Взгляд упал на книжный шкаф с книгами дочери и зацепился за Юрия Тынянова («Смерть Вазир-Мухтара»), читанного в массе своей где-то примерно между детством и юностью. И отчего-то снова захотелось нырнуть в ту эпоху. Эпоху Кюхельбекера, Грибоедова и Пушкина. Если нельзя, но очень хочется, то можно. Хотя кто сказал, что нельзя? Нырнул. В результате не поехал на фортепианный концерт 🙂: «…Всегда в крови бродит время, у каждого периода есть свой вид брожения. Было в двадцатых годах винное брожение — Пушкин. Грибоедов был уксусным брожением. А там — с Лермонтова идет по слову и крови гнилостное брожение, как звон гитары…» …Читаешь как внове. Размеренный детализованный слог, сюжет развивается еле-еле. Как будто идешь мелкими шажками или даже… скользишь со скоростью черепахи, взирая то в небо, то в водные глубины сквозь их ничем не замутненную прозрачность. Уже отвык от текстов столетней давности, написанных языком, близким (условно) к классическому языку века 19-го. Нынче пишут иначе (по крайней мере то, что читаю из современного в последние года два). В тексте немало прямо-таки поэтических образов! Кажется, раньше не обращал на это внимания. Вот лицо Наполеона на картине в доме покорителя Кавказа генерала Ермолова «устроено просто, как латинская проза. До такой прозы Россия ещё не дошла». …Грибоедов в Москве (а потом в Петербурге). Образы Ермолова, Чаадаева и менее известных персонажей, если, конечно, не считать за мелочь Несельрода и Его императорское величество. Как же, как же! «Перо» Тынянова заставляет Грибоедова в Москве посетить Чаадаева и Ермолова, хотя автор «Горя от ума» везёт в Петербург договор с условиями Туркменчайского мира с Персией и по идее надо поспешать. Может, и правда, все эти посещения были в реальности. Точно знаю, что денег Чаадаев клянчил у многих — вот в романе Тынянова он и поклянчил их у Грибоедова… Написан роман совсем не по «канонам» соцреализма, а уж стиль письма — тем паче. Ну, и так далее. К полуночи, надеюсь, книжку «проглочу». P.s. И ведь проглотил (ну, почти 🙂).
4 месяца назад