Найти тему
Культурно-литературное

Культурно-литературное

Здесь заметки о текстах книг, песен и других явлениях культурного мира.
подборка · 17 материалов
103 читали · 11 месяцев назад
Покажу вам свежую картину дорогого мужа. Анчуков Дмитрий, "Остров сокровищ", холст, масло, 70Х58, 2024 год. На самом деле это портрет младшей дочери, но такой, тематический. Правда, иногда комментаторы пишут: "какой хороший портрет мальчика" - но, наверное, это неплохо - каждый видит то, что ему ближе. Тема-то универсальная. Все когда-то мечтали над книгами и представляли дальние страны и приключения. "Книжные дети", как в "Балладе о борьбе" Владимира Семёновича Высоцкого. На раскрытой странице - иллюстрация к знаменитой сцене, где Джим прячется в бочке с яблоками и подслушивает разговор пиратов. Разумеется, книжка у нас дома есть)
136 читали · 11 месяцев назад
Об одном бессмертном телеке. Сегодня младшая дочка спросила, смотрела ли я в детстве телевизор. Мол, было ли у нас дома такое чудо техники? А как же. Сначала был чёрно-белый - отчётливо помню "Умку" ещё в монохромной версии. Но к моему первому классу родителям дали квартиру, и вскоре там появился большой тяжёлый "Рубин" в фанерном корпусе под орех. - Могу показать, - говорю я ребёнку, - от этого чуда я сорок лет не могу избавиться. Тут она удивилась: телевидением в нашем доме никто особо не увлекается - ну, Президента послушать в новогоднюю ночь с монитора компьютера, или взглянуть на Парад Победы. Новости больше читаем, чем смотрим, так уж привыкли. Для развлекательного контента тоже есть интернет. Телек на стенке висит - раньше дети на нём смотрели мультики с флешки - а теперь уже несколько лет никто его не включает. Но тот на такое ретро явно не тянет. А мы как раз возвращались с прогулки. - Смотри, - говорю, - видишь тумбочку под почтовыми ящиками? Вот он, родимый. Дитё даже сначала мне не поверило - пока не взглянуло на прежнюю лицевую часть корпуса, ныне скромно отвёрнутую к стенке. Точно, телевизор. Был когда-то. А ведь с ним в родительском доме прошло всё моё школьное детство и студенческая юность. Семейный просмотр советских фильмов и сериалов - а после и не советских, "Спокойной ночи, малыши", "В гостях у сказки", программа "Время", "КВН", "Что? Где? Когда?", "Взгляд"... Ужастики и комедии по кабельному телевидению. Вся жизнь страны и смена эпох промелькнула на этом экране. И только когда мы с мужем и маленькой дочкой (тогда ещё старшей) съезжали на собственную квартиру - родители сменили "Рубин" на что-то более современное. И в тот момент кто-то дёрнул меня за язык: "отдай, - говорю отцу, - мне корпус от телевизора, я из него полку для обуви сделаю в прихожую". Денег тогда особо на обустройство не было - мы ещё рассрочку за жильё платили, выкручивались, как могли. Отец понял с полуслова, видно, сам окончательно расстаться с раритетом был ещё не готов. Вынул трубку и электронику - остался крепкий короб из толстой фанеры, с металлическим кантиком. Ну и сделала, как уж сумела) Какая ни на есть, но несколько лет полочка прослужила. Однако когда я купила нормальную - выбрасывать предыдущий девайс пожалела уже мама. - Поставь пока к себе на балкон, летом на дачу отвезём, - сказала она, - вещь хорошая. Люди старшего поколения, которые строили дачу на излёте советской власти из подручных материалов, вообще не любят ничего выбрасывать. И нам не дают) Однако забрать почему-то долго не доходили руки. (Потому что никому уже не нужен этот столетний мусор - даже на даче). И на балконе он тоже был лишний. Впрочем, иногда я на нём фотографировала букетики для будущих натюрмортов) И в один прекрасный день я понесла его на мусорку. Правда, на финальной стадии процесса меня с "Рубином" засёк сосед. Совершенно замечательная личность, к слову сказать, старший по подъезду. Детдомовский мальчик, который выбился в люди и стал прокурором. Он всегда ходил с полными карманами конфет, которыми угощал детей - когда-то мечтал о таком в голодном детстве. - А что это вы такое выбрасываете? - спросил он, - надо же, вещь хорошая. Действительно, ореховые бока толстенного фанерного корпуса смотрелись всё ещё вполне презентабельно. Честное слово, я сопротивлялась. Однако бывший телек вежливо, но твёрдо приняли из моих дамских рук и внесли обратно в подъезд. Сосед затащил его вверх по лестнице, разместил у стены с почтовыми ящиками и с довольным видом сказал: - Вот и отлично. Люди смогут поставить сумки, когда забирают почту. И вообще, удобно. Так он теперь и стоит. Пара лет, как не стало соседа. В принципе, мне теперь ничего не мешает довести дело до конца. Но я уже смирилась, пусть будет. Народ выставляет туда "на отдачу" вещи и книжки, которые могут кому-нибудь пригодиться. Да и вообще - сорок лет смотреть на один телевизор - всё-таки в этом что-то есть.
Между прочим, роман Александра Бреусенко-Кузнецова, для обложки которого я рисовала картинку, занял призовое третье место на конкурсе китайского фэнтези сайта Автортудэй. Очень приятно за хорошего автора и за картинку, конечно) Кому интересно, книжка тут: author.today/...257 А это все победители: author.today/...lts
217 читали · 1 год назад
Знаете ли вы, что такое уся? В основном я показываю тут свою живопись - но где-то в глубине души автор ещё и иллюстратор, поэтому следит за тем, что происходит на литературных сайтах. На сайте Автортудей идёт конкурс китайского фэнтези: author.today/.../30 Оказывается, теперь это модно - когда российские писатели сочиняют истории в китайских жанрах. Так вот: "уся, жанр китайского фэнтези, в котором боевые искусства смешиваются с фантастическими элементами китайской мифологии и фольклора, а сюжет раскрывает путь героя от простого человека до мастера единоборств или человека, завоевавшего огромное влияние и власть" - так написано в шапке конкурса. А это картинки, которые я сделала для обложки одной из конкурсных книжек. Кому интересно, книжка тут: author.today/...257 Герои летают на драконах, спускаются в китайский ад, общаются с лисами и обезьянами и воюют с ужасными колдунами. Однако это совсем не сказочная война. Автор, конечно, очень по-своему интерпретировал рамки жанра, весьма злободневно вышло.
485 читали · 1 год назад
"Случай в Сибири" Башлачёва как привет из прошлого всем "поуехавшим", а одному - особенно
В нашей художественной студии люди не только рисуют, но и общаются, обсуждая самые разные темы. Конечно, не обошлись без того, чтобы обсудить "поуехавших" прежних властителей дум. В юности это были важные люди, да) Закономерно зашёл разговор и о том, с кем бы сейчас оказались те, кто не дожил до наших дней. А кто у нас был главной звездой девяностых? Конечно же, Цой. Лично я считаю, что Виктор Робертович бы непременно остался) Но вот что меня поразило: никто из тех, кто собрался в тот день в моей студии, не слышал про Башлачёва...
503 читали · 1 год назад
Нейросетям не по зубам: крутые современные издания с шикарными иллюстрациями всё-таки существуют) Недавно я рассуждала в статье о том, что в современном мире делать художнику-иллюстратору. Однако есть люди, которые не рассуждают, а воплощают потрясающие проекты. Сайт Автортудей принёс мне знакомство с писателем Дмитрием Шатиловым и его подходом к изданию книг. Суть в том, что автор может не ждать милости от издательств и не полагаться на их произвол - а сделать книгу именно так, как мечталось. На свой риск - но с душой и полной самоотдачей. Надо сказать, что автору повезло встретить художника, который его понимает. Татьяна Квитковская точно передаёт и дополняет графическими средствами литературные образы. Так, при беглом взгляде на книгу "Древняя сила" сразу понятно, что это масштабное сумрачное интеллектуальное фэнтези, тогда как "Чёрный шар" - сборник фантастических историй, полных едкого гротеска, местами переходящего в сюрреализм. И книги очень, очень богато иллюстрированы. Я выпросила несколько картинок, чтобы тут поделиться, но надо смотреть на издание целиком - рисункам тесно даже на обложке, книги словно кипят смыслами и образами - настоящий кайф для читающего человека с эстетическими запросами. Рисунки не дословно следуют тексту, а комментируют его на своём графическом языке, создают новый пласт художественной реальности - всё, как я люблю) Вот здесь можно посмотреть подробнее: www.ozon.ru/...315 Это магазин издательства "Литартель", которое основали Дмитрий Шатилов и Марина Эшли. Надо как-нибудь в формате статьи рассказать об этом проекте подробнее. А пока можно сделать вывод, что настоящая человеческая иллюстрация ещё поспорит с поделками нейросетей. Только настоящему художнику дано ухватить на лету писательскую мысль и бережно уложить её на бумагу.