Найти тему
Советская фантастика

Советская фантастика

Обзоры фантастической литературы авторов советского периода
подборка · 20 материалов
103 читали · 3 дня назад
Фантастика на советском телевидении: серия «Этот фантастический мир»
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня будем говорить о советской фантастике не совсем обычного для нашего жанра формата. Речь о серии телепередач, выходивших на ТВ в 1979 – 1990 гг. Правда, по нынешним меркам, можно было бы назвать телевизионный цикл передач «Этот фантастический мир» (ЭФМ) сериалом, ведь периодичность выпусков была невелика. Всего, за двенадцать лет советские телезрители увидели шестнадцать выпусков, или, как-бы, «сезонов», продолжая аналогию с современными реалиями. Готовясь...
865 читали · 1 год назад
Обзоры советской фантастики #4
Здравствуйте, уважаемые читатели. Последний обзор – подборку фантастической литературы советских авторов опубликован на канале аж в ноябре 2020 года. Непорядок! Упущение! Недоработка! Стараюсь позиционировать «Интересную фантастику», как «общефантастический» ресурс, где периодически обсуждается фантастика самого разного времени и разнообразных направлений. Но вот советской НФ в последнее время не так много. Исправляю недочет: вашему вниманию четвертая подборка советской фантастики, в которой поговорим...
462 читали · 1 год назад
Рецензия на фантастическую повесть Аркадия и Бориса Стругацких "За миллиард лет до конца света" (1977) 📖 Повесть А. и Б. Стругацких (АБС) "За миллиард лет до конца света" можно классифицировать, как гуманитарную (мягкую) научную фантастику. 📜 Сюжет Жаркий июль 1972 года астрофизик Дмитрий Малянов проводил дома. Малянов корпел над научной работой, связанной с темной материей, вернее диффузными частицами - гипотетическими элементами, составляющими эту самую материю (для любителей фантастики, не сильно погруженных в дебри астрофизики, могу сказать, что черные дыры - одни из "кандидатов" в носители темной материи; и... все это пока научные гипотезы). Малянов движется к успеху. Результат работы "грозит" прорывом в его области науки. В это время семья Дмитрия находится на отдыхе. То есть, казалось бы, ничто не может помешать астрофизику закончить труд и довести исследование до логичного, доказанного научного обоснования. В дебюте повести, Малянов отвлечен непонятной доставкой деликатесных продуктов. Он их не заказывал. Потом заявляется одноклассница его супруги. Впрочем, она также неожиданно, как и появилась, исчезает с авансцены. Затем случается трагедия с его соседом. Ученый вновь вынужден отвлечься от работы и отвечать на вопросы сотрудника милиции. Странные события нарастают как снежный ком. К Малянову заявляются его друзья - собратья по цеху науки: Фил Вечеровский и Валентин Вайнгартен. От них Малянов узнает о сверхъестественных причинах творящегося кавардака. Кто-то, или что-то, пытается помешать ученым в их работе. Почему-то этим неизвестным силам важно предотвратить научный прогресс. 🌍 Фантастический мир Тематика противостояния человека с мирозданием, вселенной, непреодолимой силой, какими-нибудь сверхмогучими богами, инопланетянами и т.п., сама по себе всегда интересна. Тем более, в исполнении АБС. Но есть еще один момент. Сюжет повести - это еще и рефлексия авторов на современную им эпоху, на брежневский "застой", сменивший "оттепель" шестидесятых. Собственно, позднее об этом говорил сам Борис Стругацкий. Ничего удивительного здесь нет. Авторы НФ, в тех или иных фантастических допущениях творимых ими миров, отталкиваются от проблематики современности, от того, что их волнует здесь и сейчас. Фантастическая тематика непреодолимой реальности и "проблематика" рефлексии советской интеллигенции необъятна. В ограниченном по объему формате поста нет никакой возможности их рассмотреть более подробно. Посему, в графе "Фант. мир" поставлю ТЧК. 👍 Достоинства Мощнейшее произведение, хоть и небольшое по объему. Невероятно эмоциональное по посылу. Блестящий Вечеровский заставляет задуматься о гордости за род человеческий (или, по крайней мере, за отдельных его представителей). Язык не поворачивается осудить Малянова, Вайнгартена и других, не смогших, как Фил. Как там писал Профессор Толкин про свою книгу? Что-то вроде, "я как наивный хоббит уверен, что пока я жив - она моя" (не дословно, по памяти). 👎 Недостатки Сложно заполнять данную графу, применительно к одной из моих любимейших книг АБС. Но сам придумал такую конструкцию рецензий. Порою кажется, что АБС в своих книгах предельно безапелляционны. Если Мир Полдня, то без всяких мещанских мелочных мыслишек. Если условное средневековье (как в ТББ), то все "лавочники" обязательно примитивные, вызывающие презрение, обыватели. Ну а уж когда рефлексия, то мироздание только и мечтает, что задавить "порывы". Может это черта не только АБС, но и всей советской интеллигенции? Все-таки, на мой взгляд, общество тогда было несколько наивным. Это я не в плане критического выпада. Наоборот, с долей ностальгии. В девяностые реальность то показала, почем фунт лиха. С другой стороны, с полутонами книги АБС не были бы тем, что мы читаем и обсуждаем. По самой книге критики нет. 💎 Само собой, рекомендую повесть всем любителям фантастики. Прочтите. Оно того стоит.
1590 читали · 1 год назад
Черновики профессионального читателя фантастики. Глобальные циклы советской космической фантастики: один против всех Продолжаю серию постов, посвященных советской научной фантастике. Сравниваем ее развитие с мировой НФ соответствующего времени, прежде всего, англосаксонской. В дальнейшем, наброски постов серии станут основой более цельного и вдумчивого материала. Потому и назвал их "черновиками". Поговорим сегодня о таком направлении фантастической литературы, как космическая фантастика. И не просто о космической фантастике, а о больших циклах фантастической литературы, сюжет которой связан с космосом. На ум приходят такие знаковые для фантастики серии, как: "Основание" А. Азимова, "Техническая история" П. Андерсона, "Космическая одиссея" А. Кларка и другие великолепные циклы признанных классиков научно-фантастического жанра. Из более поздней литературы можно вспомнить "Гиперион" Д. Симмонса, цикл о Хонор Харрингтон Вебера, боевую космическую фантастику Коула и Банча "Стэн", да много еще чего. Думается, что долго писать о причинах популярности циклов не нужно. Читателям всегда интересно узнать больше о приключениях полюбившихся героев, авторы развивают разработанный ими фантастический мир, а отсюда и коммерческая выгода. Не будем забывать, что в условиях капитализма, или по-современному рынка, спрос рождает предложение. А что же у нас? Во-первых, сразу уберем коммерцию, как стимул и двигатель продвижения фантастики. Не буду здесь вдаваться в подробности реалий советского времени. Упомяну лишь, что фантастика была определена тогда в категорию детско-юношеской литературы, а отсюда большого количества взрослой фантастики просто не могло быть. Во-вторых, массовость качественной англоязычной фантастики Золотого Века, все же является феноменом, взрывом сверхновой. Его импульсы стали затухать только к концу века. Чтобы было более понятно, приведу аналогию с французским кино, или нашим советским кинематографом. Можно найти тысячу причин их феномена и... это будет бесполезной тратой времени. Феномен, есть феномен. Теперь есть другое. Но уже не то. Также и с фантастикой Золотого Века. Советская фантастика, являясь таким же уникальным явлением, была все же на порядок скромнее по масштабам (сразу оговорюсь, не значит хуже). Единственным "глобальным" советским космическим циклом стала "История будущего" Аркадия и Бориса Стругацких. Серия стартовала в 1959 году с издания повести "Страна багровых туч", сюжет которой повествует об экспедиции фотонного космолета "Хиус" на Венеру. Персонажи повести, в дальнейшем, появятся в ряде произведений АБС, которые составят "Предполуденный цикл" ("Жилинский цикл"). Время действия в нем локализуется рубежом XX - XXI вв., когда человечество осваивало Солнечную систему. Мужественные космонавты: Быков, Крутиков, Дауге, Юрковский, Жилин и др. стали настоящими кумирами у любителей отечественной фантастики (особенно юной их части). Дальше последовала серия "Мир полудня", где АБС описывают уже более далекое будущее - XXII век. В это время наступает светлое коммунарское будущее. Люди вышли в дальний космос и вовсю исследуют планеты других звездных систем. В том числе, населенные собратьями по разуму. К "Миру полудня" относятся знаковые произведения авторов: "Трудно быть богом", "Малыш", "Обитаемый остров" и др. В рамках ограниченного поста у меня нет возможности привести пространный анализ - сравнение с западной фантастикой. Но в целом, "История будущего" АБС сходна с лучшими зарубежными образцами фантастики о космосе. Если мы берем "Предполуденный цикл", то можно провести параллели, например, с героями НФ А. Кларка, а "Мир полудня" можно сравнить с Хайнским циклом Ле Гуин, отдельными произведениями "Технической истории" П. Андерсона, другими циклами. В общем, "наш ответ Чемберлену" в литературно-космических мирах был достаточно убедителен. В дальнейшем, будут серии Кира Булычева о Славе Павлыше и Андрее Брюсе, трилогия О. Ларионовой "Лабиринт для троглодитов", эпопея С. Снегова, дилогия "Капитан Ульдемир" В. Михайлова и т.п. Но эти серии будут на порядок менее масштабны.
1790 читали · 1 год назад
Черновики профессионального читателя фантастики. Программные произведения советской фантастики Формат постов позволяет не только регулярно поддерживать ленту канала в активном состоянии и создавать тематические серии, но и делать наброски будущих больших статей. Плюсом для автора в данном случае будет мнение подписчиков и гостей канала в комментариях. Меткие замечания, критика, дополнения и т.п., помогает в работе, является дополнительным стимулом и источником идей. Возникла идея написания большой статьи - лонгрида, посвященной основным вехам советской фантастики, ее достижений, основных идей и смыслов. Для этого задумываю использовать метод аналогии с мировой, прежде всего, англоязычной фантастикой. Понятно, что даже большая статья будет довольно поверхностной. В полной мере раскрыть проблематику выбранного предмета может только большое литературоведческое исследование. Да и не на один том. Но и "популярный" блогерский формат тоже дело не последнее. Особенно учитывая его охват и открытый доступ. Пока не ставил себе конкретных сроков, потому решил начать с "черновика", которым потом воспользуюсь. В своем развитии, советская фантастическая литература прошла несколько этапов: ранний романтический (20-30-е гг.), фантастика ближнего прицела (30-е - середина пятидесятых), классическая (50-е - конец 80-х). В самом начале классики из ее недр вышло эпохальное, программное произведение советской научной фантастики. Можно сказать, ее гимн. Имею в виду роман Ивана Антоновича Ефремова "Туманность Андромеды" (1957) Ефремов создал утопический мир коммунаров далекого будущего, в котором устремления людей направлены на поиск и созидание, бесконечный прогресс и изжитие пороков и недостатков прошлого. На этом пути человечество объединяется в единую семью без религиозных, национальных, социальных и др. различий. Воспитанием юного поколения коммунаров занимается теперь все общество. Идеи дружбы и сотрудничества по Ефремову, присущи не только землянам, но и всем разумным в Галактике, прошедшим определенный этап развития своих цивилизаций ("Великое Кольцо"). В общем, автор первым открыл для советского читателя мир далекого будущего и показал, каким-же может быть достижение провозглашенной тогда обществом цели. Конечно, несмотря на увлечение И.А. Ефремова идеями русских космистов (Федоров, Циолковский, Вернадский и т.д.), его роман является продуктом советского времени. Но если подойти к вопросу шире, он еще и ярко отражает суть вообще индустриальной эпохи, так называемого модерна, которому свойственны мощные идеи и цели. Но если это так, что же "противопоставила" англоязычная фантастика тех лет? Ведь там, в пятидесятых, имел место пик развития фантастической литературы. Так называемый "Золотой век", с его плеядой мощнейших авторов: Саймаком, Хайнлайном, Кларком, Брэдбери, Азимовым и еще многими другими фантастами. Как ни странно, несмотря на кратное количественное превосходство западной фантастики над советской, глобально о человечестве будущего тогда западные фантасты старались не писать. Имею в виду не в жанровых рамках (космической оперы, антиутопии и т.д.) или допущениях тех или иных сюжетов книг, а в целом. Быть может Хайнский цикл Урсулы ле Гуин, с его обществом Ойкумены, можно рассматривать в таком ракурсе. Но данный цикл все-таки более тяготеет к планетарной фантастике. Ле Гуин творила свои миры. Это ее конек. Мне кажется, аналогом "Туманности..." может служить азимовское "Основание", с его конечной идеей коллективного разума Галактики. Однако Айзек Азимов пришел к такому финалу не сразу, а в течении написания всей своей истории будущего ("Галактическая история"), где "Основание" лишь центральная часть серии. Можно вспомнить также Вселенную Содружества П. Гамильтона, но это уже начало века нынешнего. Другое время. Больше ничего на память не приходит. Так что, "Туманность Андромеды" - явление для фантастики нетривиальное, с точки зрения образа будущего. Ну и конечно не забываем "Магелланово облако" пана Станислава Лема, опубликованное несколькими года ранее (1955 г.).
2168 читали · 2 года назад
Рецензия на фантастическую повесть Сергея Павлова "Чердак Вселенной" (1971) 📖 Фантастическую повесть С. Павлова "Чердак Вселенной" по жанровой классификации можно отнести к твердой (строгой) научной фантастике. Некоторые фант. ресурсы и любители фантастики связывают "Чердак Вселенной" с культовым романом Павлова "Лунная радуга", считая повесть приквелом данной космической эпопеи (прошу прощения за современный "вульгарный" термин). Это выражается в том, что в романе присутствуют несколько персонажей из "Чердака Вселенной" (Калантарин, Шубин) и космическая станция "Зенит". Однако, повесть скорее является пробой пера, некоей "заготовкой" - подготовительной работой к большой эпопее (как и некоторые другие малые произведения автора). 📜 Сюжет. Конец 21 столетия. Человечество осваивает Солнечную систему. На орбите Меркурия и у внешних планет располагаются две научные космические станции Зенит - Дипстар. Связаны эти рукотворные космические объекты с одним проектом. Ученые занимаются там освоением технологии телепортации на большие расстояния в космосе: с орбиты Меркурия к кольцам Сатурна. В идеале, это должно привести к мгновенным путешествиям космических кораблей с людьми и грузами, и началу межзвездной эпопеи человечества. Но долгие годы усилия ученых: изыскания научного персонала обеих станций не могут привести к прорыву. "Чердак Вселенной" - это рассказ о науке и ученых, исканиях и свершениях, космических буднях и внештатных ситуациях, написанный великолепным языком классика советской НФ. 👍 Достоинства. Повесть по праву можно отнести к лучшим произведениям отечественной фантастики советского периода. При этом, каких-то особых кульбитов сюжета и нагнетания действия в книге нет. Написано достаточно ровно и спокойно. Но читается на одном дыхании. 👎 Недостатки. Складывается впечатление, что "Чердак Вселенной" являлся наброском более обширного замысла Павлова. Также, мне немного "не зашел" финал (но последнее, чистый субъективизм). 💎 Рекомендую всем любителям фантастики. Это нужно читать.