👩🎓На ошибках действительно учатся? ❓Сколько раз за свою жизнь вы слышали фразу: «На ошибках учатся»? ❌А что, если это не совсем правда? Что собственный опыт неудач не обладает должным образовательным потенциалом? Разбираемся в довольно спорном утверждении. ✔Эксперимент в Чикаго ▪ В 2019 году исследователи из Чикагского университета собрали 1600 добровольцев для серии экспериментов, в ходе которых они отвечали на вопросы с двумя вариантами ответов. ▪ Части из них говорили «вы ответили верно» на первых 4 вопроса, а последующие 6 просто засчитывали. Другой группе говорили «ваш ответ неправильный» на первые 4 задания. ▪ Идея ученых была в том, что участники запомнят свои ответы, а затем повторно покажут лучший результат. ▪ Как оказалось, добровольцы, получившие положительную связь («вы ответили верно») улучшили свои показатели в повторном тесте, а вот другая группа после своих неудач еще хуже справилась с заданием. ✔ Получается, что указание на ошибку помешало достижению лучшего результата. ▪ Кроме того, участникам, которым сообщили, что они плохо справились с заданием, хуже вспоминали собственные ответы. ▪ Исследователи считают, что способность к обучению ослабевает, когда человек чувствует себя проигравшим. ☹ Испытывая горечь от личного провала, мы стараемся отвлечься, чтобы сохранить самооценку и в результате плохо воспринимает поступающую в этот момент информацию. 🙋♀️ Другой эксперимент показал, что неудача других не является препятствием для обучения. Участники, наблюдающие за ответами другой группы, смогли сделать правильные выводы и легко справиться с тестом. ✔Что говорят об ошибках психологи? ▪ Верный ответ легко повторить, а вот в случае ошибки приходится мыслить нестандартно, анализируя множество факторов: последствия погрешности, ее предпосылки и варианты решения. ▪ Приходится делать верные выводы из неудач, а это утомительно и эмоционально сложно. ▪ Новички в каком-то деле наиболее подвержены потере мотивации при критике или негативном опыте. Когда человеку недостаточно уверенности в своих действиях, возникают мысли о невозможности достичь цели и приходит желание бросить начатое. ✔Не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки ▪ Данного мнения придерживается другая часть ученых, особенно нейробиологи. Они утверждают, что ошибки – часть прогресса: без неудач нет и обучения. ▪ Профессор психологии Кэрол Двек провела эксперименты среди пятиклассников. Учащиеся выполняли тест, после которого часть ребят похвалили за то, что они умные, а других - за усилия. ▪ На втором этапе ученикам предложили 2 теста разной сложности. Подавляющее число детей (90%), которых похвалили за ум, отдали предпочтение простому тесту, остановившись на достигнутом. Вероятно, они не хотели терять репутацию умных. ▪ А вот пятиклассники, которых похвалили за старания, решились на задания посложнее, чтобы продемонстрировать свое стремление прилагать усилия. ▪ Третьим уровнем исследования стали задания за 8 класс. Ребята, которых продолжали хвалить за старания, настойчиво пытались справиться с непосильной нагрузкой. А вот «умные» после пары ошибок быстро разочаровались в себе и восприняли весь эксперимент как личное поражение. ▪ Кэрол Двек подытожила, что боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на учебный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над упущениями гарантирует успешное обучение. ✔ Вторит ей и психолог Джейсон Мозер, который проанализировал нейронные сигналы в головном мозге, участвующие в обработке ошибок. ▪ Эксперимент на добровольцах показал, что именно в момент неудачи активизируются нейронные связи. Те, кто не боятся допустить неточность, в момент ошибки сосредотачиваются, обрабатывают её, а после демонстрируют лучший результат. ❗ Упуская возможность неудачи, пытаясь все сделать правильно, мы упускаем возможность обучения и развития, - констатирует Мозер. ⁉ А вам легко дается работа над ошибками? 📌Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на канал!
1 год назад