1.5. Продолжаем изучение речевого развития. Напомню, что до каждого возраста мы дойдем. И даже до школы. ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ 1 – 1,5 года Появление однословных предложений Слово – это однословное предложение на начальном этапе. Слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» - «Мама, иди сюда!» Для появления двухсловной фразы нужно расширять словарный запас (сначала пассивный – знает, но не произносит, затем активный – уже произносит). Так пассивный словарь перетекает в активный. ⭐️ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! ⭐️ Мамы часто застревают на этом этапе.⚡️ Малыш показывает пальчиком, а мама сразу бежит выполнять указание малыша. Именно указание. Ребенка надо побуждать к проговариванию слова, просьбы. Не бежать и выполнять, а выдержать паузу и сделать вид, что мама не понимает. Дети, которые привыкли, что их «приказы» выполнятся по указанию пальчика, переходят на следующий этап очень болезненно. Порой доходит до слёз и истерик. Мама сдается, и ребенок получает желаемое. А конечный итог – занятия с логопедом. Но можно избежать такого сложного, долгого и ненужного пути. Есть путь короче и интереснее. Его я описываю в своих статьях. Вот несколько советов. Формируем окружающее пространство, способствующее развитию. Убираем дальше игрушки. Чтобы её получить, надо потрудиться – попросить или достать! Проще – чтобы что-то получить, надо что-то сделать. И у ребенка не будет истерик, если так будет с самого начала. Среди слов, входящих в словарь ребенка, должны быть не только слова-названия, но и слова-действия. Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Словом мы считаем любой звук, слог, звукоподражание (только на начальном этапе, потом взрослые «не понимают» такую речь и побуждают к полным словам). Если малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание. Первый способ – это повторение с дополнением. Например, ребенок увидел спящую кошку, и сказал «ксс». Мама: « Да, это кошка – киса» > «Киса спит» Второй способ – повторение с уточнением Мама: «Да – это киса» > «Что киса делает?» или «Что киса делает, кушает или спит?» «Да, киса спит» Подобное быстро входит в привычку и помогает малышу освоить речь. 1г3м Запас слов до 30 1г6м запас слов до 40 -50, легко повторяет часто слышимые слова Это возраст первых конструктивных представлений. Дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить одну матрешку в другую, собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов — вот подбор игрушек для этого возраста. Все действия проговариваются. И ещё раз напомню – никаких «би-би», машина. Ребенок начнет проговаривать из этого слова либо звук, либо слог. Но мы же помним, что такую версию слова мы принимаем временно. Потом и это перестанет понимать взрослый. Анонс следующей статьи. Слушаем и учим звуки. 1,5 – 2 года появление фраз, двухсловных предложений Первый период вопросов: «Что это? Куда? Где?» 2 года запас слов до 200 – 300
2 года назад