Найти в Дзене
Советская фантастика

Советская фантастика

Обзоры фантастической литературы авторов советского периода
подборка · 22 материала
3722 читали · 4 месяца назад
Русская планетарная фантастика. Обзор трех романов разных авторов
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этом году уделял достаточно много времени тематическим обзорам прочитанной мной фантастики. Считаю, что для книжного блогера такие статьи должны быть в приоритете: прочитал – составил подборку – отрефлексировал – выдал описание и свое мнение. Правда, в ближайшее время, планирую статьи иного плана. Нужно заполнить старые рубрики и разнообразить контент. Тем не менее, отказываться от обзоров новой (для себя) фантастики не намерен. Так, сегодня будем говорить о планетарной фантастике отечественных писателей, т...
1230 читали · 8 месяцев назад
Дневники читателя фантастики. Освоение космоса в советской фантастике
Здравствуйте, уважаемые читатели. Читаю сейчас советскую фантастику: роман Евгения Гуляковского «Сезон туманов». В будущем этой книги, земляне не просто вышли в космос, а пытаются колонизировать планеты близлежащих к Солнечной системе звёзд. Довольно необычная для советской фантастики деятельность. Решил поделиться мыслями по данному вопросу с другими любителями фантастики, привести пару примеров, проанализировать их. Сделаю это в форме черновика: небольшой статьи, с прицелом на большой материал в будущем...
346 читали · 1 год назад
Фантастика на советском телевидении: серия «Этот фантастический мир»
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня будем говорить о советской фантастике не совсем обычного для нашего жанра формата. Речь о серии телепередач, выходивших на ТВ в 1979 – 1990 гг. Правда, по нынешним меркам, можно было бы назвать телевизионный цикл передач «Этот фантастический мир» (ЭФМ) сериалом, ведь периодичность выпусков была невелика. Всего, за двенадцать лет советские телезрители увидели шестнадцать выпусков, или, как-бы, «сезонов», продолжая аналогию с современными реалиями. Готовясь...
946 читали · 2 года назад
Обзоры советской фантастики #4
Здравствуйте, уважаемые читатели. Последний обзор – подборку фантастической литературы советских авторов опубликован на канале аж в ноябре 2020 года. Непорядок! Упущение! Недоработка! Стараюсь позиционировать «Интересную фантастику», как «общефантастический» ресурс, где периодически обсуждается фантастика самого разного времени и разнообразных направлений. Но вот советской НФ в последнее время не так много. Исправляю недочет: вашему вниманию четвертая подборка советской фантастики, в которой поговорим...
476 читали · 2 года назад
Рецензия на фантастическую повесть Аркадия и Бориса Стругацких "За миллиард лет до конца света" (1977) 📖 Повесть А. и Б. Стругацких (АБС) "За миллиард лет до конца света" можно классифицировать, как гуманитарную (мягкую) научную фантастику. 📜 Сюжет Жаркий июль 1972 года астрофизик Дмитрий Малянов проводил дома. Малянов корпел над научной работой, связанной с темной материей, вернее диффузными частицами - гипотетическими элементами, составляющими эту самую материю (для любителей фантастики, не сильно погруженных в дебри астрофизики, могу сказать, что черные дыры - одни из "кандидатов" в носители темной материи; и... все это пока научные гипотезы). Малянов движется к успеху. Результат работы "грозит" прорывом в его области науки. В это время семья Дмитрия находится на отдыхе. То есть, казалось бы, ничто не может помешать астрофизику закончить труд и довести исследование до логичного, доказанного научного обоснования. В дебюте повести, Малянов отвлечен непонятной доставкой деликатесных продуктов. Он их не заказывал. Потом заявляется одноклассница его супруги. Впрочем, она также неожиданно, как и появилась, исчезает с авансцены. Затем случается трагедия с его соседом. Ученый вновь вынужден отвлечься от работы и отвечать на вопросы сотрудника милиции. Странные события нарастают как снежный ком. К Малянову заявляются его друзья - собратья по цеху науки: Фил Вечеровский и Валентин Вайнгартен. От них Малянов узнает о сверхъестественных причинах творящегося кавардака. Кто-то, или что-то, пытается помешать ученым в их работе. Почему-то этим неизвестным силам важно предотвратить научный прогресс. 🌍 Фантастический мир Тематика противостояния человека с мирозданием, вселенной, непреодолимой силой, какими-нибудь сверхмогучими богами, инопланетянами и т.п., сама по себе всегда интересна. Тем более, в исполнении АБС. Но есть еще один момент. Сюжет повести - это еще и рефлексия авторов на современную им эпоху, на брежневский "застой", сменивший "оттепель" шестидесятых. Собственно, позднее об этом говорил сам Борис Стругацкий. Ничего удивительного здесь нет. Авторы НФ, в тех или иных фантастических допущениях творимых ими миров, отталкиваются от проблематики современности, от того, что их волнует здесь и сейчас. Фантастическая тематика непреодолимой реальности и "проблематика" рефлексии советской интеллигенции необъятна. В ограниченном по объему формате поста нет никакой возможности их рассмотреть более подробно. Посему, в графе "Фант. мир" поставлю ТЧК. 👍 Достоинства Мощнейшее произведение, хоть и небольшое по объему. Невероятно эмоциональное по посылу. Блестящий Вечеровский заставляет задуматься о гордости за род человеческий (или, по крайней мере, за отдельных его представителей). Язык не поворачивается осудить Малянова, Вайнгартена и других, не смогших, как Фил. Как там писал Профессор Толкин про свою книгу? Что-то вроде, "я как наивный хоббит уверен, что пока я жив - она моя" (не дословно, по памяти). 👎 Недостатки Сложно заполнять данную графу, применительно к одной из моих любимейших книг АБС. Но сам придумал такую конструкцию рецензий. Порою кажется, что АБС в своих книгах предельно безапелляционны. Если Мир Полдня, то без всяких мещанских мелочных мыслишек. Если условное средневековье (как в ТББ), то все "лавочники" обязательно примитивные, вызывающие презрение, обыватели. Ну а уж когда рефлексия, то мироздание только и мечтает, что задавить "порывы". Может это черта не только АБС, но и всей советской интеллигенции? Все-таки, на мой взгляд, общество тогда было несколько наивным. Это я не в плане критического выпада. Наоборот, с долей ностальгии. В девяностые реальность то показала, почем фунт лиха. С другой стороны, с полутонами книги АБС не были бы тем, что мы читаем и обсуждаем. По самой книге критики нет. 💎 Само собой, рекомендую повесть всем любителям фантастики. Прочтите. Оно того стоит.
1596 читали · 2 года назад
Черновики профессионального читателя фантастики. Глобальные циклы советской космической фантастики: один против всех Продолжаю серию постов, посвященных советской научной фантастике. Сравниваем ее развитие с мировой НФ соответствующего времени, прежде всего, англосаксонской. В дальнейшем, наброски постов серии станут основой более цельного и вдумчивого материала. Потому и назвал их "черновиками". Поговорим сегодня о таком направлении фантастической литературы, как космическая фантастика. И не просто о космической фантастике, а о больших циклах фантастической литературы, сюжет которой связан с космосом. На ум приходят такие знаковые для фантастики серии, как: "Основание" А. Азимова, "Техническая история" П. Андерсона, "Космическая одиссея" А. Кларка и другие великолепные циклы признанных классиков научно-фантастического жанра. Из более поздней литературы можно вспомнить "Гиперион" Д. Симмонса, цикл о Хонор Харрингтон Вебера, боевую космическую фантастику Коула и Банча "Стэн", да много еще чего. Думается, что долго писать о причинах популярности циклов не нужно. Читателям всегда интересно узнать больше о приключениях полюбившихся героев, авторы развивают разработанный ими фантастический мир, а отсюда и коммерческая выгода. Не будем забывать, что в условиях капитализма, или по-современному рынка, спрос рождает предложение. А что же у нас? Во-первых, сразу уберем коммерцию, как стимул и двигатель продвижения фантастики. Не буду здесь вдаваться в подробности реалий советского времени. Упомяну лишь, что фантастика была определена тогда в категорию детско-юношеской литературы, а отсюда большого количества взрослой фантастики просто не могло быть. Во-вторых, массовость качественной англоязычной фантастики Золотого Века, все же является феноменом, взрывом сверхновой. Его импульсы стали затухать только к концу века. Чтобы было более понятно, приведу аналогию с французским кино, или нашим советским кинематографом. Можно найти тысячу причин их феномена и... это будет бесполезной тратой времени. Феномен, есть феномен. Теперь есть другое. Но уже не то. Также и с фантастикой Золотого Века. Советская фантастика, являясь таким же уникальным явлением, была все же на порядок скромнее по масштабам (сразу оговорюсь, не значит хуже). Единственным "глобальным" советским космическим циклом стала "История будущего" Аркадия и Бориса Стругацких. Серия стартовала в 1959 году с издания повести "Страна багровых туч", сюжет которой повествует об экспедиции фотонного космолета "Хиус" на Венеру. Персонажи повести, в дальнейшем, появятся в ряде произведений АБС, которые составят "Предполуденный цикл" ("Жилинский цикл"). Время действия в нем локализуется рубежом XX - XXI вв., когда человечество осваивало Солнечную систему. Мужественные космонавты: Быков, Крутиков, Дауге, Юрковский, Жилин и др. стали настоящими кумирами у любителей отечественной фантастики (особенно юной их части). Дальше последовала серия "Мир полудня", где АБС описывают уже более далекое будущее - XXII век. В это время наступает светлое коммунарское будущее. Люди вышли в дальний космос и вовсю исследуют планеты других звездных систем. В том числе, населенные собратьями по разуму. К "Миру полудня" относятся знаковые произведения авторов: "Трудно быть богом", "Малыш", "Обитаемый остров" и др. В рамках ограниченного поста у меня нет возможности привести пространный анализ - сравнение с западной фантастикой. Но в целом, "История будущего" АБС сходна с лучшими зарубежными образцами фантастики о космосе. Если мы берем "Предполуденный цикл", то можно провести параллели, например, с героями НФ А. Кларка, а "Мир полудня" можно сравнить с Хайнским циклом Ле Гуин, отдельными произведениями "Технической истории" П. Андерсона, другими циклами. В общем, "наш ответ Чемберлену" в литературно-космических мирах был достаточно убедителен. В дальнейшем, будут серии Кира Булычева о Славе Павлыше и Андрее Брюсе, трилогия О. Ларионовой "Лабиринт для троглодитов", эпопея С. Снегова, дилогия "Капитан Ульдемир" В. Михайлова и т.п. Но эти серии будут на порядок менее масштабны.