Найти в Дзене
Искусство Средневековья

Искусство Средневековья

Тексты о манускриптах, фресках и декоративно-прикладном искусстве "темных" веков (на самом деле вполне светлых))
подборка · 12 материалов
677 читали · 2 года назад
Орел Сугерия. Сокровища средневекового аббата. Часть третья
В коллекции настоятеля Сен-Дени была и вот такая замечательная ваза из порфира, в которой соединилось искусство древнего Египта и европейского средневековья. Продолжаю рассказ об удивительных предметах, хранившихся в сокровищнице французского аббата Сугерия, которому мы обязаны созданием архитектурного ансамбля монастыря Сен Дени, а также рождением готического стиля. Первый и второй посты можно почитать по ссылкам. Сегодня наш разговор пойдет еще о двух произведениях. Начнем с орла, уж больно хорош...
1244 читали · 2 года назад
Не послать ли нам гонца? Немного о папских кольцах
Папы Римские всегда участвовали в мировой политике, плели интриги, завоевывали земли, общались с паствой и приближенными. В средние века, когда не было современных средств связи, понтифики пользовались услугами посыльных, что требовало соблюдения определенных условий – об этом сегодня и пойдет речь. В собрании ряда музеев хранятся вот такие кольца. На первый взгляд, красивые ювелирные украшения, однако сама ценность материала тут не велика. Кольца сделаны из позолоченной бронзы с вставкой из цветного стекла, и нужны вовсе не для украшения себя любимого...
Колыбель для Иисуса
В средневековом искусстве можно найти много загадочных и необычных предметов. Пример такого - очень красивая, резная колыбелька из коллекции музея Метрополитен, не детская игрушка, а настоящее произведение искусства. Миниатюрные колыбели для куколок младенца Христа были популярными предметами поклонения в XV и XVI веках и особенно почитались в монастырях, где их часто преподносили женщинам, принимающим обет. До наших дней дошли единицы таких колыбелек - они были очень небольшими, делались из дерева, и сохранялись плохо...
150 читали · 2 года назад
Бывают такие странные и забавные работы, что невозможно не поделиться: вот, к примеру, совы-фигуристы! Эта картина хранится в Датской национальной галерее - "Как хорошо мы смотримся вместе" (ок 1614-1662). Ее автор - нидерландский художник Адриан ван де Венне, который прославился разного рода аллегориями, иллюстрациями и карикатурами. Что здесь изображено как будто бы понятно: две совы в человеческой одежде катаются на коньках по замерзшему озеру. В XVI и XVII веках сова прочно ассоциировалась с зимой. Серо-голубая шерстяная шапка - хорошо узнаваемый знак, такие носили рыбаки и крестьяне в Нидерландах XVII века, а черный плащ и большой воротник "мельничный жернов" относятся к модным среди торговцев элементам одежды. Надпись над совиными головами гласит: "Как хорошо мы смотримся вместе" - некоторые исследователи полагают, что это отсылка к известной пословице "Рыбак рыбака видит издалека". Однако точное значение и смысл этой картины пока так и остаются загадкой. Адриан ван де Венне написал целую серию подобных картин, в которых животные предстают в человеческих одеждах, но остальные работы, к моему огромному сожалению, не сохранились и известны только по их воспроизведениям в гравюре.
117 читали · 2 года назад
Как выглядели расчески в Средние века? Роясь в коллекции филадельфийского музея искусств, обнаружила несколько любопытных предметов - это деревянные гребешки для волос, созданные в конце XV - начале XVI вв. во Франции. Мастер, сделавший эти предметы, как это часто бывает, остался неизвестным. По этим гребням можно изучать средневековые орнаменты, а некоторые даже украшены рельефами - думается, средневековым красоткам нравилось расчесывать волосы такими красивыми вещицами. Никакого пластика, только натуральные материалы)) А вы хотели бы иметь такой гребень?
174 читали · 2 года назад
Нет, это не протез! В Музее искусств Филадельфии хранится вот такой реликварий, созданный неизвестным немецким мастером в 1467 году. Имена многих мастеров того времени до нас, увы, не дошли, но зато сохранились их творения. В этом реликварии хранились мощи святого Вавилы Антиохийского, епископа и священномученика. Предмет происходит из Нижней Саксонии, сделан из серебра, украшен вставками из горного хрусталя (о символике этого камня я писала вот здесь) и аметиста. Рука изображена в благословляющем жесте, который, как правило, ассоциировался с епископами - именно поэтому реликварии для мощей этих священнослужителей делались вот такой эффектной формы.