«Сон евнуха», Жан Леконт дю Ну 1874 г. Холст, масло. Размер: 39,3×64 см. Кливлендский художественный музей Французский художник-ориенталист Жан-Жюль Антуан Леконт дю Нуи (1842–1923) известен тем, что оставался верным детальному, реалистичному стилю на протяжении всей своей художественной карьеры, несмотря на движение импрессионистов, фовистов и конструктивистов в течение его жизни. Говорят, что его работы внесли значительный вклад в создание знакового репертуара, представляющего Восток в девятнадцатом веке. Эта картина основана на книге Шарля Монтескье ‘Персидские письма’ 1721 года, в которой рассказывается о двух персидских аристократах, которые едут во Францию. Перед отъездом один из аристократов поручает нескольким черным евнухам присматривать за его пятью женами. Два друга, персидские вельможи Узбек и Рика, путешествуют по Европе и обмениваются своими впечатлениями и открытиями в письмах с людьми, оставшимися в Персии. Действие происходит в период Регентства после смерти Людовика XIV. Прежде чем прибыть в Париж, Узбек и Рика проедут через Персию, Турцию и Италию. В своих размышлениях Узбек и Рика вносят определенную критику в западную мораль и, в частности, в монархию божественного права и религии. Раскрывается и другой сюжет, Узбек обнаруживает, что пять женщин его гарема в Исфахане подняли бунт. «Персидские письма» заканчиваются смертью Роксаны, любимицы Узбека, которая совершает самоубийство, что превращает произведение Монтескье из сатирического в трагическое. Художник выбрал для иллюстрации «Письмо 53», в котором Зели, одна из пяти жен Узбека, пишет о любви евнуха Косро к рабыне Зелиде. Зели сообщает о предложении руки и сердца Косро и спрашивает мнение Узбека по этому поводу. Эта сцена показывает евнуха, который хотел жениться на одной из жен; он засыпает после курения опиума и видит ее во сне. Ее видение формируется из дыма трубки вместе с изображением ребенка, держащего большой окровавленный нож, напоминая евнуху, что его мечта никогда не осуществится. Некоторые детали картины: ятаган у изголовья, защитный амулет Хамса в виде раскрытой ладони на переднем плане, маленький столик с яствами, трубка с длинным мундштуком, предназначенная для курения гашиша. Цапля, считающаяся Священной на Востоке позволяет не заблудиться в грезах и видениях. И принесет покой, счастье и выход из одурманивающего состояния. Во «Сне евнуха» обнаруживается весьма своеобразный стиль художника – сочетание исторической точности, стремления к идеальной красоте, склонности к тревожной атмосфере, драматическому или меланхоличному освещению, эротическому напряжению в сочетании с очевидным влечением к изображению «искусственного рая» в духе Бодлера («Искусственный рай» – эссе Шарля Бодлера, в котором поэт рассуждает о связи состояния нахождения под влиянием опия и гашиша и поэтическим творчеством).
5 месяцев назад