петров-Водкин. Яблоки. 1917. Холст, масло. 41,5 х 58 см. Русский музей 3. Борис Кустодиев. Купец. 1918. Холст, масло. 88,5х70 см. Музей-квартира И.И. Бродского
249 читали · 3 года назад
Арт-яблоки А попробую-ка провести тут яблочный марафон. К празднику, к яблочному сезону. Если не получится регулярно делать посты о яблоках в искусстве — буду просто есть яблоки. И вам советую!:) Начнём с портрета Ирины Борисовны Кустодиевой, дочки знаменитого художника, и её трогательного воспоминания о создании этой картины: «1920 год. Папа писал мой портрет в ярко-синем платье, в профиль, держащую блюдо с яблоками. Смеялся: „Есть портрет Лавинии, дочери Тициана, с яблоками, а теперь Путя Борисовна, дочь Кустодиева, с яблоками !“ (Путя — это у него определение для полной дебелой женщины.)». Современные психологи, конечно, Кустодиева за такие реплики в адрес дочки отчитали бы, а самой дочке предложили свои услуги. Я же спешу вас успокоить: Борис Кустодиев дочку очень любил, а она сохранила о нём самые тёплые воспоминания. Иллюстрации: 1. Борис Кустодиев. Девочка с яблоками. Портрет дочки художника Ирины Кустодиевой. 1920 2. Тициан. Девушка с тарелкой фруктов. Дочь художника Лавиния. Ок. 1555