Найти в Дзене
Театральные и радиопостановки

Театральные и радиопостановки

Мини-рецензии на радио- и теле-постановки, спектакли, сделанные с большой любовью к традициям русского классического театра.
подборка · 3 материала
ХОЛОДНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ БЫТИЯ… Посмотрела «Чайку» Чехова, телеспектакль, с замечательными актёрами в главных ролях – Евгением Мироновым, Ириной Мирошниченко, Вячеславом Невинным… Спектакль был поставлен во МХАТе имени Чехова Олегом Ефремовым в 1980 году.  Пьесу он поставил (как пишут) с неожиданными нотками призыва к всеобщему  примирению. В 2001 году этот спектакль был возрождён, в нём появилось новое дыхание, ощущение сопричастности к современности. Действие длится три часа, я вообще не почувствовала течения времени, всё посмотрела на одном дыхании. И это при том, что я много раз перечитывала «Чайку». Но было ощущение, что познакомилась с произведением впервые. И, действительно, совершенно не было ощущения, что  действие в пьесе относится к началу 20 века. Никакого ощущения чего-то давно ушедшего, устаревшего. Нет! Смотрится всё, как абсолютно современная история – вот любят друг друга  девушка и парень, оба талантливые, яркие. Они живут в деревне, откуда им хотелось бы уехать в столицу, в большой город, стать известными ( в большей степени ей хочется). Приезжает его мать, известная актриса. Она талантлива, живёт своим актёрским ремеслом, но очень скупа, не желает помогать ни больному брату, ни сыну, нуждающемуся  в её поддержке. Актриса приезжает со своим любовником – известным писателем. Девушка влюбляется в него, уезжает в Москву, а молодой человек, продолжая её страстно любить, остаётся в деревне. Через несколько лет они встречаются, девушка стала актрисой, она только учится своему ремеслу, но верит в себя, работает над собой. А молодой человек стал подающим надежды писателем. Но ему свет не мил без его возлюбленной. Когда он понимает, что она по-прежнему влюблена в Тригорина, он убивает себя. Евгений Миронов исполняет роль Треплева гениально. Кажется, что для него нет непосильных актёрских задач. Образ, созданный автором пьесы, режиссёром и его – Евгения -  актёрским воображением, он надевает на себя, и эта нервная ткань срастается с его существом так органично, что совершенно не видны  «нитки» по краям слияния плоти и театрального материала. Совершенно естественен в своей роли Вячеслав Невинный, а поскольку он играет больного старого человека, тут ему и притворяться не нужно -  Невинный в это время физически чувствовал себя неважно -   его дискомфорт реально ощущается зрителями. Актриса, исполняющая роль Нины Заречной, Анастасия Скорик, к сожалению, далеко не так сильно поражает наше воображение, как другие исполнители.  Увы! Несмотря на все её старания, здесь мы видим перед собой актрису, которая очень старается хорошо сыграть свою роль. Нет той естественности, что у других исполнителей. С удовольствием посмотрела на Бориса Плотникова в роли Дорна. Замечательный актёр, как жаль, что не снимается сейчас в кино. О чём же пьеса? Как всегда, в чеховских пьесах нет однозначной догматической идеи. Автор настаивает, что всё очень сложно в реальной жизни, однозначности – нет.  Кто убил Треплева? Мать своей скупостью и зацикленностью на карьере? Заречная – равнодушием? Тригорин  - потрясающим эгоизмом ? Или этот мягкий , тёплый , любящий человек, каким его играет Миронов, просто устал выдерживать холодную жестокость этого мира?
20 ноября 1877 года в Москве в Малом театре состоялась премьера пьесы великого русского драматурга Александра Островского «Последняя жертва». С творчеством А. Н. Островского связан качественный скачок в развитии российского театра:  он создал произведения, в которых  были представлены  реалии русской жизни того времени. Пьеса «Последняя жертва» читается легко, с интересом. Молодая вдова Юлия Павловна растратила всё своё состояние, оставшееся после смерти мужа, на игромана  Вадима Григорьевича Дульчина. Он проигрывает её деньги, также ему  нужно постоянно  как-то задабривать кредиторов. Когда у Юлии ничего не остаётся, ей приходится просить деньги у купца Флора Федулыча Прибыткова. Унижение , которое ей приходится при этом испытывать, - это  «последняя жертва», которую Юлия бросает на алтарь своей несчастной любви. Дульчин обещает жениться на ней. Но быстро передумывает, узнав, что в приданое за своей племянницей Флор Федулыч даёт 500 тысяч. Помолвка Ирины Прибытковой  с Дульчиным не состоялась. Юлия поражена вероломством своего возлюбленного и соглашается выйти замуж за Флора Федулыча. Дульчин хочет покончить с собой, но в последний момент передумывает и едет свататься к богатой вдове Пивокуровой. Трагикомическая ситуация заканчивается вполне благополучно для всех действующих лиц. Но Юлия Павловна остаётся по-настоящему трагическим лицом, вызывающим у нас искреннее сочувствие: она единственная, кто не строил никаких интриг. Она просто искренне  любящая женщина, тяжело переживающая   предательство возлюбленного. Пьеса «Последняя жертва» имела большой успех у зрителей. Фильм, созданный по пьесе  в 1975 году известным режиссёром Петром Тодоровским, на «Кинопоиске» имеет рейтинг 7,6.
На днях я прослушала радиоспектакль "Туристический рейс", поставленный по повести Михаила Барышева. Главная героиня, Наталья Александровна, едет в туристический рейс по местам, где когда-то воевала, где когда-то встретила свою первую любовь. Сюжет произведения мелодраматичен: посетив военный музей, связанный с историей событий, сыгравших важную роль в её жизни, Наталья Александровна узнаёт о том, что её любимый, которого она давно похоронила, жив. Первая её реакция - это огромная радость, ощущение счастья, что он жив, что он тоже где-то ходит по этой земле. Потом она думает о его жизни, которая прошла в основном без неё. Глядя на его современную фотографию, она понимает, что выражение глаз любимого очень изменилось. В них нет наивности, восторженной удивленности, эти глаза деловито сосредоточенны. Пережив настоящую бурю эмоций и чувств, потом долго размышляя о случившемся, Наталья Александровна мысленно прощается с любимым. Но в конце повести всё круто меняется в её намерениях, и вместо того, чтобы вернуться в Москву, к обожающему её жениху, она едет в город, где живёт сейчас Митя. Я, размышляя над этой историей, думала вот о чём: история, описанная в повести , правдоподобна - у многих на войне были влюблённости, настоящие, сильные. Многих разлучила война. Но многие смогли бы вот так, как Наталья, рвануть в неизвестность, от любящего жениха к мужчине, который, может быть, забыл её уже давно? У него же семья (на фотографии он с сыном). Зачем этот прыжок в неизвестность? Бывает ли такое в жизни? А как считаете вы?