Найти тему
Финансовая психология

Финансовая психология

Статьи на тему когнитивных искажений. О том, как они оказывают влияние на финансовые решения.
подборка · 12 материалов
22 прочтения · 1 год назад
Инвестиционные обсуждения.
Какие темы в области финансов больше всего обсуждаются? Темы экономии, выбора ценных бумаг, стратегии, оптимизации налогов, повышения доходности портфеля. Темы сложного процента и периода инвестирования. Или тема повышения активных доходов, повышения размера пополнений.  Вы можете ответить самостоятельно на данный вопрос.   Согласно закону тривиальности Паркинсона обсуждение простых вещей, которые не оказывают серьёзного влияния на решение проблемы, занимает больше времени. Сложным вопросам, которые оказывают большее влияние на решение проблемы, уделяется меньше времени...
141 прочтение · 1 год назад
Теория игры в инвестировании.
Недавно я смотрел перевод очень интересной лекции от университета Беркли (на YouTube канале FinanceGramm) и мне очень понравилась мысль о теории игр и как это влияет на принятие решений в инвестировании. Я постараюсь вкратце пересказать понравившиеся мне фрагменты, так как целую лекцию (более 1 часа) мало кто посмотрел. Пробки на дорогах. Представим, что вам нужно добраться на автомобиле из одного места в другое и у вас есть два маршрута: А и Б. Их протяжённость примерно одинаковая. И вот перед вами стоит выбор, по какому ехать, чтобы вовремя добраться и сэкономить время...
536 прочтений · 1 год назад
Ты привыкнешь к своему богатству, инвестор.
В этой статье хотелось бы поговорить о психологическом эффекте "гедонистическая адаптация" и по рассуждать, как это может повлиять на процесс инвестирования и другие события в жизни. Сначала определение из Википедии: Гедонистическая адаптация - тенденция людей держаться на относительно стабильном уровне счастья, а также быстро возвращаться к этому уровню после серьёзных позитивных или негативных событий или изменений в жизни. Согласно этой теории, чем больше человек получает удовольствия, тем выше его ожидания и желания, что не приводит к счастью...
132 прочтения · 1 год назад
Закон малых чисел
Данный закон объясняет некоторые заблуждения и ошибки инвесторов, поэтому будет интересно узнать подробнее. Закон малых чисел - это склонность преувеличивать вероятность того, что малая выборка точно отражает свойства генеральной совокупности. Лучше всего понять это на простом примере: Допустим, проходят выборы. Если мы проведём опрос среди 10 000 человек, желательно разного пола, возраста, материального достатка и места проживания, то довольно точно мы сможем определить текущего лидера и то, сколько наберёт голосов другой (другие) кандидат (-ы). Но, если мы спросим об этом несколько человек,...
274 прочтения · 1 год назад
Ловушка невозвратных затрат: помощник или враг инвестора.
Ловушка невозвратных затрат - это когнитивное искажение, которое заключается в том, что мы продолжаем вкладывать деньги, время и силы в то, что не приносит желаемого результата. Например, вы купили билет в кино. Через полчаса вы понимаете, что фильм не интересный. Но продолжаете смотреть, ведь просмотр уже оплачен. Досмотрев скучный фильм, вы не компенсируете стоимость билета. Но ловушка невозвратных затрат, расходы понесённые в прошлом, заставляют нас продолжать смотреть фильм. Хотя альтернативой этому может быть прогулка по парку...
331 прочтение · 1 год назад
Транзакционная полезность в жизни. Сегодня ходил в магазин за чипсами: Первый вариант - чипсы за 100 руб. 140 г. ("Любимой марки" - более предпочтительны.) Второй вариант - чипсы за 120 руб. 150 г. ("Хорошей марки" - если дешевле, то является достойной заменой). Но, как оценить стоимость товара, если у них разный вес? Нужно цену разделить на количество грамм, таким образом, выяснив, сколько стоит 1 грамм продукта. 100/140=0,7142 руб. (гр.) 120/150=0,80 руб. (гр.) Кстати, подобное сравнение стоимости очень эффективно при покупке различных марок круп и каш, когда встречаются различные веса в упаковках. Так как я действую не рационально, то помимо потребительской полезности хочу ощутить выгоду от сделки. То есть узнать, что я совершил выгодную покупку. То же самое происходит, когда мы видим скидку на товар - помимо потребительской полезности нам хочется ощутить выгоду от сделки и маркетологи очень хорошо знают об этом когнитивном искажении - транзакционная полезность. Иными словами, мы хотим получить удовольствие не от вещи самой по себе, а от того, что заплатили меньше, чем, как нам кажется, должны были заплатить.