Найти в Дзене
Профессии в кино

Профессии в кино

Профессии, занятые в производстве кинолент
подборка · 16 материалов
10 месяцев назад
КИНОПРОФЕССИЯ МОНТАЖЁР. ВИДЫ, ПРИЁМЫ И СПОСОБЫ МОНТАЖА ПРОДОЛЖЕНИЕ Герой пытается отвязать себя и вырваться из помещения. Здесь параллельный монтаж помогает создать напряжение: мы видим и огонь, и человека в опасности. Тем больший эмоциональный эффект оказывает "сцена освобождения" героя. 4. Ассоциативный монтаж. Этот приём заключается в преподнесении сцен через метафоры. Допустим, герой делает выбор между двумя вариантами. Параллельно с одним из кадров раздумий (представленно- го в его воображении и на экране возможного варианта действий зритель видит кадры с мухой, застрявшей между стёклами). За ними следует сцена иного варианта действий, которая вызывает ассоциацию с мухой (или бабочкой), вылетевшей в открывшуюся неожиданно форточку, после чего крупным планом показан выход из-за облака солнца. Первый монтаж призван вызывать у аудитории ассоциацию обречённости, второй - обретение нужного варианта. Через метафору можно подчеркнуть последствия, состояние или ситуацию героя художественным образом. 5.Иллюстрированный монтаж. Суть данного типа заключается в применении графики и анимации. Внимание аудитории поддерживается параллельно иллюстрированными сценами. В комедии часто используются графические приёмы. Например, ассоциации или фантазии. Вспомните классического ангела и дьявола на плечах у героя (к/ф "Между ангелом и бесом"). Через данные кадры транслируется восприятие героем ситуации. Наряду с повествование о видах и возможностях КИНОМОНТАЖА, хочу немного затронуть такую тему, как стилистика "исторического монтажа". К примеру, когда в фильме "совершается исторический экскурс" (либо сама кинолент посвящена исторически событиям), как например, в фильме "Перевал Дятлова" оператор монтажа принимает решение отказаться от сложного монтажа (редко используя самые простые обрезки). В сочетании с чёрно-белым цветом," непрерываемые действие и "картинка" помогают эффективнее отразить атмосферу времени о котором снимался сериал. Иногда в фильме применяются приёмы монтажа для создания контраста и колорит, как мост между событиями в пролом и жизнью зрителя в настоящем. Пример - фильм «Т-34»: несмотря на то, что про войну и танки снято уже достаточно, использование идеи соединения историй про танки со стилистикой фильма «Форсаж»… вносит "свежую струю" и повышают интерес зрителя к истории. В фильме съёмочная команда продемонстрировала новые технические возможности монтажа и приёмы съёмки. Примеры правильного использования склеек и "перебивок" (срезка или склейка — соединение конца одного кадра и начала второго). Склейки показывают уличные перебивок, что обеспечивает больше пространства. Зритель видит, как герой приходит домой, раздевается и ложится в постель. Склейка. В следующем кадре показана другая картина: утро, звучит будильник, герой собирается на работу. С помощью срезки сокращается время действия, неинтересного для зрителя. Пример: герой говорит: «Ни за что не буду работать дворником!». Собеседник вытаскивает пачку зелёных купюр, склейка — герой стоит и подметает. ПЕРЕБИВКА — разновидность монтажного кадра, содержащая объекты или детали, которые отсутствуют в предшествующем и последующем КАДРАХ. Пример: зритель видит, как солнце заходит за дома, а потом встаёт с другой стороны. В кадре показано, что прошла ночь. Или, например, солнце было наверху, село, и стало темно. Чаще такие приёмы используются при съёмках сериалов. Перебивки не прописываются в сценарии. Чаще всего они отмечаются там, как "Заявочный план". Например, сюжет начинается с показа девятиэтажки, после чего действие разворачивается в квартире героя. В сценарии пишется: «Заявочный план квартиры героя». С помощью монтажа можно решить немсло сложных задач. Раскрыть героев через отсылки или ассоциации. Можно показать сцену динамично-необычно и для всех этих целей используются монтажные приёмы, срезки, склейки и перебивки. Главное - не терять чувство меры, ощущение реальности и не отклоняться от намеченной создателями ленты цели. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
10 месяцев назад
ПОМОЩНИК ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРОВ. СПОСОБЫ СТЕПЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВИДЫ МОНТАЖА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕЕсли вас не слишком утомил, послушайте ещё одно определение слова "киномонтаж". Что такое монтаж в сценарии фильма или сериала? В первую очередь, это мгновенное перемещение во времени и пространстве в интересах сценариста. Монтаж кадра — те действия и события, через которые зрителям показывают «нужное» с точки зрения драматургии и сценарного мастерства. Это не выбор ракурса, а то, что аудитория увидит в кадре. С его помощью в сценарии показывают перемещение героя, течение времени, смену состояний персонажей, процесс обучения, личностного роста. Например, стоит задача показать размышления героя, для чего применяется нарезка кадров: вначале, герой идёт по набережной, потом он останавливается и смотрит вниз, наблюдая за течением реки. Опираясь на мостовую перегородку, он подпирает голову рукой и не реагирует на резкий взрыв хлопушки в десятке метров. Это - кадры из к/ф "Полночь в Париже" (2011). В общем, с помощью монтажа, оператор добивается нескольких целей: - ускорение перемещения в пространстве (например, герой переместился из города в горы: на первых секундах он покупает билет на самолёт, через мгновение сидит в салоне, а спустя полминуты времени приземляется в аэропорту) - показать психологическое состояние героя (монтаж позволяет передать, в частности, скуку, состояние одиночества героя и время, которое такое состояние длится). Представим, что в сцене девушка смотрит мелодраму и рыдает, вытирая салфетками слёзы, а в «Иронии судьбы» момент, когда Надя шла за билетами по Санкт-Петербургу и читала стихи, передаёт её размышления и дилемму выбора. - с помощью монтажа можно показать течение времени, смену сезона или года. Например, героиня может смотреть слезливую мелодраму, пока за окном идёт снег. В следующем кадре она объедается шоколадками, но улица на этот раз освещена летним солнцем. - взаимоотношения в динамике: оператор монтажа показывает изменение отношений героев "в процессе" (необязательно "романтических отношений" по примеру, описанному героине Яковлевой в к/ф "Человек с бульвара Капуцинов: поцелуй-монтаж, большой живот и ... " бэбик"), а к примеру, отношение тренера к спортсмен-новичку. У новобранца ничего не получается, а чуть грубоватый мужчина средних лет ни во что паренька не ставит. Потом герой занимается по ночам, показывает прогресс, а тренер начинает по-другому смотреть на «трудягу», помогая тому советом. -смена жанра внутри кино: Монтаж помогает превратить мелодраму в хоррор-преследование. Понятно, что сцены будут транслироваться по-разному и что, через монтажные склейки, кинокартину переводят в иной жанр. Пример: героиня спокойно возвращалась с работы, как услышала, следом за собой в подъезде чьи-то шаги. Лифт обесточен, она нервно побежала по лестнице, но, вскоре, услышала шаги в метре от себя… Через последовательность сцен мы видим рост спортивной формы героя: например, как в фильме "Рокки" (1974). Вот зритель видит, как герой бежит утром. В следующем кадре он отжимается, каждый раз закидывая руку за спину. А после бьёт свиную тушу словно боксёрскую грушу. Через набор из 2-4 кадров режиссёр транслирует, как герой готовился к бою и как именно тренировался. Или видим, к примеру, внешнее преображение героя: 5-10 вариантов нарядов меняющихся на девушке на за минуту. Всё это сопровождается энергичной музыкой, а потому зрителю не приходится скучать. Виды монтажа. 1. Последовательно монтаж (его пример выше мы уже привели). Отсылки к прошлому или перенос в будущее также относят к последовательному монтажу. 2. Контрастный монтаж. В данном случае речь идёт о противоречии между кадрами в динамике, настроении, состояниях персонажей. Монтаж подчёркивает важность подобных контрастов. Пример: идёт смертельная битва двух гладиаторов, а в этот же момент зритель видит, как два царя наблюдают за сражением и делают ставки. Зритель наблюдает за кровопролитием на контрасте развлекающихся царей. 3.Параллельный. К примеру: вот  человек привязан к стулу, а в соседней комнате начинается пожар. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕ
10 месяцев назад
ПОМОЩНИК ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРА ИЛИ О ПРОФЕССИИ КИНОМОНТАЖА ПРОДОЛЖЕНИЕ  Как я отмечал ранее, перед началом активного производства монтажер садится за стол с режиссером и изучает финальную версию сценария, вникая в общую концепцию будущего фильма. Комедии монтируются не так, как хорроры, а драмы отличаются от экшенов. До того как технология дигитализировалась, работа монтажера была сущим адом. Работать приходилось с целлулоидной (а позже – лавсановой) пленкой, что сильно тормозило процесс. Первоначально куски для будущего фильма нарезались прямо с оригинальных негативов, что никак не способствовало их сохранности – в процессе проб и ошибок, включающих то разрезание пленки на части, то склеивание их обратно, негативы превращались в лапшу и покрывались царапинами. Позже с негативов придумали печатать рабочий позитив и уже с ним экспериментировать. Когда черновая сборка, отвечающая вкусам авторов и заказчиков, была готова и утверждена, по т.н. футажным номерам, пропечатанным на пленке, составлялся список всех необходимых разрезов и склеек. Далее, оперируя этими заметками при работе с исходными материалами, монтажер бережно воссоздавал точно такой же фильм, но в негативе – и уже с этой монтажной копии потом печатался высококачественный совмещенный интерпозитив, после чего уже накладывался звук. Описываю этот процесс для того, чтобы вы могли представить насколько кропотлив труд киномонтажёра. Для большей убедильности продолжу рассказ о неудачных примерах монтажа. В финале романтической комедии "Что за люди" герои Джоны Хилла и Лорен Лондон женятся… и должны поцеловаться, верно? Что-то похожее действительно происходит в кадре, но почему-то вместо губ актёров — очень хорошо заметное размытое пятно. Так как актёры целоваться не захотели, была ееудачно использована компьютерная графика. В сцене из шестой части «Форсажа» разногласия Винса ДИЗЕЛЯ И Дуэйна СКАЛЫ (как признались они позже в интервью каждый из них борется в кадре за право единственного Альфа-самца) стали настолько сильны, что их решали с помощью монтажа: герои вроде бы должны вести диалог, но вместо этого, будто, общаются с пустотой рядом друг с другом. А Скала в этой сцене - небольшой холмик. Исполнитель главной роли Уэсли Снайпс много капризничал на съёмочной площадке в финальной части "Блэйда" : например, отказывался выходить из своего трейлера, если в сцене не было его крупного плана. С режиссёром Дэвидом С. Гойером Снайпс не разговаривал, а общался записками, подписанным «От Блэйда». Дошло до того, что когда притворившийся мёртвым его герой, должен был внезапно открыть глаза в сцене в морге, Снайпс отказался это делать. Утомленный Гойер решил «нарисовать» глаза. поверх закрытых век Снайпса. Получилось, как будто глаза и сам Уэсли имеют отдельную друг от друга жизнь. Также весьма неудачно дорисована улыбка Марлон Брандо в драме "Медвежатник" (звёздный актёр "опускал" режиссёра заметно ниже уровня земли и океана) и усы Генри Келлвила, игравшего в "Лиге Спаведливости" Супермена (тот параллельно снимался в "Миссия невыполнима" и там по контракту не имел право их сбривать). В обоих случаях на лицах актёров заметно неестественное пятно. Актриса Дженнифер Коннелли, посмотрев фильм "Кровавый алмаз" со своим участием, обнаружила кое-что странное: в ключевой драматической сцене, где её героиня Мэдди говорит по телефону с умирающим героем Леонардо ДиКаприо, по её щеке внезапно скатывается излишне быстро стекающая и слишком крупная слеза. Продюсерам показалось мало эмоций, а вызывать актрису на пересъемки было б дорого — легче оказалось дорисовать слезу. Кошки из одноимённого мюзикла, казались режиссёру ненастоящими, он требовал "больше рисовать мех". В итоге, герои похожи на монстров, а не на очаровательных кошколюдей. По фильму "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" путешественник автостопом (герой Тоби Макгуайра) должен был появиться лысым, но актёр только за 15 тыс. долларов соглашался на стрижку "под Котовского". В итоге появился, мягко говоря, оригинальный вариант лысины поверх длинных светлых волос. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
10 месяцев назад
ПОМОЩНИК ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРА ИЛИ О ПРОФЕССИИ КИНОМОНТАЖА ПРОДОЛЖЕНИЕ Известный советский режиссёр Сергей Эйзенштейн говорил: "Для тех, кто умеет, монтаж – это сильнейшее композиционное средство для воплощения сюжета. Для тех, кто о композиции не знает, монтаж – это синтаксис правильного построения каждого частного фрагмента картины. Наконец, монтаж – это просто элементарные правила киноорфографии для тех, кто по ошибке составляет куски картины, вместо того, чтобы замешивать по готовым рецептам лекарство, солить огурцы, мариновать сливы или мочить яблоки в бруснике". Итак, сравнение опытного шеф-повара в крупном ресторане с добротный представителем профессии киновидеомонтажёр не преувеличено. Представитель данной профессии организует съёмку видеороликов, пишет сценарии, делает раскадровки, а также подбирает музыкальное сопровождение, добавляет текст и субтитры. Настройка различных эффектов, цветокоррекция, стабилизация — также зона ответственности видеомонтажёра. О качествах, необходимых для профессии: — Профессиональные качества монтажёра — усидчивость, дотошность к мелочам, чувство музыки и ритма. Как и в любой творческой профессии, нужно быть обязательным и ответственным. Должна присутствовать хорошая визуальная память на материал: очень часто приходится отсматривать часы сырых видео, чтобы смонтировать ролик в 5 минут. Необходимо помнить, что было снято, что ты уже использовал в монтаже. Тогда не будет повторяющихся кадров, и монтажер сможет быстро в голове вспомнить кусок сырого материала, который он поставит в то или иное место на монтажной линейке. - говорит Ренат Мансуров, ведущий YouTube-канала «Фотоазбука-медиаклуб», режиссёр музыкальных и коммерческих фильмов и видеороликов. Анастасия Шанина, сертифицированный эксперт по YouTube, добавляет: — Самое важное качество для монтажера — насмотренность. Человек должен понимать, что происходит на рынке, какие фишки в моде, какой шрифт лучше использовать для титров, какие обновления есть у приложений. Помимо этого киномонтажёр должен научиться работать с браком (не обязательно копию с неправильным освещением или испорченными чем-то посторонним кадрами сразу отправлять в корзину) , развивать монтажное мышление (есть сайт directorsnоte.com, на котором режиссёры и операторы рассказывают, как они придумывали видео, что проект представляет из себя внутри. Они прикладывают материалы, раскадровки и кадры со съёмок, он поможет развить чувство кадра и стиля, понять смысл монтажа) и изучить в целом всех участников съёмочного процесса, получив полное представление о создании кино. Также добротный киномонтажёр должен внимательно изучить снятый "материал", который он не должен бояться "резать и с которым должен смело экспериментировать, уметь смотреть на этот материал "глазами зрителя", внимательно подбирать музыку (знать, к примеру, перевод песни, наложенный на любовную сцену или начало боевых действий) разбираться в создании титров (шрифта, композиции текста и многом другом). Перед тем, как приступать к работе монтажёр обсуждает с заказчиком все детали. Ну и, самое главное, это такая профессия, где есть множество приёмов и так как она стремительно прогрессирует, то таким же "жадным до знаний" должен быть и монтажёр.... Если не следовать всем этим правилам, не пытаться развиваться в профессии, вот что получается "на выходе"... Писательница Стефани Майер очень хотела, чтобы в последнем фильме из франшизы «Сумерки» ребенок её героев Эдварда и Беллы (получеловек, полувампир) имел не по возрасту взрослое выражение лица и взрослые реакции. Сначала для финальной части «Сумерек» изготовили движущуюся куклу, которая выглядела так ужасно, что напугала актрису Кристен Стюарт. Тогда от куклы решили отказаться в пользу компьютерной графики, но и это не помогло: вместо сверхъестественно прекрасного и мудрого ребёнка получился младенец-монстр с жутким лицом. О других примерах не самого умелого сочетания монтажа и компьютерной графики я расскажу вам в следующей статье. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
1 год назад
ПОМОЩНИК "ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРА" ИЛИ О ПРОФЕССИИ КИНО МОНТАЖА В продолжение рассказа о процессе создания кино в рубрике "Кинопрофессии хочу рассказать о профессии монтажника, играющей в процессе создания кинопродукта ключевую, решающую роль. Именно от данного специалиста зависит итоговый "выпускной" вариант кинофильма, который уже будет иметь возможность оценивать непосредственно массовый зритель и кинокритик. Режиссер монтажа - это творческий профессионал, который отвечает за монтаж отснятого материала фильма. Режиссер монтажа работает с режиссером, сценаристами, операторами и другими членами съемочной группы, чтобы создать связный и захватывающий фильм. Вопреки расхожему мнению, работа монтажера начинается не тогда, когда фильм уже снят, декорации демонтированы и все актеры разъехались по другим проектам. Еще перед началом активного производства монтажер садится за стол с режиссером и изучает финальную версию сценария, вникая в общую концепцию будущего фильма. Комедии монтируются не так, как хорроры, а драмы отличаются от экшенов. Чтобы четко понимать, с чем ему предстоит работать, монтажер часто наблюдает и за самим съемочным процессом. «В монтаже фильмов есть алхимия, которую сложно артикулировать отчасти потому, что так мало людей знают о нем, — разводит руками Стивен Миррионе, ответственный за «Выжившего» и «Голодные игры». — Как монтажер вы в основном лепите и формируете эмоциональное содержание сцены и воздействуете на точку зрения зрителей». Мне нравится думать об этом, как о чем-то среднем между поваром закусочной и нейрохирургом, — описывает свое призвание Уолтер Мерч, собравший воедино «Апокалипсис сегодня». — Иногда вы делаете невероятно деликатные вещи. Два измененных кадрика определят успех фильма». Итак, в чём же заключается профессия киномонтажа? Режиссер монтажа должен уметь: - анализировать отснятый материал и понимать его сюжет, тон и атмосферу. - выбирать и располагать кадры таким образом, чтобы создать желаемый эффект. - использовать монтаж для создания темпа, ритма и напряжения. - работать с другими членами съемочной группы, чтобы создать согласованное видение фильма. Оценить качество сборки картины бывает непросто. В идеале смена кадров подчиняется сюжету и не должна отвлекать зрителя. Недаром оскароносный Джоэл Кокс, склеивший многие фильмы Клинта Иствуда, говорит: «Хороший монтаж — это монтаж, которого вы не видите». Впрочем, режиссеры-пижоны вроде Гая Ричи и Эдгара Райта используют агрессивную нарезку видеоряда как художественный прием, целенаправленно приковывающий внимание. Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью. Кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова. И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей. Одним словом, работа монтажёра включает в себя такие виды, как склейка кадра, показ параллельного бействия-кадра, показ контрастного действия-кадра Рассказ о тонкостях профессии, примеры необычных (удачных и не очень) работ киномонтажника, более подробная "кухня" профессии в последующих статьях ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
1 год назад
ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУКА ДЛЯ КИНО "Звукорежиссер — это профессионал, способный соединить и правильно скоординировать технические и художественные замыслы звукозаписи... Он должен, с одной стороны, владеть паяльником, а с другой — иметь хорошее музыкальное, художественное и эстетическое образование" - сказал о профессии Виктор Бабушкин, известный советский композитор. Также профессионалы в сфере звукового оформления отмечают, что каждый звук "хорош" для своего диапазона частот и что для того, чтобы записать чистый "без вкраплений других шумов" звук, нужна идеальная тишина, которую "в жизни" не найти, потому многие "природные" или искусственно создаваемые звуки записывают в студии с "идеальной тишиной" способом имитации (вот почему профессия творческая, ведь звукооператору постоянно приходится "заморачиваться" тем, как воссоздать, например, шум дождя, падение предмета, а ещё всем "шумам" передать определённое настроение). Сегодня я расскажу вам подробнее об этих "способах имитации". Итак, про вышеупомянутый "шум дождя". Потоки "лью́щейся стеной воды", раскаты грома неплохо получилось передать у звукооператора фильма "Побег из Шоушенка", который записал на студийной аппаратуре и усилил шипение и "шкворчание" жарящихся на сковороде сосисок и бекона. А, вообще, лучшим имитатором грома ещё в театрах Древней Греции использовался звук молотка удаляемого о лист меди. Современные "повелители звука" используют для "эффекта грома" алюминий. Наводящий ужас хруст костей в "процессе поедания" фантастическим или реальным монстром живого существа - не что иное, как записанный и усиленный звук, получаемый, когда зубы измельчают морковь или сельдерей (вот так создавался, к примеру, "Парк Юрского периода"). Вы помните "сочный" стук копыт лошади Гладиатора из одноименного фильма? Для того, чтобы получить такой впечатляющий эффект затейник оператор ударял друг о друга двумя пустыми чашами кокосового ореха. А вот топот табуна диких лошадей, скачущих по степи или траве - звук падения картошки в картонную коробку. А знаете, как "производился" неимоверно пугающий "свист" летящей на скорости стрелы (например в фильмах "300 спартанцев" или в нашем "Евпатии Коловрате")? Очень просто: с помощью интенсивной амплитуды "рассечения" воздуха палочкой из бамбука. Звук "убийственного выстрела" добывается из "хлопания двух досок" друг о друга, а вот рычание демонического чудовища Барлоги из "Властелина колец" "извлекали" с помощью разной силы трения и царапания шлакоблока о деревянный пол (нужно было пробовать потереть пенопласт о стекло - тоже вышло бы фантастическое существо - прим. авт.). В прошлой статье я уже упоминал о том, что "мордобой" в фильмах создаётся с помощью звука нарезки капусты. Но есть и другие способы исполнить удар Ван Дамма или, например, советского боксёра Попенченко. Звуки сочных ударов неплохо передаются, если "большого кусок мяса" или толстую книгу ударить об стол. Звук качелей качественно передают несказанные дверные петли, а стук сердца - удары о пустой мусорный бак. А, вообще, один и тот же "род звукового сигнала" можно получить несколькими способами и вот пример. Чтобы получить эффект "серийной стрельбы из АК или пуле́мёта" можно, либо записать выстрелы холостыми патронами, либо часто швыряемый о стену виноград. А можно и просто "извлекать" нужное звучание из компьютерных "шумовых фонотек". Фантазия звукооператора неиссякаема. Помните второй "Терминатор"? Каждый раз, когда после выстрелов Шварценеггера плавился "жидкий металл", получался своеобразный звук, созданный в процессе вхождения в овсяную кашу завёрнутого в презерватив микрофона. А иногда разного по функционалу звукового эффекта в разных фильмах добиваются одним и тем же способом. Бластер из "Звёздных войн" и Зелёный луч смерти фильма "Война миров" 1953-го года стреляют звуком, полученным с помощью удара молотком по натянутому стальному кабелю. Тема обширная и пути решения "звукового оформления в кино, могут быть необычны, потому более полно расскажу об этом в следующей статье.