Найти в Дзене
Святые места

Святые места

За свою жизнь я посетил не мало святых мест и очень люблю это делать.
подборка · 39 материалов
1 месяц назад
Великий Новгород 2025 часть 14 Ю́рьев монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России, в Средние века духовный центр Новгородской республики и богатейший духовный феодал. Находится на южной окраине Великого Новгорода на берегу реки Волхов. До 1918 года имел статус первоклассной обители. Монашеская община восстановлена в 1995 году. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи. В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-х годах была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Юрьева монастыря Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо». В XII — начале XIII века в монастыре были похоронены представители новгородской знати. Шесть принадлежащих им каменных саркофагов были обнаружены экспедицией Института археологии РАН в 2019 году. Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года. В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов. После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х годах монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение. В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему благоволила также графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. В 1932 году в монастырь прибывает отряд красноармейцев для разбора на стройматериалы угловых башен и храмов. Были разобраны угловые башни южной стены и барабаны Спасского собора, частично снята обшивка куполов Крестовоздвиженского собора, на чём работы были остановлены. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х годов какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом имени Свердлова. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части и части прибалтийских коллаборационистов, в частности, батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон. Современная жизнь обители началась 25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.
1 месяц назад
Великий Новгород 2025 часть 13 Русская икона XI – XIX веков Экспозиция размещается в четырнадцати залах второго этажа здания бывших Присутственных мест в Новгородском Кремле. В ее состав входит более 260 памятников, большинство из которых выполнено в главных иконописных мастерских Новгорода – одного из древнейших и значительных центров древнерусской культуры. Положенный в основу экспонирования хронологический принцип позволяет проследить основные этапы развития ведущих направлений новгородской иконописи. В экспозиции представлены такие уникальные и хрестоматийно известные иконы как «Апостолы Петр и Павел» середины XI в. из Софийского собора, «Св. Николай Мирликийский» 1294 г. мастера Алексы Петрова, праздничный чин около 1341 г. из Софийского собора, «Свв. Борис и Глеб» второй половины XIV в. из церкви Свв. Бориса и Глеба в Плотниках, «Битва новгородцев с суздальцами» середины XV в., «Деисусный чин и молящиеся новгородцы» 1467 г.(?), комплекс Софийских иконок-святцев («таблеток») конца XV в. и др. В двух залах экспонируются выдающиеся по своим художественным достоинствам и почти полной сохранности ансамбли новгородских иконостасов середины XVI в. – церкви Апостолов Петра и Павла в Кожевниках и собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Кроме новгородских памятников в состав экспозиции включены иконы, созданные в Москве, Пскове, Ярославле, Тихвине и Вологде, что помогает ярче выявить не только стилистическое своеобразие живописи Новгорода, но и раскрыть сложные взаимовлияния искусства различных художественных центров Древней Руси. Среди московских произведений выделяется икона «Богоматерь Тихвинская, с житием Богородицы» конца XV в., являющаяся одним из ранних списков чудотворного образа и древнейшей русской иконой, иллюстрирующей житийный Богородичный цикл. Целый зал экспозиции отведен псковским иконам, оказавшимся в собрании Новгородского музея в 1948 г. после возвращения из Германии: «Деисус, с предстоящими свв. Варварой и Параскевой Пятницей» конца XIV - начала XV в. и «Свв. Варвара, Параскева Пятница и Ульяна, с житием Варвары и Ульяны» последней трети XV в. из церкви Св. Варвары в Пскове, «Св. Варлаам Хутынский, с житием» второй половины XVI в. из церкви Св.Варлаама Хутынского на Званице в Пскове и др. Экспозиция «Русская икона XI – XIX веков» была открыта 18 мая 2004 г.; ее авторами являются Е.В. Игнашина и Ю.Б. Комарова; проект художественного решения разработан С.М. Иевлевым. К открытию был издан путеводитель, подготовленный авторами экспозиции.
1 месяц назад
Великий Новгород 2025 часть 12 Софи́йский собо́р или Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на современной территории России. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим деревянного храма «из дуба о 13 верхах» (13-купольного) 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был, по данным разных летописей, в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой. Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле середины XII века с большим количеством горельефов и скульптур. Во время штурма Новгорода войсками Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович погиб в сражении со шведскими солдатами. Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов. После революционных событий в 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 заново освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
1 месяц назад
Великий Новгород 2025 часть 5 Ярославово дворище — исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода, расположенный на правом берегу Волхова, напротив Кремля. Это объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Название происходит от имени князя Ярослава Мудрого, который, по преданиям, основал здесь свой двор. Однако остатки княжеского дворца не найдены. С XI века княжеский двор служил одновременно резиденцией князя и центром управления Новгородом. Рядом располагался Торг — рынок, который стал важнейшим местом экономической жизни города. В XVII–XVIII веках на месте Торга был выстроен Гостиный двор. В годы Великой Отечественной войны многие здания комплекса были разрушены, но часть построек сохранилась. Достопримечательности На Ярославовом дворище находятся, например: Николо-Дворищенский собор — самое старое сооружение в комплексе, построено в начале XII века. В нём сохранились некоторые древние фрески, но большинство утрачено при перестройках. Воротная башня — единственное сохранившееся здание Гостиного двора (Надвратный корпус или Гридница). В ней размещались княжеские дружинники, а через арки проезжали купцы. Сейчас здесь располагается музей с экспонатами XI–XV веков. Церкви: Параскевы Пятницы, Успения на Торгу, Иоанна Предтечи на Опоках и другие. Памятники: Героям Советского Союза, Владимиру Ильичу Ленину, Девушке-туристке. Смотровая площадка — с неё открываются виды на Новгородский Кремль.
2 месяца назад
Тверь 2025 часть 13 Художественное собрание галереи насчитывает около 32 000 экспонатов: коллекции культового («древнерусского») искусства XIV—XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII—XX вв., западноевропейского искусства XV—XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. В разделе древнерусского искусства — иконы Тверской школы XIV—XVI вв., уникальные тверские фрески XV—XVI вв., Царские врата и деревянная скульптура, медная пластика, работы С. Ушакова и других известных иконописцев. В собрании русского искусства XVIII—XX вв. — одна из лучших в России коллекций портрета, аллегорическая и религиозная живопись XVIII в., работы А. Венецианова и художников его школы (Г. Сорока, Н. Крылов, А. Тыранов и др.), пейзажная живопись рубежа XIX—XX вв. (К. Коровин, А. Рылов, А. Степанов, А. Пластов, в частности в собрании музея находится его известная картина «Первый снег»), произведения В. А. Серова и художников из его окружения по имению Домотканово (М. А. Врубель, Н. Симонович-Ефимова, И. Ефимов, В. Дервиз, В. Фаворский, А. Врубель ), станковая и монументальная скульптура XX в. (Н. Андреев, В. Мухина, С. Конёнков, Б. Королёв, И. Шадр, И. Фрих-Хар, А. Зеленский, Э. Неизвестный, О. Комов и др.). В коллекции западноевропейского искусства — произведения живописи, скульптуры, графики и гравюры итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и др. школ XVI—XX вв., в том числе, Л. Короны, А. Маньяско, С. де Брая, Н. Муйарта, А. Куапеля, Ф. Баттальоли, Ф. де Труа, К.-Ж. Верне, А. Говартса. Разнообразен раздел декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс Европы, Востока, России, в том числе наиболее полная в стране (около 7000 ед. хр.) коллекция изделий завода Ауэрбаха-Кузнецова (ныне Конаковский фаянсовый завод); русская и европейская художественная мебель; художественное стекло, изделия из металла, ткани и т. д.