Найти в Дзене
Мои истории

Мои истории

Об учениках, учителях. О личной практике и рефлексия на тему. А также записки с учительского курса и прочие истории
подборка · 8 материалов
ОБ УЧЕНИКАХ И УЧИТЕЛЯХ ✹ Однажды услышала от одного старшего преподавателя такое описание взаимодействия учителей йоги и учеников. Мне оно очень понравилось, и сегодня я хочу поделиться им с вами ✹ Представьте новорожденного ребёнка, его взаимоотношения с родителем. Когда ребёнок рождается, у него родитель - олицетворение счастье на Земле. Как правило, это мама и она означает еду, заботу, любовь. Ребёнок даже отчасти обожествляет маму, смотрит на неё во все глаза. Также ученик в йоге. Он приходит заниматься, в начале он почти обожествляет учителя, смотрит на него во все глаза. Ему нравится заниматься, нравится то, как учитель может владеть своим телом, каких результатов он уже достиг в практике ✹ Потом ребёнок взрослеет, вспомните подростков. Что они делают? Они начинают сомневаться в родителях. Они начинают спорить с родителями, отрицать те ценности, которым их учили родители. Иногда отдельные подростки убегают из дома. Точно так же и в йоге. Ученики начинают смотреть по сторонам. Они низвергают учителя с пьедестала. Начинают пробовать что-то другое. Начинают утверждать, что они уже и «сами с усами» и могут всё. Некоторые могут уйти из йоги навсегда ✹ Что происходит с ребёнком дальше? Он перестаёт быть подростком. В какой-то момент он становится взрослым. Как развиваются его взаимоотношения с родителем? Выросший ребёнок, уже взрослый, оборачивается на своего родителя и говорит: «Я люблю тебя! Вот это да!» И он приходит к нему снова, отчасти осознав, что что-то он умеет сам. Но, вместе с этим, осознавая вещи, которым учил его родитель в раннем детстве. Они остались неизменными. Если наступить в лужу, по-прежнему можно намочить ноги. Если перебегать дорогу на красный свет, по-прежнему рискуешь попасть под машину. Точно так же, и попробовав что-то другое, попробовав отрицание, и даже сделав какую-то паузу, ученики возвращаются. Они говорят: «Оказывается, я люблю тебя! Оказывается, йога - это то, что мне всегда было нужно. Оказывается, по-прежнему если неправильно выполнять позу можно травмироваться. Оказывается, по-прежнему если не слушать себя и своё тело, можно разрушить его». И теперь они занимаются гораздо более вдумчиво. По-взрослому. ✹ Мои истории. Рубрика выходит по воскресеньям
Нияма – личная дисциплина или поведение по отношению к самому себе. Записки с учительского курса ✹ Сауча. Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний — все это составляет личную гигиену. Потреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты сознания. Физическая чистота и чистота мыслей ✹ Сантоша — удовлетворенность. Удовлетворенность не пустая типа «нет и не надо», а наполненная – от выполненного или достигнутого. Это было для меня в первой Пинче, я шла к ней через страх 4 года ✹ Тапас — строгость к себе. Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях. Просто высокая планка. К себе выше, чем к другим. Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению ✹ Свадхьяя — самопознание. Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом ✹ Ишварапранидхана — преданность или покорность Богу. Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний, садхака достигает единения с Богом ✹ Мои истории. Рубрика выходит по воскресеньям
О КОМПЕНСАТОРАХ В нашем теле есть несколько компенсаторов - тех гибких частей, которые компенсируют жесткость соседей. И разрушаются, потому что нагрузка на них непомерна. Так: ✅ поясница и шея компенсируют жесткий грудной ✅ локти компенсируют жесткие плечи ✅ колени компенсируют жёсткие тазобедренные и жесткую икроножную мышцу Как понять, как в вашем теле работают компенсаторы? ✅ встаньте прямо, можно спиной к стене, положите ладонь на заднюю поверхность шеи, максимально вытянитесь, стараясь придать телу максимально вертикальное положение с раскрытой грудной клеткой ➡️ если под ладонью шея сжалась, появились складки ➡️ шея компенсирует «вертикаль» ✅ лягте плоско, желательно на пол или гимнастический коврик, полежите какое-то время и чувствуйте поясницу ➡️ если через 3-5 минут поясница начала уставать, затекать ➡️ в вертикальном положении поясница компенсирует «вертикаль» ✅ встаньте боком к стене, растопырив пальцы на руке прижмите ладонь к стене на уровне плеча (рука прямая), теперь разверните ладонь пальцами назад, а потом вниз, смотрите на локоть ➡️ если локоть стал выше линии «плечо-запястье» ➡️ локоть компенсирует «прямую руку» и «развернутые назад» плечи ✅ сядьте на невысокую опору, желательно спиной к стене, вытяните ноги, потянитесь вперед пятками, смотрите на колени, желательно сбоку в зеркало ➡️ если ваша коленная чашечка провалилась ниже верхней плоскости ноги ➡️ колено компенсирует «прямую ногу» Важно знать, как ведет себя тело, и какие части включаются вместо соседей. Осознанная практика делает тело здоровым. Неосознанная - разрушает!
Яма - социальная дисциплина или поведение по отношению к другим. Записки с учительского курса ✹ Яма – поведение по отношению к другим - означает ограничение, или воздержание. Это соответствует предписаниям йоги, имеющим параллели в библейских заповедях, в которых сформулирован запрет в повелительной форме: «Не делай...» ✹ Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим ✹ Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству — вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т. е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению ✹ Йога Упанишада определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота ✹ Хатха Йога Прадипика принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги: Ахимса — ненасилие. Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания. В моем понимании Ахимса выражается формулой: я тебя люблю и уважаю. Это не жалость, а именно любовь и уважение. Сатья — правдивость. Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате. Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств. В моем понимании Сатья – это правдивость и согласованность в мыслях, речах и действиях Астея — запрет на кражу и стяжательство. Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность. В моем понимании Астея – «не укради» в абсолюте. Ничего. Никогда. Даже в мыслях Брахмачария — умеренность в сексе. Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. В моем понимании Брахмачария означает буквально: one life – one wife Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков. Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Для меня одна из самых тяжелых заповедей. Имея 4 детей, я постоянно иду по грани страха. Того, что им чего-то не хватит, того, что они будут голодными и проч. Кшама — всепрощение. Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую. В моем понимании Кшама воплощается формулой: прости меня, и я тебя прощаю Дхрити — стабильность интеллекта. Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий». Это мне еще предстоит понять Дая — сострадание. Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина. Сострадание – да, жалость нет. Я не даю милостыню деньгами, могу купить продукты. Чаще получаю в ответ ругань, редко благодарный взгляд Арджава — прямота. Быть простым, прямым и справедливым — это арджава. Вытекает из правдивости Мои истории. Рубрика выходит по воскресеньям
Восемь частей йоги. Записки с учительского курса ✹ яма — поведение по отношению к другим или социальная дисциплина ✹ нияма — отношение к самому себе, или личная дисциплина ✹ асаны — практика поз или физическая дисциплина ✹ пранаяма — контроль за дыханием или дисциплина ума ✹ пратьяхара — воздержание, или дисциплина чувств ✹ дхарана — сосредоточение ✹ дхьяна — медитация ✹ самадхи — самореализация ✹ Мои истории. Рубрика выходит по воскресеньям
АЙЕНГАРА - ЧТО ЗА СЛОЖНОЕ СЛОВО? Йога по методу Айенгара - классическая хатха йога, основана на практике учителя, о нем буду обязательно писать ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЙОГА АЙЕНГАРА ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ✅ точностью построения асаны ✅ длительностью пребывания в асане ✅ последовательностью асан ✅ использованием оборудования ДЛЯ ЧЕГО НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ, ЭТО СЛОЖНО И НЕУДОБНО? Человеческое тело несовершенно. Все мы живем, тело привыкает к определенным сценариям действий, сутулится, искривляется и проч. Оборудование необходимо для того, чтобы каждый ученик, вне зависимости от его исходных возможностей, мог делать асаны правильно, легко, без вреда для здоровья ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА Заниматься дома можно и нужно. Но для этого нужно четко понимать, что делать, чтобы не вредить себе (сценарии тела, помним 😉) КАК НАЙТИ ВРЕМЯ?? МНЕ НЕКОГДА!! Задумайтесь об одной простой вещи - просто сравните себя с собой через 10 лет. А потом через 20. Это легко сделать - посмотрите на старших родственников своего пола. А потом посмотрите на учителей йоги, которым 50+, 60+, 70+ Сравните насколько по-разному они взрослеют И расстелите коврик