Найти в Дзене
Педагогика

Педагогика

Здесь мы публикуем материалы практического педагогического опыта.
подборка · 119 материалов
Израиль Гельфанд (1913-2009) — один из величайших математиков XX века.
Израиль Гельфанд (1913-2009) — один из величайших математиков XX века, автор множества теоретических работ и прикладных исследований с применением математического метода в области физики, сейсмологии, биологии, нейрофизиологии, медицины. Родился в украинской деревне Окны. Окончив всего девять классов школы, не получив высшее образование, поступил в аспирантуру механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и уже в двадцать семь лет стал доктором наук, а в сорок — членом-корреспондентом Академии наук СССР...
Отношения между людьми — это по сути самый важный показатель качества нашей жизни. Настоящая духовность - это наше уважительное отношение к другим людям.
Если вы ничему не учитесь, то стоите на месте. Какой способ изучения новых вещей и восполнения пробелов в своих знаниях вы выбираете? Существует два типа знаний. Первый — когда мы фокусируемся на том, чтобы выучить название чего-либо. Второй — когда мы фокусируемся на получении реальных знаний по этой теме. Известный физик, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман понимал разницу между знанием названия и пониманием предмета, и это одна из самых важных причин его успеха. Фактически, он создал формулу для обучения, которая помогла ему прийти к пониманию того, что другие понять так и не смогли. Техника Фейнмана помогает быстрее учится и глубже вникать в суть предмета. А самое лучшее, что она очень проста в реализации. “Человек, который говорит, что знает что-то, но не может это объяснить, на самом деле, ничего не знает” Мортимер Адлер Техника Фейнмана содержит четыре шага. Шаг 1: Научите ребенка Возьмите чистый лист бумаги и напишите тему, которую вы хотите изучить. Выпишите то, что вы знаете о предмете, но так, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому другу, а восьмилетке, у которого ограниченный лексикон и запас внимания, чтобы услышать и понять вас. Многие люди склонны использовать сложную лексику для маскировки, когда они ничего не понимают. Проблема в том, что мы обманываем только себя, потому что мы не знаем, что мы ничего не поняли. Кроме того, использование жаргона скрывает наше непонимание предмета от окружающих. Когда вы описываете идею от начала до конца на простом языке, который бы понял и ребенок (подсказка: используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упростить связи между основными идеями. Если вы заходите в тупик, то вы сразу находите место, где у вас есть пробелы в знаниях. И хорошо, что появляются сложности — это способствует обучению. Шаг 2: Обзор На первом этапе вы неизбежно столкнетесь с пробелами в своих знаниях, когда вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто имеете проблемы с пониманием сложной темы. Иметь такую обратную связь — бесценно, потому что вы видите, где ваших знаний не хватает. Компетентность — это знание предела ваших способностей, и вы только что определили его! Здесь начинается обучение. Теперь, когда вы знаете, где застряли, вернитесь к исходному материалу и проходите его снова и снова, пока не сможете объяснить это на простом языке. Определение границ вашего понимания также ограждает вас от ошибок, которые вы способны совершить, и увеличивает ваши шансы на успех при применении знаний. Шаг 3: Упорядочить и упростить Теперь у вас есть набор заметок. Просмотрите их, чтобы убедиться, что вы по ошибке не использовали сложные определения из исходного материала. Соедините их в общий рассказ, который бы легко можно было прочитать. Прочтите вслух. Если объяснение сложное или звучит запутанно, это хороший признак того, что вам надо еще поработать над пониманием этой темы. Шаг 4 (необязательно): Передать знания Если вы хотите быть уверенными в том, что все поняли, попробуйте рассказать это кому-то (в идеале тому, кто мало знает об этом предмете, или найдите 8-летнего ребенка!). Главным испытанием для вас станет объяснение другому человеку. * * * Разделение информации на небольшие куски — это не только отличный метод обучения, но и способ перестроить свое мышление, в результате чего вы сможете выстраивать свои знания с нуля. (Илон Маск называет этот способ — мышление из первых принципов). Это приводит к гораздо более глубокому пониманию идей и концепций. К тому же, умение воспринимать информацию подобным образом, позволяет вам видеть, когда кто-то говорит о том, чего не понимает. Фейнман полагал, что развитие интеллекта — это постоянный процесс роста, что созвучно с идеями Кэрол Двек, которая великолепно описала разницу между фиксированным и развивающимся мышлением.
Многие теоретики в области классической педагогики смотрят на процесс обучения, как на конвейер со всеми присущими ему технологическими приемами, обеспечивающими высокую производительность и низкую себестоимость сложного продукта. Однако, создавать школу, уподобив её сборочным конвейерам, по которым движутся уникальные заготовки невозможно. К шести - семи годам ребенок уже является уникальной личностью, с уникальным мозгом и уникальной программой его развития. Эта уникальность будет сохраняться на протяжении всей жизни. Первое, что приходит на ум - это разделить поток по типовым группам и увеличить эффективность сборки. Подобное мышление в организации образовательных технологий пагубно и не эффективно. В начальной школе дети сильно отличаются типом мышления, механизмами восприятия, темпераментом и физическим здоровьем. И вот такой разношерстный контингент мы начинаем наполнять знаниями с помощью универсальных инструментов, не взирая на то, что каждому необходим индивидуальный ключик. Я считаю, что ребенок в начальной школе, в первую очередь, нуждается в получении инструментов познания мира, нуждается не в каком-то наборе знаний, а в умении эти знания извлекать из окружающего мира и систематизировать. При этом одному это будет легче делать, полагаясь на зрительные, другому на комплексные, третьему на логические инструменты. В будущем детям однозначно придется жить в социуме, где люди должны научиться понимать и слышать друг-друга. Поэтому процесс социализации должен проходить в сложной социальной среде. Именно поэтому делить в начальной школе детей на "способных" и "не достаточно способных" к обучению (если это не медицинский диагноз) не будет эффективным. Нужно для начальной школы больше времени и внимания уделять программам развития мыслительного аппарата ребенка, используя как можно более широкий диапазон средств формирования фундаментальных представлений об окружающем мире. И только в средней школе на подготовленную почву можно начинать укладывать знания. Убежден, что эффект будет впечатляющим. Хочу добавить. Учителю привычнее пользоваться логикой и вербальным каналом, который хорошо развит у взрослого человека. В то же время каждому ребенку очень важно потрогать, понюхать, рассмотреть явление со всех сторон. Поэтому виртуальное обучение имеет ограниченную эффективность. Другими словами, мозг наш обменивается информацией с окружающим миром сразу по множеству каналов. И чем их больше задействовано одновременно, тем продуктивнее пойдет процесс.
Чему следует придавать большее значение в структуре поступков?
Мотивы поступков человека столь незаметны для его собственного сознания, сколь значимы для всех, кто его окружает. В истории философии и этики существуют два противоположных мнения касательно того, чему следует придавать большее значение в структуре поступков - их внешним (объективным) или внутренним (субъективным) элементам. Представители так называемой консеквенциальной (от слова consequentia - следствие) этики, например, эвдемонизма, макиавеллизма, утилитаризма, придавали главное значение результатам действий, а ценность мотивов ставили на задний план...