Найти в Дзене
Литература

Литература

Мини-рецензии на различные произведения иностранных и российских авторов, анализ стихотворений, рассказы о любимых авторах, истории взаимоотношений с их творчеством.
подборка · 15 материалов
Если попытаться коллизию романа Цвейга «Нетерпение сердца» перенести на реалии сегодняшнего дня, то может получиться такой сюжет. До конца не понимая, с чем ему придётся столкнуться, волонтёр выбирает из всех программ ту, которая связана с посещением   маленьких одиноких детей в интернате. Он приходит туда, играет с детьми, читает  книжки,  и очень горд собой – он понравился всем, было весело и  интересно. Теперь дети ждут его с нетерпением. Он начинает ходить к ним почти каждый день. Они все привязываются к нему, особенно одна девочка. Она ждёт его не так, как другие. Переживает , если он опаздывает, отказывается от еды, если он не приходит более двух дней. Когда наш герой понимает, насколько к нему привязаны и к чему его это обязывает, он пытается уйти от ответственности  и говорит Маше (пусть её зовут Машей): «Понимаешь, мне надо уехать в другой город». После чего у девочки случается истерика… Дальше всё может быть ещё хуже. Почему? Ведь у  нашего героя были самые благородные намерения. Ответ на этот вопрос даёт Стефан Цвейг, австрийский писатель – классик, в своём единственном романе «Нетерпение сердца» (1939 год): «Есть два рода сострадания. Одно – малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасёшься великим терпением, - лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям. Только тогда, когда принесёшь в жертву самого себя, только тогда». Сюжет романа пересказывать не буду. А смысл таков: во всём плохом, что случается на свете, виновата обычно не жестокость, а безволие, слабость, равнодушие. Главному герою, лейтенанту Гофмиллеру, доброму, сострадательному, мягкосердечному, не хватает принципиальности, чёткости в своих действиях, мудрости, знания жизни, и он проваливает серьёзное жизненное испытание. Цена провала – жизнь девушки, Эдит фон Кекешфальва. Почему это единственный роман Цвейга? Ему больше удавались исторические повести и психологические новеллы, одна из которых и выросла в роман  «Нетерпение сердца». О популярности Цвейга в нашей стране лучше всего говорит такой факт: в России его произведений  издано и издаётся гораздо больше, чем не только в Австрии, но и во всех немецкоговорящих странах, вместе взятых.
НОВОМУ ВРЕМЕНИ - НОВЫЕ ПЕСНИ, или ПО СЛЕДАМ «НОВГОРОДСКОГО ДЕТИНЦА». О каких проблемах в современной российской  литературе говорили эксперты и гости на третий день фестиваля  в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки? Эксперты фестиваля: писатели, издатели, члены Союза писателей России – профессионалы в области литературы. Они знают, с каким вызовами сталкивается сегодня российская проза в попытках обрести новое дыхание, нового героя, чтобы соответствовать нынешней исторической ситуации. Прослушав выступления писателей и поучаствовав в обсуждении   поднятых проблем, участники фестиваля пришли к выводу, что современная российская литература находится сейчас на пороге нового этапа, нового периода. Предыдущие 30 лет наша литература существовала в формате антиутопии, создавая произведения, в которых будущее рисовалось неясно и пессимистично. Герой был обычным, но немного «странненьким» человеком. Это в лучшем случае. Чаще всего герои были отрицательными персонажами, иногда ненормальными, с психическими отклонениями. Не шукшинский «чудик», не путайте! Нам предлагалось понять и принять такого антигероя. Очень часто герои произведений были выразителями взглядов самого писателя на действительность, выступали  аlter ego автора. Писатель Юрий Козлов, редактор журнала «Роман-газета», говорил о том, что 30 лет все премии и награды (особенно международные) давали тем писателям, которые в своих произведениях ругали всё русское. Но одновременно с этой премиальной литературой существовала другая, национальная, не порывавшая связь с традицией, классикой. Эта литература существовала в основном в провинции. Но она, к счастью, сохранилась и сейчас начинает активно развиваться. Сейчас создаются новые образы: героев – праведников, ищущих в себе подобие Божье, или героев, нацеленных на действие, а не на созерцание и  самоанализ. Национальные идеалы снова актуальны и интересны читателям. Писатели активно обращаются к истории России, ища там ответы на современные вопросы («Тобол» Алексея Иванова). Роман Круглов, обращаясь к опыту чтения произведения  Тихона Шевкунова «Святые несвятые» говорил  об ожидаемом нами  современном герое – праведнике.   Образ этот во многом  восходит к героям Лескова.  Им также была поднята тема возникновения интереса  студентов к героям , умеющим мужественно преодолевать беды и испытания, ставя перед собой цель и добиваясь её (Павка Корчагин, Овод и  др.) Конечно, новая литература должна поднимать наболевшие общественные вопросы, такие как буллинг, семейное насилие и др. «Новое время – новые песни!» - писал Николай Алексеевич Некрасов  в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Эпическое время ищет своего воплощения в эпических героях, масштабных замыслах и ярких идеях!
«НОВГОРОДСКИЙ ДЕТИНЕЦ» Когда человек очень голоден, и его накормили изысканно вкусной  пищей, что он ощущает? Это немного вульгарное гастрономическое  сравнение довольно точно  передаёт моё послевкусие после пребывания на мероприятиях литературного фестиваля «Новгородский детинец».  Насыщение духовной пищей, возможно, является для человека более важным событием, чем утоление физического голода. Удовольствие от общения с  умными, яркими людьми, вовлечение в интеллектуальную деятельность, желание развиваться и духовно расти – вот плоды моего пребывания  на фестивале. Не буду называть официальные события фестиваля – их можно посмотреть в афише на официальной страничке в ВК. Просто перечислю только некоторые из проблем литературного творчества, о которых говорили поэты, писатели, представители Союза писателей России вчера на мероприятиях фестиваля. Проблема деструктуризации объективной реальности и истории, отсутствие героя, умеющего совершать поступки, навязывание  «идеалов» общества потребления в произведениях, желание читателя видеть в литературе анализ  серьёзных современных общественных проблем, примирение интересов представителей разных политических партий, слоёв под влиянием патриотических настроений - это только немногие вопросы, обсуждавшиеся на «круглом столе» и презентациях периодических изданий. Взяла небольшое интервью у участника всех событий фестиваля, участника литературных конкурсов Евгения Шатуланова. Он выступал в ролях и эксперта,  и участника мероприятий, был на экскурсии в музее письменности. Участие в фестивале стало для него огромным стимулом читать, развиваться в духовном плане, создавать новые произведения. Он очень рад тому, что к его мнению прислушивались, давали высказываться, он чувствовал себя важным членом этого литературного праздника. Это очень важно, потому что именно молодёжь была главным действующим лицом  фестиваля «Новгородский детинец»! Приятным бонусом поездки стали для меня предпраздничное оживление на улицах древнего города и яркие и   стильно оформленные витрины магазинов. Спасибо огромное организаторам фестиваля, экспертам, участникам за большую работу по подготовке и проведению «Новгородского детинца»!
Всё, что я читала у Сименона, отличается  отсутствием  искусственности и манерности. Он пишет просто, жизненно и достоверно. Успех его детективов в знании предмета изображения. Писатель глубоко чувствует  жизнь, людей  с их слабостями, порой превращающимися в преступные наклонности. Не идеализируя своих героев, он  не клеймит их, как законченных негодяев.  Психология – конёк мэтра французского детектива. Ему не интересны преступления, если , разгадав  загадку убийства, он попутно не  раскрыл нам тайны внутреннего  мира героев. Причём исследование человеческих взаимоотношений и личных секретов в произведениях Сименона всегда интереснее преступной сюжетной линии. Вот и в рассказе «Бедняков не убивают» мы на протяжении повествования  больше интересуемся, где проводил время главный герой, если с работы давно уволился, а на работу уходил якобы каждый день, и где он брал деньги на довольно обеспеченную «вторую» жизнь, скрытую от жены и знакомых. Совершённое убийство уходит на второй план, хотя понятно, что эти истории – убийства и его тайной обеспеченной жизни, конечно, связаны. А ларчик просто открывался! Довольно быстро  комиссар Мегрэ и его помощники раскрывают все тайны убитого… «Бедняков не убивают... На  протяжении двух часов эта дурацкая фраза приходила Мегрэ на  память раз  десять или двадцать,  она преследовала  его, словно  назойливый  припев случайно услышанной  песенки,  она вертелась и вертелась у него в голове – и невозможно было от  нее отделаться, он даже несколько раз произнес ее вслух», - так начинается рассказ. И действительно, по ходу действия  выясняется, что убитый был бедняком только для  своей жены и соседей. Что мне не понравилось? Чудится мне наличие проявления мужского шовинизма у знаменитого писателя в том, как комиссар Мегрэ в своих внутренних рассуждениях оправдывает обман Трамбле. Мол, жена такая надоедливая, нудная, бестолковая, вот он её и обманул, стал жить двойной жизнью… Заслужила, мол, такое отношение. А ведь эта женщина – многодетная мать, и всю свою жизнь посвятила мужу и детям… У  Сименона  мне также нравятся  «Тюрьма», «Мегрэ и старая женщина», «Мегрэ и человек на скамейке».
ОБСУЖДАЕМ ПРОЧИТАННОЕ Поискала в интернете отзывы на роман  «Ночной портье»  Ирвина Шоу (1913 – 1984) (американский писатель, родившийся в Нью-Йорке в семье еврея-эмигранта, выходца из России) и была удивлена, что роман получил у некоторых  читателей  положительные отзывы. Роман этот - кусочек старой жевательной резинки  в яркой красивой обёртке. Согласна, действие романа увлекает, сюжет динамичен. Ночной портье  второразрядного отеля Дуглас  Граймс внезапно становится обладателем крупного состояния. Один из постояльцев отеля умирает, и Граймс присваивает спрятанные им деньги. Бывший портье скрывается. Калейдоскоп сюжета  романа  пестрит приключениями героя в разных местах Европы и Америки, встречами  и расставаниями с различными женщинами и мужчинами. Сила денег для героя всеобъемлюща – став богатым – он даже внезапно перестал заикаться. И готов на всё, чтобы оставаться богатым. После прочтения романа не понимаешь:  автор так выразил свою иронию по отношению к ценностям общества потребления или он сам всерьёз зачарован силой денег??  Да, в этом  романе действующими лицами являются   и гангстеры, и крупные чиновники из Вашингтона, и актёры фильмов «для взрослых», и дельцы от искусства. Тут и намёк на события Уотергейта, и развлечения богатых людей… Но если весь этот цветной хлам выбросить, что будет в остатке? Бесхарактерный герой, у которого нет никакого цельного мировоззрения, несмотря на показную религиозность (в начале романа он читает на дежурстве Библию), и в котором  после обретения денежного состояния проявляются самые низменные черты? Он безвольно следует за Фабианом, у которого нет практически никаких принципов. Он забыл, что такое чистота в отношениях между мужчиной и женщиной. Да, он способен и на добрые дела. Но совершает их  по инерции, оставляя у читателя впечатление, что ему всё равно, что творить – добро или зло.  Роман заканчивается для героя благополучно: у него есть свой дом, жена, ребёнок. Деньги он легко возвращает преследователям, которые его всё-таки отыскали, так как  с помощью Фабиана приумножил состояние. Роман «Ночной портье» написан профессионалом, мастером своего дела. Но   это произведение, грешащее, на мой взгляд, серьёзными нравственными изъянами, относится к беллетристике, а не к серьёзной литературе. Цитаты: «Фабиан утверждает,  что в богатую так же легко влюбиться, как и в бедную. Так ли это?» «По телевизору неизменно показывали такое, что я начал понемногу жалеть, что я вернулся в Америку». «Впредь следует, подобно игроку, полагаться лишь на свою удачу».
ПРОЧИТАЕМ ВМЕСТЕ (к 220-летию Ф. И. Тютчева). Стихотворение «Мужайтесь, о други…» написано в 1847 году, когда закончилась служба Тютчева-дипломата в Германии. О чём оно? К чему призывает нас поэт? К борьбе с роком, с судьбой! Может быть , всё и предопределено, но человек, который погибает в неравной борьбе, продолжая сражаться, вызывает зависть у самих олимпийских богов! В первой части Тютчев говорит о безнадёжности борьбы, неравенстве такого боя. Боги блаженствуют на Олимпе, а смертному достаются только труд и тревоги. Но непреклонно сражающийся за лучшую для себя судьбу человек вырывает из рук богов венец победы! Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы — молчат и оне. Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги: Бессмертье их чуждо труда и тревоги; Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец. 2 Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Как бой ни жесток, ни упорна борьба! Над вами безмолвные звездные круги, Под вами немые, глухие гроба. Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто ратуя пал, побежденный лишь роком, Тот вырвал из рук их победный венец.