Найти в Дзене
Философы, родившиеся в 1920-1949 годы

Философы, родившиеся в 1920-1949 годы

Материалы содержат в себе тексты, отражающие выбранные Петром Щедровицким с коллегами значимые фрагменты творческих биографий и текстов философов, основные работы которых были опубликованы в ХХ веке.
подборка · 10 материалов
Георгий Дмитриевич Гачев (1929-2008) – советский и российский философ, культуролог, эстетик
И вот вырисовывается психейный сюжет Декарта: наполеонизм самоутверждения, императорское завоевание мира духа — и покой, уединение, где единственно мог чувствовать себя при себе. Само собой разумеется, что Декарт, уйдя от обычной жизни с детства, в своем боковом пути далеко ушел от понятий века, а потому и страшился (церкви, ученых), и хотел утвердить себя в ином. Тем более, что в салоне не самоутверждался. А самоутверждение в обществе и любви отчасти взаимозаменимы. Притом во Франции и то и другое во многом — формы тщеславия, как движущей причины...
Алексей Сергеевич Богомолов (1927-1983) – советский философ, специалист в области истории философии
Независимо от того, применяли ли милетцы слово arche, трактовали ли они «начало» как воду, воздух, беспредельное или еще как-нибудь, несомненно, что определяющая тенденция и сознательная установка этой школы — стремление найти невидимое простым глазом единство в видимом многообразии вещей. Это единство должно быть «усмотрено» умом — здесь пока еще не было, конечно, никакой мистификации. Простейшая и первоначальная процедура научного мышления, состоящая в обнаружении общего свойства группы сходных предметов, приобретает у античных «фисиологов», однако, характер чрезвычайный...
Галина Михайловна Андреева (1924-2014) – советский и российский социальный психолог и социолог
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Немецкие исследователи Г. Гибш и М. Форверг предложили принцип, по которому можно классифицировать эти первые социально-психологические системы. Таким принципом (или критерием их различения) является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы принципиально возможны два решения: признание примата личности или примата общества...
Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) – советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики
Ясно, что идеальное, т. е. активная общественно-человеческая форма деятельности, непосредственно воплощено, или, как теперь любят говорить, «закодировано», в виде нервно-мозговых структур коры мозга, т. е. вполне материально. Но материальное бытие идеального не есть само идеальное, а только форма его выражения в органическом теле индивида. Идеальное само по себе — это общественно определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта. Пытаться объяснять идеальное...
Михаил Константинович Петров (1923-1987) – советский и российский философ, теоретик культуры
Исследования первой половины XX в. несколько изменили представления о традиции. Оставляя стабильность и живучесть в числе существенных характеристик традиционной культуры, они вместе с тем выявили весьма высокую оперативность традиции в практическом освоении традиционными средствами явно нетрадиционных включений в духе упоминавшегося уже заявления Энтховена: «Современная Индия, создавшая касту шоферов из большого числа людей, водящих автомашины, уже почти созрела для того, чтобы разбить ее на подкасту...
Павел Васильевич Копнин (1922-1971) – советский философ, гносеолог и логик
Разумное познание – это прежде всего оперирование понятиями и исследование их собственной природы. Разум не просто механически переставляет и группирует понятия, но осознает их содержание и природу и в соответствии с этим осознанием оперирует ими. Отсюда разумное выступает в определенной степени самопознанием. Самопознание как исследование природы постигающего мышления является не самоцелью, а средством более успешного познания объективного мира. Чтобы полнее и глубже познать объект, субъект должен понять свои средства и способы познания...