Найти в Дзене
Арт Наив

Арт Наив

Примитивизм или Арт-наив - направление в искусстве, родившееся в конце XIX века, сознательно отрицающее академизм.
подборка · 5 материалов
Нико Пиросмани, человек, созданный для легенды. Многие знают, что черный цвет в работах Пиросмани - это цвет клеенки, на которой написано большинство картин. Вопреки распространенному заблуждению, клеенка эта отнюдь не снята со стола в духане по причине полной нищеты творца. Пиросмани, как профессионал, очень трепетно относился к средствам производства. Кисти и краски покупал в магазине для настоящих художников («Надо же, - говорил его владелец, - простой маляр, а краски всегда покупает дорогие»), а клеенку использовал особую, произведенную для промышленных целей. Поэтому его технику можно назвать живописью наоборот – не темное на светлом, а наоборот. В представлениях о нем господствуют легенды и стереотипы. Стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросмани было слишком много необъяснимого и непонятного. Необычностью и таинственностью судьбы, своеобразием личности он словно был создан для легенды. Причем по-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки, и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира, каждый на свой лад, творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами. Мы действительно знаем о Николае Пиросманашвили очень мало. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты, поэты, художники, журналисты, стали отыскивать людей, знакомых с Пиросмани, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук. Истории эти временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, но часто страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием. Сам Нико ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне. Письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом: их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись все учащающихся расспросов о брате. «Застрял я в горле у этой проклятой жизни» - фраза, которую приписывают Пиросмани. Жизнь художника, печальная и отчасти трагичная, в России известна в основном по песне "Миллион алых роз". Многие знают, что "грузинский художник" из песни - это именно Нико Пиросмани. Пиросмани носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи. Тетрадь пропала еще при его жизни. А из воспоминаний знакомых можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросмани стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны - не записывали, не запоминали. Известны, правда, и часто цитируются несколько его суждений о своей работе, и об искусстве вообще, о жизни. Но в большинстве своем они не могут быть признаны вполне достоверными, документально точными. В лучшем случае они содержат очень приблизительное воспроизведение того, что сказал художник. Счастливое исключение - дневники Ильи Зданевича, который в течение нескольких дней записывал свои впечатления от встреч с ним. «Значит, не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», — говорит Нико Пиросмани в биографическом фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани». Да, не смог. Неприкаянная жизнь в вопиющей, безысходной даже не бедности — нищете. Художник, картины которого будут выставляться в Лувре и Третьяковке, умер от голода и холода в сыром подвале. Читайте также: Нико Пиросмани. Арт-наив 1.   Пикник 2.   Ортачальская красавица 3.   Черный бык 4.   Вывеска пивной Закатала 5.   Лев и Солнце 6.   Натюрморт 7.   Пасхальный барашек 8.   Автопортрет 9.   Семья оленей 10. Фруктовая лавка
Нико Пиросмани. Арт-наив. Поговорив об Анри Руссо, невозможно не вспомнить другого известнейшего художника, еще одного представителя наивного искусства, Нико Пиросмани. Чтобы вам было понятнее, арт-наив в живописи – это когда рисует самоучка, который по-другому не может. А примитивизм – это когда профессионально обученный художник подражает наиву. И он по-другому может! На рубеже XIX и XX веков, в это переломное для искусства бунтарское время, когда импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, путь примитивистам расчистили такие признанные творцы, как Гоген, Пикассо и Матисс. На основе наивного искусства были разработаны новые авангардные направления живописи - кубизм, фовизм, экспрессионизм. Но перенесемся в Тифлис к Нико Пиросмани, художнику, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности и безысходной нищете, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Наивное искусство – это стиль, к которому относятся работы непрофессиональных художников, величина таланта которых перекрывает отсутствие умения правильно выстроить перспективу или передать светотень. Таким художником и был Нико Пиросмани, который учился разве что у бродячих живописцев, изготавливающих вывески и рекламные сообщения различного формата для лавок и трактиров. Стиль Пиросмани происходит из двух основных источников – общегрузинской наивной городской живописи и церковных средневековых фресок. К первой его приобщили бродячие художники. Вторые были почти на каждом углу, и качество их было очень высокое, ведь Грузия в средние века входила в Византийский круг, и культурное общение с метрополией было у нее очень насыщенным. Как всякий наивный художник, Пиросмани чаще всего писал то, что знает, а не то, что видит. То есть, снег у него белый, трава зеленая, а небо синее. Хотя намеки на светотеневую моделировку и всякие рефлексы у него есть. Анатомии он не знал, пропорции приблизительны. С линейной перспективой настолько большие проблемы, что лучше о ней не говорить. То же самое с перспективой светотональной. Но все это недостатки с точки зрения академической живописи. А с точки зрения авангардизма это как раз достоинства и есть, особенно, если к этим нарушениям классических правил добавить выразительность и цельность. А уж этого-то у Пиросмани хватает. Но остаться бы ему на всю жизнь известным лишь хозяевам и посетителям лавок и духанов, если бы не нашли его в Тифлисе деятели русского авангарда братья Зданевичи и примкнувший к ним Михаил Ле-Дантю, в результате чего четыре работы Пиросмани были выставлены в Москве на футуристической выставке «Мишень». Это было время, когда кубофутуристы требовали сбросить Пушкина с корабля современности, когда кубист Вламинк предлагал сжечь Лувр, протестуя таким образом против академизации искусства и требуя радикальных обновлений. Именно тогда наив стал источником вдохновения для всех, кто хотел избавиться от приемов и штампов в искусстве. Неиспорченный культурой и образованием взгляд на мир – вот что было необходимо и востребовано в тот период. И на этом фоне Зданевичи находят в Тифлисе Пиросмани, художника, который может добиться необычайной выразительности неклассическими методами. «Я так хотел сделать, и у меня получилось», - одна из немногих его сохранившихся фраз. Картины Пиросмани отличает прежде всего монументальность, это у него от фресок. Ничего лишнего, силуэты обобщенные, деталей мало, цвета локальные, без полутонов, композиции классические, симметричные, устойчивые. Фон неопределенный, но хорошо выделяющий фигуры. Все это работает на выразительность. Читайте также: Нико Пиросмани, человек, созданный для легенды 1.   Пасхальный ягненок перед пасхальным столом 2.   Кутеж в виноградной беседке, начало века 3.   Мальчик – рыбак, 1908 4.   Олень на фоне пейзажа, 1913 5.   Девочка с воздушным шаром, начало века 6.   Медведь в лунном свете, 1913 7.   Рыбак среди скал, 1906 8.   Жираф, 1905 9.   Актриса Маргарита, 1909
Анри Руссо. Художник, который умел писать мечту. Все-таки мне хочется понять, кто же он, этот загадочный Анри Руссо, художник, который «заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту», - бесхитростный и простодушный, почти карикатурный простецкий персонаж или это всего лишь маска, за которой скрывался умный и глубокий человек? Однажды Эдгар Дега, обладающий едким остроумием, захотел подшутить над Руссо, но сам попался на удочку. Они встретились на какой‑то выставке, и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо! Я знаю вашу живопись», - и тут он сделал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. А Руссо вдруг в ответ спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы?". Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения. Рассказы о Руссо противоречивы, в одних он предстает полнейшим простаком, в других за ним признают невиданный ум и талант мистификатора. В любом случае все истории и анекдоты уже написаны, ничего нового мы не узнаем. Французская богема старательно хвалила его работы и так же старательно издевалась над ним. В одном многие сходятся – Руссо был неважным рисовальщиком, но гениальным колористом. Известно, что в одной картине он мог использовать пятьдесят оттенков зеленого. «Под кистью Руссо цвет становится тишиной, музыкой, он превращается в магию. Никто лучше, чем он, не сумел выразить меланхолию обшарпанных пригородов, наступающих вечерних сумерек или освещенных полной луной ночей». Жизнь Анри Руссо похожа на миф, в котором тесно переплетаются легенда и реальность. Картины его пленяют своим очарованием, своей таинственной поэзией, погружают в мечты. Он начал рисовать наивные картинки в 42, не боясь мнения маститых современников, первый художник - самоучка, пошатнувший основы живописи. Ну и в качестве послесловия вот вам такая история, гуляющая на просторах интернета, источник неизвестен, достоверность может вызывать сомнения: Как-то раз Пикассо купил в лавке за гроши одну из картин Руссо, принес домой, повесил на стенку в гостиной и тут же придумал сценарий для разгульной вечеринки. В середине комнаты был поставлен праздничный стол, во главе - деревянный трон для Анри, над изголовьем которого поместили канделябры со свечами. Пикассо сам послал приглашения на вечеринку в честь посвящения Анри Руссо в художники. И вот, в назначенный час все собрались за столом и стали ждать недотепу Анри. Смех и сплетни, вино и пьяные крики прервало тихое появление пожилого человека в бархатном берете. Он стоял в прихожей, смущенно улыбался, прижимая к груди скрипку. Это был Руссо. Растроганный, он принял все за чистую монету, поблагодарил уже захмелевших присутствующих, сел на свое место. Пикассо держал речь, высокопарно поздравлял новоиспеченного гения, превозмогая смех. Потом к нему присоединились остальные. Руссо сидел на своем деревянном троне, не шевелясь, как ребенок в день своего рождения, на его голову капал воск горящих свеч, а толпа расходилась все больше от веселья и злости. Еще мгновение, и кто знает, что бы произошло, но вдруг Анри неуверенно поднялся, поправил берет и вышел на середину комнаты. Он сказал, что никто никогда еще не принимал его так тепло и что в этот вечер впервые за всю жизнь он счастлив. В комнате воцарилось молчание. Все смотрели на этого человека преклонных лет, который с такой любовью дарил им свой свет, который отыскивал глаза каждого, смотрел, благодарил. И за что? За то, что был их предметом насмешек. Пикассо первый не выдержал: вышел из-за стола и покинул комнату. С того дня он стал помогать Руссо чем мог, и никто ни разу не слышал больше из его уст дурного слова о Таможеннике. Читайте также: Анри Руссо. Таможенник Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти 1.   Игра в футбол, 1908 2.   Автопортрет, 1890 3.   Карнавальный вечер, 1886 4.   Автопортрет, 1890 5.   Муза, вдохновляющая поэта, 1909 6.   Таможня, 1890 7.   Джунгли на экваторе, 1909 8.   Веселые шутники, 1906 9.   Сельская улица, 1909-10
Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти. “Portrait de Pierre Loti”, известный также под названием "Портрет месье Х» - картина, которая меня особенно привлекает, о ней хочется рассказать подробнее. На картине изображен французский писатель и морской офицер Пьер Лоти. По долгу службы ему приходилось путешествовать в экзотические страны, и это подпитывало сюжеты его романов, которые представляли чудесную атмосферу тропической местности. Лотти для Руссо представлял загадочный мир южных стран с яркими красками и бушующими страстями. Собственно, перед нами не столько сам Пьер Лоти, сколько живописное воплощение воздействия его романов на европейского читателя в лице Руссо. Может быть, вы удивитесь так же, как и я, когда узнаете, что Руссо никогда не видел Пьера Лоти. Он знал писателя только по книгам, которыми увлекался, а портрет написал по фотографии, сделанной в Стамбуле. На ней Лоти был запечатлен на нейтральном фоне в европейском костюме и турецкой феске. Из фотографии в портрет перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры. Но в портрете феска сдвинулась на затылок, углы воротничка раздвинулись наподобие лихо закрученных усов. Осталось добавить сигарету в руке, и вуаля – все атрибуты авантюриста и флибустьера. На переднем плане картины появилась сиамская кошка - воплощение всего таинственного и экзотического, а на фоне возник полуиндустриальный пейзаж с дымящимися трубами и одиноким, напоминающим японское, деревом: намек на мечты о загадочном и далеком Востоке, которые пришли в цивилизованную Европу вместе с романами Лоти. Работая над этой картиной, Руссо явно держал в уме портреты эпохи Возрождения, заменив сельский пейзаж промышленным. Руссо утверждал, что он придумал жанр ландшафтного портрета, но на самом деле этот стиль восходит к работам старых мастеров. Пожалуй, отличительный признак жанра, изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Известно, что Руссо писал портреты с модели и по фотографиям, явно предпочитая последние. Фотоснимки служили отправной точкой для его композиций, непреложным документом. Они обеспечивали ему постоянный контакт с натурой. В случаях же работы с живой моделью (которых в творчестве Руссо было, по-видимому, немного) он снимал с портретируемого мерку. Одна из самых известных работ Руссо “Повозка папаши Жюнье” тоже сделала по фотографии, которая, по счастью, сохранилась в архивах. Не менее интересен портрет «Артиллеристы четвертой батареи полка». Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Причем весь антураж картины: пейзажный фон, артиллерийское орудие и аккуратным образом расставленные бесплотные фигуры в униформах подозрительно напоминает развернутую декорацию-трафарет в ателье фотографа. В основу картины, вероятно, легла не репортажная фотография с поля сражения, а реальная сценка в фотоателье, которую Руссо мог наблюдать в своем квартале. Легко можно себе представить бывших стрелков четвертой батареи, а ныне добропорядочных буржуа, которые, спустя годы, встретились в Париже и решили сняться на память о былых временах. Фотография-прототип группового свадебного деревенского портрета, по которому написана картина “Свадьба”, не сохранилась или не найдена, но факт ее существования в качестве образца не вызывает сомнения. Руководствуясь сведениями о том, что Руссо работал над заказными портретами ради заработка, исследователи относят к их числу и «Свадьбу», хотя для подобного утверждения нет фактических данных. Хочется думать, что фотографии были нужны для того, чтобы, сделав их предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». К сожалению, подобный вывод неизбежно разрушает миф о Руссо как о наивном простодушном чудаке, в порыве неосознанного вдохновения, изображающем на холсте плоды своих фантазий. Читайте также: Анри Руссо. Таможенник Анри Руссо. Так кто же он - простак или философ? 1.   Портрет Пьера Лоти, 1891 2.   Артиллеристы, 1893-95 3.   Повозка папаши Жюнье, 1908
Невероятный Анри Жульен Феликс Руссо, которого все звали просто Таможенником. Сегодня рассказ о жизни необыкновенного человека и удивительного художника. Это он стал самым независимым из Независимых, насмешил Париж, создал новое направление в живописи, став предтечей постмодернизма, пуантилизма и концептуализма, - невероятный Анри Жульен Феликс Руссо, которого все звали просто Таможенником. Дилетант, который не «заморачивался» техникой и законами перспективы, а передавал ее интуитивно с помощью оттенков. Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» картины странного самоучки, и в 1885 году его работы увидела публика. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Художники и поэты дарили его дружбой, подшучивали над его доверчивостью и любили за душевную чистоту и талант. Чтобы как-то оправдать свои фантастические сюжеты и объяснить, откуда возник весь этот мир буйных зарослей, огромных, выше человеческого роста, сказочных цветов и диких библейских схваток животных, куда он мог перенести своих героев прямо вместе с диваном, скромный таможенный служащий распространял легенду о том, что во время службы в армии побывал в Мексике. Создатель фантастической флоры и фауны, он бы оригинален во всем. Отказавшись от законов живописи, Руссо из конца века XIX сразу шагнул в конец века XX. Он, как это делают нынешние концептуалисты, сопровождал свои творения длинными подписями, иногда в стихах: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; Пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек; Стервятники оторвали кусок плоти несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит». Говорят, в школе Анри преуспевал лишь в математике и пении. Гениальный самоучка, он написал «Вальс Клеманс» (в память об умершей жене), две театральные пьесы «Посещение выставки» и «Месть русской сироты». Пробавлялся частными уроками сольфеджио, декламации и рисунка. Для друзей играл на скрипке. Однажды один из учеников Анри воспользовался доверчивостью учителя и втянул его в незаконную обналичку денег. Художник предстал пред судом и был приговорен к двум годам условно: увидев доказательства полнейшей наивности художника, его картины, зал взорвался хохотом. В благодарность за смягчение приговора счастливый Руссо прямо в зале заседаний предложил судье написать портреты его близких. Он вообще часто рисовал портреты, картины и раздаривал их знакомым. Фантастические, наивные и непосредственные картины Руссо послужили импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века. Продолжение следует: Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти Анри Руссо. Так кто же он - простак или философ? 1.   Спящая цыганка, 1897 2.   Нападение ягуара на лошадь, 1907 3.   Люксембургский парк. Памятник Шопену, 1909 4.   Повозка папаши Жюнье, 1908. 5.   Представители иностранных держав, прибывающих, чтобы приветствовать Республику в знак мира, 1907 6.   Охота на тигра, 1895-96 7.   Улица Жан-Жак Руссо в Париже, 1900-е 8.   Сон, 1910 9.   Поле коров. 10. Фламинго, 1907