Найти в Дзене
Обоснованные экономические показатели и нормативы

Обоснованные экономические показатели и нормативы

Обоснованные экономические показатели и нормативы
подборка · 5 материалов
КАКИЕ НОРМАТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ РАСЧЕТЕ ЦЕНЫ? Вы начинаете формировать цену, неважно, цена формируется в условиях текущего года или последующего, какие экономические показатели и нормативы (ОЭПиН) следует применить для расчета цены? Вроде бы вопрос простой и не требует особого внимания. НО! Как оказалось, у некоторых возникают вопросы, и кто-то даже сбит с толку. Рассмотрим три ситуации: 1. Вы считаете цену на 2024 год, но у вас есть согласованные ОЭПиН на 2023 год. 2. Вы считаете цену на 2024 год , и у вас есть согласованные ОЭПиН на 2024 год. 3. Вы считаете цену на 2025 год или 2025-2026 гг, и у вас есть ОЭПиН на 2024 год или на 2023 год. Во всех случаях, перечисленных выше, нужно помнить одно: не должна быть нарушена логика при заполнении форм по приказу ФАС 995/22: во всех расшифровках отчетный период / период, предшествующий планируемому, и планируемый период должен быть одинаковый. То есть не может быть в ф. 4 планируемый период 2024, а в ф.12 планируемый период 2023. Период, на который формируется плановая калькуляция и расшифровки к ней, должен соответствовать периоду, на который формируются ОЭПиН. Первая ситуация: в данном случае необходимо заполнить планируемый период во всех формах на 2024 год, и ф. 22 должна быть на 2024 год, и расчет накладных расходов в плановой калькуляции должен происходить по ОЭПиН, указанным в ф. 22. Вторая ситуация: тут как бы все просто, но есть момент, о котором многие забывают. Вы сформировали ОЭПиН на 2024 год, согласовали с ВП или Заказчиком, и тут вам предстоит сделать просчет по поставке/работе/услуге, которые не были учтены при расчете ОЭПиН. В данном случае необходимо пересчитать ОЭПиН с учетом нового проекта. Третья ситуация: здесь ситуация похожа с первой, необходимо также сформировать ОЭПиН на плановый период 2025-2026 гг, что означает заполнение общих форм с индексом "д". У нас была ситуация, когда в 2022 году мы заключали контракт с МО РФ на поставку в 2022-2023 гг. Изделие изготавливалось в рамках одного периода, поставка была разбита на два года, в связи с чем плановая калькуляция и расшифровки к ней заполнялись в обычных формах, было два пакета: один на поставку в условиях 2022 года, второй на поставку в условиях 2023 года. А вот общие формы заполнялись с индексом "д": период / период, предшествующий планируемому = 2021 году + планируемый период = 2022 году + планируемый период = 2023 году. Подводя итог: планируемый период во всех формах должен быть один, формы между собой должны быть связаны, и во всех формах должен быть указан одинаковый показатель того или иного норматива. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ОБОСНОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ (ОЭПиН) ЧАСТЬ 4 В предыдущих статьях были описаны схемы определения нормативов. Теперь погорим о технической части, о заполнении форм, предусмотренных ПП 1465. На законодательном уровне не прописана частота формирования и согласования ОЭПиН, то есть организация может ежемесячно формировать ОЭПиН. Для тех, кто поставляет продукцию с контролем ценообразования, процесс формирования нормативов достаточно трудоемкий, такие организации формируют нормативы раз в год, после закрытия предыдущего года, и живут с этими нормативами весь год, грубо говоря с марта по март. Форма представления ОЭПиН - формы по приказу ФАС 995/22: 🔸 ТЗР - Форма 8 (8д) 🔸 ДЗП - Форма 10 (10д) 🔸 ОПР - Форма 11 (11д) 🔸ОХР/АУР - Форма 12 (12д) 🔸 КР - Форма 13 (13д) По страховым взносам - в соответствии с п. 15 приказа 334, при планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетной периоде. То есть уровень страховых взносов на плановый период согласовывается с учетом регресса. Формы по приказу ФАС 995/22 содержат значения за отчетный период (план на отчетный период и факт за отчетный период), применяемый индекс цен (в соответствии с приказом 190 от 01.04.2020 и индексами, доведенными Минэкономразвития) и значения на плановый период. Кроме того, в формах 11 (11д), 12 (12д), 13 (13д) необходимо выделить значения по ГОЗу. В случае, если организация заполняет формы впервые, и отсутствует план на отчетный период, то план может быть равен факту за отчетный период. Фактические значения за отчетный период собираются из данных бухгалтерского учета, по формам 11 (11д), 12 (12д) группируются по статьям согласно приложениям 5, 6 к приказу 334, по форме 13 (13д) согласно п. 25 приказа 334. Сумма затрат по ОПР/ОХР/АУР/КР в целом по организации может отличаться от суммы затрат по данным расходам в рамках ГОЗа, так как организация может нести непринимаемые затраты в рамках ГОЗа (п. 23 приказа 334), такие затраты должны быть исключены из расчета нормативов по ГОЗу. База распределения по ОПР/ОХР/АУР/КР также должна быт отражена в целом по организации и в том числе по ГОЗу. Если базой распределения является ФОТ, то значения по данной строке также отражаются в форме 21 (21д) и 23 (23д). При заполнении форм необходимо помнить, что все они взаимосвязаны между собой. Нормативы и значения, указанные в формах 8 (8д), 10 (10д), 11 (11д), 12 (12д), 13 (13д) отражаются также в формах 21 (21д) и 22 (22д) и 23 (23д). Кроме того, данные затраты должны быть рассчитаны в плановой калькуляции по таким же нормативам. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ОБОСНОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ (ОЭПиН) ЧАСТЬ 3 В предыдущей части были рассмотрены следующие нормативы: стоимость часа/месяца и дополнительная заработная плата. В данной статье рассмотрим порядок расчёта следующих нормативов:  ОПР, ОХР, АУР, КР, ТЗР. Принцип определения нормативов по ОПР, ОХР, АУР, КР одинаковый, можно выделить три подхода: 1) на базе фактически сложившегося уровня за предыдущий год. Это означает определение нормативов по схеме факт * индекс Минэкономразвития. Порядок применения индексов описан в приказе Минэкономразвития № 190 от 01.04.2020, индексы публикуются ежегодно на сайте Минэкономразвития www.economy.gov.ru/...iya 2) по плановым данным. Этот подход означает определение нормативов на базе планируемых затрат, без привязки к фактическим данным, в данном случае все расходы также должны быть документально подтверждены. Такой подход имеет место быть во вновь созданных организациях, или, допустим, организация решила заняться новым направлением: наука. 3) третий подход - микс 1 и 2 подходов. Когда одна часть затрат на плановый период рассчитывается с применением индексов Минэкономразвития, а другая часть затрат считается по плановым значениям. Норматив по ОПР, ОХР, АУР, КР рассчитывается как: ОПР, ОХР, АУР, КР / база распределения. Если в организации есть два направления: производство и наука, то ОПР, ОХР согласовываются по каждому направлению. Если базой распределения является основная заработная плата, то расчет нормативов будет выглядеть следующим образом: ОПР: совокупные расходы по 25 сч / 70 сч в корреспонденции со сч 20 ОХР и АУР: совокупные расходы по 26 сч / 70 сч в корреспонденции со сч 20 КР: совокупные расходы по 44 сч / 70 сч в корреспонденции со сч 20 Наглядный пример: за 2022 год по сч 25 начислено затрат на сумму 100 руб, по 70 сч в корреспонденции со сч 20 начислен ФОТ в размере 10 р, тогда % ОПР = 100/10 = 1000% Что касается ТЗР, то тут схема похожая: определяется база распределения ТЗР, скорей всего это сч 10, и норматив ТЗР высчитывается по схеме: ТЗР / сч 10 (без учета ТЗР). Норматив по ТЗР можно также посчитать на базе факта за прошедший период или, если есть такая возможность, просчитать на базе плановых значений. Как было сказано ранее, база распределения, в соответствии с приказом 334: 🔸 показатель прямых затрат, приоритетным является основная заработная плата основных работников; 🔸 должна быть прописана в учетной политике. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ОБОСНОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ (ОЭПиН) ЧАСТЬ 2 Как было сказано ранее, ОЭПиН могут включать в себя уровень ОПР, ОХР, АУР, КР, ТЗР, стоимость часа/месяца, ДЗП. Если организация продает продукцию с контролем ценообразования со стороны ВП МО РФ, то ОЭПиН должны быть согласованы с ВП МО РФ. Если предприятие продает продукцию в рамках ГОЗа без контроля ценообразования, ОЭПиН могут быть рассмотрены и согласованы со стороны заказчика. Уровень ОПР, ОХР, АУР, КР, ТЗР, стоимость часа/месяца, ДЗП определяется, как было сказано ранее, с учетом фактически достигнутых показателей организации за отчетный период и расчетных значений планового периода. Это значит, что организация сначала должна показать свои фактические значения, защитить их перед ВП МО РФ, а после, с помощью индексов Минэкономразвития, просчитать данные показатели на плановый период. Если в плановом периоде планируются масштабные изменения в операционной деятельности предприятия, которые в дальнейшем повлияют на размер накладных/коммерческих расходов (покупка оборудования, получение дорогостоящего сертификата/лицензии и т.п.)/ стоимость часа, данные изменения также могут быть включены в плановый период при условии их обоснования (подписанный договор / решение, утвержденное ГД / возможно, какое-то решение на уровне МО РФ). Стоимость часа/месяца определяется: а) по штатному расписанию, в случае, если заработная плата основных работников складывается только из оклада; б) по фактически начисленной заработной плате за прошлый год, в случае, если заработная плата состоит из оклада и переменной части (премии, надбавки, доплаты). Если идем через штатное расписание: 🔸 для определения стоимости часа месячная заработная плата основных сотрудников должна быть умножена на 11 (поскольку 1 месяц каждый сотрудник должен сходить в отпуск) и разделена на общее количество рабочих часов в году : 1973 (количество рабочих часов в 2023 году) - 164 (среднее количество рабочих часов в 1 месяце в 2023 году) * количество основных сотрудников; 🔸 для определения стоимости месяца месячная заработная плата основных сотрудников должна быть поделена на количество человек, если не планируется увеличение штата. Если планируется увеличение штата, то необходимо просчитать годовую заработную плату и поделить на годовое количество сотрудников. Если идем через фактические данные за прошедший период: 🔸 для определения стоимости часа выгружаем данные по анализу счета 70 в корреспонденции со счетом 20 - это будет начисленная заработная плата основных работников организации. Далее необходимо посчитать количество отработанных часов, данную информацию можно взять из табелей, ЗУПа, либо сделать отчет, в котором будет собираться информация по начисленной заработной плате и отработанным часам; 🔸 для определения стоимости месяца также берем данные по анализу счета 70 в корреспонденции со счетом 20 и делим уже не на часы, а на количество сотрудников, данную информацию также можно взять из табелей, ЗУПа, либо сделать отчет. Если организация планирует согласовать стоимость часа/месяца на плановый период как фактическое значение * индекс Минэкономразвития, то необходимо предоставить нормативный документ по организации (приказ, коллективный договор), в котором прописано о ежегодной индексации заработной платы. В ином случае данное увеличение стоимости часа/месяца не будет принято заказчиком. Стоимость часа определяется для основных производственных рабочих, стоимость месяца определяется для научных сотрудников. Дополнительная заработная плата (ДЗП) считается % от основной заработной платы и определяется: а) по фактически сложившемуся уровню за прошедший период (дебет 20, кредит 96); б) через схему 1/11, которая говорит, что человек 1 месяц в отпуске и 11 месяцев работает. Допустим месячная заработная плата основных сотрудников 100 руб., тогда ДЗП = 100/(100*11) = 9,09%. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ОБОСНОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ (ОЭПиН) ЧАСТЬ 1 В соответствии с п. 2 раздела I ПП 1465 ОЭПиН - документально подтвержденные и экономически обоснованные показатели организации, применяемые для отнесения отдельных затрат на себестоимость продукции и рассчитываемые применительно к каждому календарному году поставки продукции с учетом фактически достигнутых показателей организации за отчетный период и расчетных значений планового периода. ОЭПиН формируются отдельно по научно-технической продукции и по иной продукции. Организации, допустим, производящие продукцию и выполняющие НИОКР, обязаны формировать ОЭПиН как для производства, так и для разработки. Соответственно, учет затрат должен вестись как минимум по двум направлениям: производство и разработка. ОЭПиН, в соответствии с п. 16 ПП 1465, включают в себя: 🔸 для материальных расходов - номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода и цена единицы ресурса; 🔸 для оплаты труда - трудоемкость изготовления продукции, стоимость единицы труда (нормо-часа, человеко-часа, человеко-дня, человеко-месяца); 🔸 обоснованные головным исполнителем (исполнителем) нормативы для отнесения отдельных затрат организации на себестоимость продукции, в том числе уровень общепроизводственных, общехозяйственных, транспортно-заготовительных расходов, специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства. ОЭПиН для материальных расходов: 🔸 номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода - как правило, спецификации, уже согласованные заказчиком, ТЗ, КД. 🔸 цена единицы ресурса - если это ресурс, поставляемый с контролем ценообразования со стороны ВП МО РФ, то обоснованием цены будет заключение ВП МО РФ на цену; если ресурс поставляется без контроля ценообразования со стороны ВП МО РФ, то обоснованием цены будет коммерческое предложение/договор поставки/счет. ОЭПиН для оплаты труда: 🔸 трудоемкость изготовления продукции должна быть согласована с ВП МО РФ, может быть оформлена в виде технико-нормированной карты. Технико-нормировочная карта относится к числу рекомендуемых технологических документов и оформляется по свободной форме, принятой на предприятии. В составе данной карты должны быть приведены расчетные данные по нормативам времени выполнения технологических операций. 🔸 стоимость единицы труда может быть определена: а) по штатному расписанию, в случае, если заработная плата основных работников складывается только из оклада; б) по фактически начисленной заработной плате за прошлый год, в случае, если заработная плата состоит из оклада и переменной части (премии, надбавки, доплаты). Также ОЭПиН могут в себя включать страховые взносы, дополнительную заработную плату, коммерческие (внепроизводственные) затраты. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте