Найти в Дзене
Вопросы к Штирлицу

Вопросы к Штирлицу

Разбираю нераскрытые моменты экранизации романа Ю.Семёнова "17 мгновений весны". Здесь можно узнать Штирлица получше, если нет возможности или желания читать роман/пересматривать фильм.
подборка · 7 материалов
423 читали · 2 года назад
Вопросы к Штирлицу: № 7. Зачем разведчику встречи с фрау Заурих?
Несомненно кинолента "Семнадцать мгновений весны" нуждалась в выразительных женских образах. Радистка Кэт должна была присутствовать в фильме по сюжету. Габи - для несостоявшейся линии любви. Для чего же фрау Заурих? Признаться, я не могу себе представить фильм без этого персонажа, хотя в книге его и не было. В обстановке бесконечных интриг и напряженности, эпизоды с фрау Заурих становятся эмоциональной передышкой. Когда Штирлиц играет с ней в шахматы или слушает ее игру на рояле, зритель точно знает, что герой в безопасности...
801 читали · 2 года назад
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 6. О любви к Габи
Вопрос, который вызывает споры. Одни считают, будто Штирлиц тщательно скрывал свои чувства к немецкой красавице, другие - что советский разведчик в принципе не мог полюбить девушку из стана врага. И у той, и у другой стороны находятся свои аргументы. Так, пару месяцев назад наткнулась на материал в Дзене, автор которого утверждал, что режиссер фильма "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова изначально планировала любовную линию между героями, но строгая советская цензура запретила столь вопиющий поворот сюжета...
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 5. КТО ОБНАРУЖИЛ СВЯЗЬ ШТИРЛИЦА С СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКОЙ? В телефильме "Семнадцать мгновений весны" такого эпизода нет. Но вот роман заканчивается более чем тревожно. Один из сотрудников контрразведки, проверяющий информацию, получил от генерала Крюгера, шефа восточного управления гестапо (помните, в фильме его распекал Кальтенбруннер за провал в Кракове?) сведения, что Штирлиц высоко отзывался о работе советского агента Александра Гришанчикова (сын Штирлица). Этот сотрудник сразу навострил уши и запросил данные, с кем из представителей "низшей расы" входил в контакт Штирлиц. Так кто это? Мюллер? Шелленберг? Оглушенный когда-то Штирлицем Холтофф? А что, вполне состоятельная версия - за бутылку по затылку и обидеться можно... Был еще один эсэсовец, заимевший зуб на Штирлица. Поручившийся за него перед Мюллером в виде рапорта, а после горько в этом раскаявшийся после исчезновения семьи пастора Шлага. Оберштурмбанфюрер Айсман. Поначалу он заверяет шефа гестапо, что знает Штирлица 8 лет и готов ручаться за него. Но дело пастора Шлага заставило Айсмана изменить мнение о Штирлице. Его рапорт так и остался лежать у Мюллера - а это равносильно бомбе замедленного действия. Быть на крючке у шефа гестапо более чем неприятно. Поэтому Айсман с удвоенным рвением выслуживается. В ходе проверки данных по Крюгеру и выяснения, почему польский город Краков, тщательно заминированный нацистами, так и не взлетел на воздух, Айсман видит, что каким-то образом к делу причастен Штирлиц. Разумеется, он проведет тщательное расследование. Но читатели романа "Семнадцать мгновений весны" этого уже не узнают, они могут только догадываться, что интерес Айсмана грозит советскому разведчику как минимум неприятностями. Тем более, что Максим Максимович, после того, как отправил радистку Кэт в безопасное место и встретился со связником из Центра, возвращается в Берлин. В следующем романе Юлиана Семенова "Приказано выжить" станет известно, что у Мюллера на руках будут доказательства связи Штирлица с советской разведкой.
697 читали · 2 года назад
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 4. ПОЧЕМУ ШТИРЛИЦ ТАК И НЕ НАПИСАЛ ПИСЬМО ЖЕНЕ?
А если и начал писать, то что за строчки там были? В телефильме "Семнадцать мгновений весны" Максим Максимович Исаев просит у связника десять минут - чтобы написать несколько слов жене Сашеньке. Он раздумывает, пишет, что-то зачеркивает и наконец, после колебаний принимает нелегкое решение: не писать ничего. Когда видишь этот момент, ожидаешь прочесть в записке трогательные слова любви и нежности. Или обещание скорой встречи, но... Письмо не написано. Штирлиц, пряча листочки в карман говорит, что "не стоит это тащить вам через три границы", обращаясь к связнику...
1969 читали · 2 года назад
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 3. О профессоре Плейшнере.
Как умнейший человек, профессор Плейшнер, умудрился забыть все инструкции Штирлица? Когда смотришь фильм "Семнадцать мгновений весны" возникает искренне чувство сожаления, смешанное с досадой. Штирлиц дал профессору Плейшнеру всего два задания - отправить телеграмму для Центра и передать шифровку на явочной квартире. Казалось бы, чего проще? Тем не менее, профессор с успехом отправляет телеграмму, расслабляется и напрочь забывает важные детали касательно явочной квартиры. А именно - цветок в горшке на окне и отзыв на пароль...
ВОПРОСЫ К ШТИРЛИЦУ: № 2. БЫВАЛ ЛИ ШТИРЛИЦ ЕЩЕ КОГДА-НИБУДЬ БЛИЗОК К ПРОВАЛУ?.. ...помимо эпизода, который показан в фильме. Продолжаю отвечать на вопросы, которые справедливо возникают при просмотре телефильма "Семнадцать мгновений весны". На самом деле, операция по внедрению Всеволода Владимирова в немецкую контрразведку была долгосрочной. Неудивительно, что в процессе разведчик сталкивался с самыми разными людьми, которые знали его еще Максимом Исаевым. Один такой эпизод описывается в романе "Семнадцать мгновений весны". Будучи в Токио поздней осенью 1940 г., Штирлиц проходил мимо здания "Токио банка" с офицером СД, как вдруг ему навстречу бросился давний знакомый (еще со времен Владивостока) - Воля Пимезов, офицер контрразведки, с возгласом "Максимушка, родной!" Удивительно, насколько грубую ошибку допустил сотрудник такого ведомства! Тогда Штирлиц невероятным усилием воли соорудил на своем лице брезгливое недоумение и отстранил соотечественника жестом указательного пальца. К счастью, тот случай не заинтересовал немецкие спецслужбы - за этим отдельно проследили советские секретные ведомства с особой тщательностью. Как же Штирлицу удалось изобразить полнейшее непонимание? По одному фрагменту из романа становится понятно, что разведчик весьма серьезно относился к актерскому мастерству, в частности, к владению собственным лицом. Штирлиц, возвращаясь домой после посещения "Пергамона", где работал профессор Плейшнер (оч-чень интересный музей, но об этом позже), подолгу стоял у зеркала и тренировал лицо - последовательно изображал эмоции. В музее он запоминал выражения лиц, запечатленных в скульптуре. Можно предположить, что и тогда, при встрече с неосторожным знакомым, Штирлиц уже имел неплохой опыт по воспроизведению на лице самых разных чувств. Возникает закономерный вопрос: сегодня его узнал Воленька Пимезов, завтра узнает Саша Сидоров, как защититься? Тогда, после встречи в Токио, Штирлиц стал жаловаться врачам, что у него портится зрение. Примерно через полгода после первого обращения к ним, ему прописали очки. Особые дымчатые очки, которые кардинально меняют внешность. Причина - уважительная: воспаление слизистой оболочки левого глаза из-за постоянного переутомления. Надо признать, что офицер СД, сопровождавший Штирлица, тоже допустил грубую ошибку. Он счел фигуру опустившего русского эмигранта (а Воля Пимезов был в в стоптанных башмаках и грязной рубашке) недостойной внимания. Когда же в романе становится известно об этом эпизоде - случайном столкновении с прошлым? Это тот самый момент, когда Мюллер оставил Штирлица одного в камере допросов. Тогда у разведчика, по его собственному определению, образовалась внутри пустота. Как раз один из случаев "пустоты" - встреча с Пимезовым. Напрасно Мюллер оставил Штирлица наедине с самим собой: будучи человеком железной воли и потрясающего хладнокровия, он смог взять себя в руки и выстроить стройную версию, полностью его оправдывающую. Кстати, Штирлиц особенно не любил ездить в командировки в Париж и Стамбул, где была высока концентрация русских эмигрантов - а значит, возрастал риск встретить старых знакомых. На фото: кадр из т/ф "Семнадцать мгновений весны". Штирлиц в камере допроса выкладывает спичками льва.