Найти в Дзене
О науке - интересно и актуально

О науке - интересно и актуально

Автор-учёный рассказывает о своём научном направлении и его значении для развития диалога и взаимопонимания в обществе
подборка · 8 материалов
Что общего между смыслом и чудесным Древом познания добра и зла?
Неожиданное сравнение, не правда ли? Для меня в своё время тоже было абсолютно неожиданным, хотя я сама и была его автором. А дело было так. Однажды на занятии со студентами, посвященном пониманию латентных смыслов, «таящихся» в целостных и завершённых произведениях (романах, рассказах, статьях, фильмах и т.д.), я, как обычно, рассказывала студентам, что для понимания смысла произведения из его внутренней, тоже латентной структуры, нельзя «вырывать» отдельные блоки, а надо рассматривать всю структуру комплексно, целиком...
Что такое навыки ментального оперирования и зачем они нужны?
Предлагаю немного отвлечься от волнующих всех нас острых проблем и продолжить разговор о том, что такое понимание и как оно происходит? (Это тоже важная и актуальная проблема - от особенностей понимания людей. составляющих общество, зависят и качественные особенности самого общества). В предыдущей статье мы выяснили, что в своей жизни каждый из нас встречается со знаками разной сложности – их нам и проходится понимать, хотим мы этого или нет. Легче всего (и раньше всего) человек осваивает простые знаки: буквы, цифры, простые жесты...
Что такое понимание? Что умеет человек и не может искусственный интеллект?
Пока мы с Вами, как и весь остальной мир, вглядываемся в экраны телевизоров и компьютеров, пытаясь предугадать развитие политических процессов, предлагаю немного отвлечься и обсудить также важную для всех нас тему – что такое понимание и как оно происходит? Эта тема важная, потому что от того, насколько способны мы понимать то, что является предметом понимания, зависит очень и очень многое: и в каком обществе живём, и как успешны в карьере и личной жизни, и как ориентируемся в море разнонаправленной информации, и как общаемся друг с другом...
Сколько смыслов в произведении: один или много?
Иллюстрацию из всем знакомого фильма «Кавказская пленница» я разместила здесь исключительно для Ваших приятных ассоциаций, тем боле что разговор наш тоже пойдёт о количестве. Только обсуждать мы будем не оптимальное число жён: «…как быть нам, султанам, ясность тут нужна: сколько жён в самый раз: три или одна?», - а количество смыслов в произведении. Итак, главный вопрос: смысл в произведении (любом) - один-единственный? Или их два? Или даже три? А может, их, смыслов, ещё больше? Вопросы эти...
Наука о понимании в коммуникации. О чём я говорила на научной конференции
Недавно я закончила большой и трудоёмкий научный текст и отправила его в редакцию серьёзного научного журнала. Теперь можно немного отдохнуть, тем более что праздник, да и погода стоит замечательная. И ещё можно рассказать, о чём я говорила на недавней (2 апреля 2025) научной конференции, которая называлась «Понимание в коммуникации». Вот, даже сертификат прислали. А говорила я о том, что самые распространенные в мире (в том числе и в нашей стране) концепции понимания, декларирующие множественность...
Почему стали возможны «двойные стандарты»?
Сначала немного, казалось бы, сухих фактов – и Вы увидите, как менялось наша реальность в связи с изменениями в научных представлениях о том, что такое смысл. В своей прошлой статье «О каком «призраке» говорил Карл Маркс?» (ссылка будет в конце) я не случайно привела определение смысла из Советского Энциклопедического словаря 1979 года. Напомню, что там этот феномен трактуется как нечто целостное, «несводимое к значениям отдельных частей». Ну, казалось бы, трактуется и пусть трактуется, ученым, которые писали эту статью, виднее...