Что бедного в Бедной Лизе? Обсуждаем повесть Николая Карамзина
Уроки от Карамзина
Как писать рассказы. Уроки от Карамзина по "Бедной Лизе" и "Острову Борнгольм"
подборка · 7 материалов
Уроки от Карамзина (6) «Остров Борнгольм»
Новая повесть Карамзина была опубликована в альманахе «Аглая» в 1793 году. Давайте рассмотрим, как она устроена и как проявляются в ней элементы авторской технологии. Название «Остров Борнгольм» – название загадочное, даже экзотическое. Читатель убедится, что таинственности в повествовании предостаточно, причём таинственности, связанной со страхами-ужасами, поскольку к моменту написания произведения в Европе конца XVIII века сложилась традиция готического романа и, скажем, набор стереотипов, которые кочевали из одной истории в другую...
Уроки от Карамзина (5) Найди новых героев, о которых никто не писал
С главной героиней, Лизой, вроде бы, всё понятно. Это образец нравственной чистоты, к тому же ещё и красавица – девушка, «прекрасная душой и телом». И мы, читатели, прощаем ей тяжкий грех самоубийства и вместе с автором оплакиваем её бедную судьбу. Однако остаётся непонятным, почему рассказчик так рьяно защищает мерзавца Эраста, погубившего невинную душу, словно оправдывает его: вот так случилось, что промотал деньги, поэтому пришлось идти на тяжёлый компромисс, выхода другого не было, иначе смерть,...
Уроки от Карамзина (4) Структурирование произведения
Если в книге есть герой, то он обязан действовать. * * * Структурирование – важная часть писательской работы, поскольку оно представляет собой план будущего произведения. Индивидуальные писательские технологии предполагают как подробное, детальное планирование произведения, так и отсутствие всяких письменных планов, когда весь сюжет держится в голове автора. Каждый поступает так, как ему удобно. Но рабочее структурирование повествования, тем не менее, – процесс неизбежный и необходимый. Поэтому...
Уроки от Карамзина (3) Если уж взялся рассказывать историю...
Сотвори легенду – и получишь шанс надолго обрести благодарного читателя. *** Локально-временные координаты Карамзин уловил важный момент, который иногда упускается из виду начинающими литераторами: сюжет произведения должен быть привязан к месту и времени. Для чего это нужно? Читатель художественного произведения, как ребёнок, требует конкретики, он хочет яснее представлять, где и когда происходит действие. В «Бедной Лизе» такая информация выдаётся с исчерпывающей полнотой. Действие происходит в...
Уроки от Карамзина (2) - "Бедная Лиза". Предыстория
Как писать рассказы. Уроки от Карамзина (Продолжение) С 1787 года Карамзин участвует в подготовке номеров журнала «Детское чтение для сердца и разума», переводит 15 повестей французской писательницы Жанлис под общим названием «Деревенские вечера». Ему 21 год, он энергичен и смел, хорошее образование и опыт работы позволяют ему видеть перспективы новой литературы, которая уже давно стремительно развивается в Европе. В поле его внимания, прежде всего, творчество французских, английских и немецких литераторов...