Найти в Дзене
Система варн в Древней Индии

Система варн в Древней Индии

Появление системы варн было результатом исторического развития и могла она появиться только на определенной его стадии. Все индуистские тексты показывают, что изначально арии не знали варн, что они появились в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности.
подборка · 6 материалов
Противостояние варн в упанишадах
Свидетельства о варнах в упанишадах (этико-филосовских комментариях к ведийским гимнам) сравнительно немногочисленны. Тем не менее они весьма интересны, потому что принадлежат к числу древнейших свидетельств подобного рода. Это относится к Брихадараньянке и Чхандогье, созданным около VIII– VIвв. до н. э. В Брихадараньянке изложена легенда о происхождении из Брахмана ипостасей остальных трех варн[1] и указаны некоторые их функции. Далее термин варна использован в значении социального подразделения[2]...
Вайшьи и шудры
Вайшьи образовывали третью варну, которая состояла из общинников, землевладельцев, скотоводов, торговцев и ремесленников. Они обладали правом владения землей и незначительном участии в государственном управлении. «В частности, коронация царей происходила при их непременном участии»[1]. Вайшьи были той варной, на которой покоилось благополучие брахманов и кшатриев, они были в основном податным сословием. Но они не пользовались правами с брахманами и кшатриями. Позже вайшьи были отторгнуты от политической жизни и превратились в главных плательщиков налогов[2]...
Кшатрии
Следующая в сословной иерархии Древней Индии была варна кшатриев. В нее входила военная знать, она обладала реальной власть в обществе, так как располагала материальными ресурсами и военной силой. Имеются много источников, которые свидетельствуют о борьбе между брахманами и кшатриями. Кшатрии постоянно оспаривали положение брахманов. В Древнеиндийском источнике «Дигха-никая»[1] говориться, что кшатрии выше брахманов и являются лучшей варной из четырех существующих. Главой государства в Древней...
Брахманы
Варна брахманов считается верховной варной. В нее входили представители родов, выполняющие обязанности жрецов. Им было предоставлено исключительное право исполнять жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями[1]. «Считалось, что они достигли высшей степени совершенства. Пользуясь тем, что им была доверена духовная жизнь народа, они стремились закрепить свое привилегированное положение в обществе, приписывая себе божественное происхождение»[2]. Брахманы занимали видное...
Понятия варн и касты
В 40-х годах XX века в советской историографии спор об обозначении понятий варна и каста делался одним из центральных в исследованиях кастовой проблемы. К этому периоду относится возникновение первых серьезных работ таких исследователей, как Е.А.Беляев, С.М.Мельман, А.М.Осипов. Исследователь Осипов под «кастой» понимал «…замкнутую корпорацию, объединенную единством занятий и обладающую следующими, наиболее часто встречающимися качествами: 1)наследственный принцип принадлежности к касте; 2)перемена...
Происхождение варн
Самая ранняя версия происхождения варн содержится в ригведийском гимне, называемом «Пурушасукта». В Ригведе происхождение варн приписывается богу Пуруша: «Его рот стал брахманом, Его руки сделались раджанья, То, что его бедра, - это вайшья, из ног родился шудра»[1]. В более поздней брахманистской литературе это мифологическое объяснение повторяется множество раз и в разнообразных вариантах. Другая версия представлена в «Законах Ману». Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши, сыновей Ману, бывшего, в свою очередь, сыном Брахмы[2]...