Найти в Дзене
Поморские промыслы

Поморские промыслы

История традиционных промыслов поморов Белого моря
подборка · 56 материалов
242 читали · 2 года назад
Слюдяной промысел Беломорья
Слюда была хорошо известна на Севере ещё с давних времён. Древнее население Карелии и Кольского полуострова во II - I тыс. до н.э. использовали крошку из слюды в качестве добавок в тесто при изготовлении керамики. В средневековье её доставляли на Русь. Во время археологических раскопок в Великом Новгороде, в культурных слоях относящихся к XII – первой четверти XIV веков были обнаружены «пачки кусков слюды». Но возможно её использовали и в более ранний период. С XV века, после того как Новгород и его северные земли отошли к Москве, слюда распространяется по всей Руси...
298 читали · 2 года назад
Промысел корюшки в Белом море
Поморы с берегов Белого моря испокон веков занимались рыболовством для своего пропитания, а также рыбные промыслы являлись их главным источником доходов. Среди множества видов рыб, которые вылавливали жители Архангельской губернии в Белом море, была и корюшка - по местному именуемая корюха или корех. Значение этой рыбы было менее существенно по сравнению с сёмгой, треской или беломорской сельдью, тем не менее она имела особую ценность. За корюшкой не надо было отправляться на далёкий Мурманский берег или строить заборы перекрывающие реки как это делалось для лова сёмги...
2 года назад
Кочмара - парусно-гребное транспортное судно поморов Русского Севера. Эти суда также называют коч, кочь или коча. Название произошло от дополнительной бортовой обшив выше ватерлинии - "коцы" ("шубы ледяной"), оберегающей корабль от арктических льдов. Название кочмара был в обиходе северных моряков в 18 - 19 веке, до этого такие суда больше звали кочами. В начале 18 века царь Пётр Первый запретил строительство старомодных кораблей в пользу иностранных судов, которые строили из пиленных, а не рубленных топором досок и с большей грузоподъемностью. Такой способ был более экономичен как при постройке, так и при эксплуатации. Строительство кочей сильно сократилось, но полностью не исчезло. Кочмары продолжали строить в Кеми, где сохранились корабельные мастера традиционного поморского флота. При развитии мурманских рыбных промыслов, рыбопромышленники заказывали кочи у старых мастеров. Кочмары были как малые, так и большие. Их грузоподъемность составляла от 10 до 40 тонн, длина достигала от 7 до 25 метров, а ширина до 6,5 метров. Осадка коча была около 2 м, при средней скорости до 120 км в сутки. Конструкция кочмара имела выпуклые, яйцеобразные борта. Это позволяло судну выжиматься на поверхность при сжатии льдами. При необходимости, поморы выходил на лёд и канатами вытягивали суда из воды. Быстроходность кочей позволяла промышленникам за одну короткую северную навигацию совершить плавание на отдаленные острова Баренцева моря и возвратиться обратно. Малые кочмары использовались для плаваний на небольшие расстояния по мелководьям арктических морей, в морских заливах, для захода в устьях рек и прохода по волоковым речным системам. С каждым десятилетием кочмар становилось всё меньше. В конце 19 века на Мурманском берегу кочей было не более трети от всех морских судов. К началу 20 века кочи окончательно были вытеснены более быстроходными и грузоподъемными шхунами. Однако, память о них не исчезла. Технологии, которые столетиями применяли поморские корабельные мастера для возможности пересекать арктические воды не пропали. Особенности конструкций кочей использовали русские и норвежские моряки при строительстве кораблей для исследования Арктики.
186 читали · 2 года назад
Производство свечей в Соловецком монастыре
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь c XVII до начала XX века представлял из себя большую религиозную административно-хозяйственную организацию, полностью обеспечивающую себя всем необходимым. В состав монастыря, кроме основного комплекса на Большом Соловецком острове с богослужебными, административными и хозяйственными строениями, входили многочисленные скиты, пустыни, малые монастыри, приписные церкви и хозяйственные подворья. И везде были помещения, которые нуждались в постоянном освещении...
2 года назад
В 1903 году Архангельская губерния приняла участие во всероссийской выставке "Северный край", которая проходила в городе Ярославле. На выставке были представлены результаты в хозяйственной деятельности губернии. Один из стендов был оформлен моделями морских судов используемых поморами на промыслах и в повседневной жизни. Так как выставка рассказывала о достижения, то большинство моделей являлись судами, которые население губернии стали использовать в последние десятилетия. Об этом описано в книге Варпаховского Н.А. "Крайний Север - Архангельская губерния - на выставке 1903 года в г. Ярославле". В книге описываются следующие суда, размер которых измеряется в футах: 1 фут = 30,48 см: - Беломорская яхта - это шхуна с косым парусом, с грузоподъёмностью до 9000 пудов и экипажем из 5-6 человек. Эти шхуны пришли на смену кочмарам. Беломорские яхты совершали грузовые рейсы в Северную Европу (Норвегию, Англию), а также в столицу Российской империи - Санкт-Петербург. - Клипер - судно с тремя мачтами, длиной в 230 футов и водоизмещением до 3000 тонн. Клипера вошли в обиход беломорских моряков в конце 19 века. Эти суда отличались быстроходностью. - Ботик - это судно было востребовано у любителе прогулок на воде. Он строился без палубы и с одной мачтой. При этом, ботики отличались быстротой хода, поворотливостью и легким управлением. Такие суда, по желанию заказчика, могли строить различных размеров. Любители этих малых яхт объединялись в своеобразные сообщества - яхт-клубы и часто устраивали на ботиках гоночные состязания. - Мелкосидящая шлюпка с выдвижным килем - ещё одно средство для прогулок, которое использовалось на мелководье. Эти шлюпки были в длину 18 футов, а в ширину 6 футов. Могли применять и на морских прогулках, но требовалось нарастить борти приделать металлический киль. - Ранверская лодка - это промысловое судно, которое является видоизменением норвежской ёлы. Ёла - беспалубное судно с одним парусом. Её использовали для ловли рыбы в скандинавских фьордах. Ранверские лодки пытались применять на Мурманских промыслах, но судно не прижилось из-за крутизны берегов и каменистого грунта о который можно было повредить дно судна. - Двинской карбас - один из самых распространённых грузовых судов архангельских поморов. Эти суда являлись традиционными для Севера. Карбасы строились различных размеров и модификаций. Одного эталонного типа не существовало, всё зависело от назначения, условий использования и места постройки. Длина составляла от 18 до 40 футов, с одним или двумя парусами и 6 веслами. Стоимость карбаса составляла от 25 до 75 рублей. - Банковое рыболовное судно - парусные суда, которые использовали в рыболовных промысловых банках. Появились они в Норвегии и с конца 19 века их стали применять в рыбных промыслах на Мурманском берегу Кольского полуострова. Такие суда можно было использовать в 40 верстах от берега, куда на малых промысловых лодках плыть было опасно. При внезапной смене погоды, рыбаки на малых судах бросали снасти (ярус) и спешили к берегу неся большие убытки. Длина банковых судов достигала 56 футов, а ширина 21 фут. Водоизмещение - 50 тонн. Банковые рыболовные суда к началу 20 века стали составлять конкуренцию старым поморским шнякам. Большинство моделей судов Поморья представленные на выставке были изготовлены П.А. Рюхиным
168 читали · 2 года назад
Слопец это вид ловушки на лесную птицу и небольших зверей. Ловля дичи "на путике слопцами» был самым распространённым. Основная часть лесной птицы, которая поставлялась с Севера в Санкт-Петербург и Москву в 18 - начале 20 веках была поймана таким способом. Вид ловушки известен с древних времён и применялся во многих регионах России, но особо популярен он был в таежной зоне Европейской части России и в Сибири. Слопец сооружался из трех-пяти нетолстых двухметровых бревен (кряжей) связанных между собой (гнёт). Один их конец упирается в землю, а другой подпирался прутиками таким образом, чтобы дичь в поисках корма заходила под брёвна. Попав туда птица или зверь задевала специальный прутик (насторожек), который отвечает за удержание бревен в подвешенном положении и механизм приходил в движение. Бревна опускались и своим весом давили дичь. Охотнику оставалось только пройти по своему путику, где во множестве установлены такие ловушки и собрать охотничьи трофеи. Глухари, тетерева и зайцы были основной целью охота при помощи слопцов. Популярность таких ловушек среди крестьян Севера и Сибири, несмотря на то, что способ считался не самым эффективным и трудоёмким, можно объяснить их простотой и экономичностью. Не надо покупать ружьё и припасы (дробь и порох) к нему. Да и дичь не портилась дробью. Ещё одной особенностью слопцов было то, что в них попадала только та дичь, на которую они ставились. Прочие звери обходили их стороной, так как приманка внутри ловушки их не привлекала и они не могли случайно попасться как это может происходить с петлями или капканами. С конца 19 века охота при помощи ловушек, которые давили дичь считалась негуманной и подвергалась осуждению в обществе. С начала 20 века стали выходить правила ведения охоты, где применение слопцов или ограничивалось, или полностью запрещалось. Фото Н. Шабунин. Мезенский охотник настораживает слопец - кулёму. Начало 20 века.