Найти в Дзене
В эфире Лилия Кудряшова

В эфире Лилия Кудряшова

Репортажи Лилии Кудряшовой
подборка · 209 материалов
В день поминовения русской православной церковью великомученика Прокопия Кесарийского открыл свои двери после 100-летней паузы храм Святого Прокопия на Ярославовом дворище. Напомним, благодаря национальному проекту «Культура» здесь в 2023-24-ом годах прошла масштабная реставрация. Музейный объект вновь становится местом для посещения. И первый проект, который здесь реализует Новгородский музей-заповедник, посвящен современному христианскому искусству: это выставка «Дева, дерево и смерть и снова жизнь» Сергея Антонова, известного российского скульптора, работы которого хранятся в Третьяковской галерее, в музее «Новый Иерусалим», а также в музеях Европы. Репортаж Лилии Кудряшовой. Совершив молебен (а последний раз служба в этом храме прошла 100 лет назад), митрополит Новгородский и Старорусский Лев обратился ко всем, кто разделил с ним молитву в день, когда вновь появилась возможность войти в храм святого Прокопия. Открытый для посещения памятник архитектуры 1529-го года постройки, по замыслу генерального директора Новгородского музея-заповедника, Сергея Брюна, должен стать своего рода ставротекой. И первый же выставочный проект здесь – «Дева, древо и смерь, и снова жизнь» - это евангельские образы известного российского скульптора Сергея Антонова. Современное христианское искусство гармонично вписалось в обрамление древних стен храма. В составе выставки – работы исключительно на библейскую, евангельскую тематику: каменные и деревянные кресты, распятия, «Деисус», сцены Рождества и Входа Господня в Иерусалим, снятие с Креста. Работы Сергея Антонова напрочь лишены простого копирования старых образцов, что подчас, как считает сам автор, парализует литургическое искусство Церкви сегодня. Выставка работ Сергея Антонова стала гармоничным продолжением уже существующего на Ярославовом дворище комплекса экспозиций. Напомним: одна из них, расположенная в церкви Успения на Торгу, показывает образцы работы с камнем, из которого древние новгородцы создавали распятия и обетные кресты. Новая экспозиция позволяет увидеть современное прочтение средневекового искусства.
В прошлом году Новгородский музей-заповедник впервые открыл для экскурсионного посещения церковь 15-го века, посвященную преподобному Сергию Радонежскому. Напомним, располагается этот надвратный храм в Новгородском кремле рядом с часозвоней. Попасть на экскурсию в этот маленький, но очень значимый для истории средневекового Новгорода памятник можно лишь по предварительной записи. В день памяти преподобного Сергия Радонежского авторскую экскурсию здесь провел генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. Лилия Кудряшова продолжит. Рассказать удивительную историю, полную разноплановых смыслов, про первый на Руси храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому, для Сергея Брюна – та редкая возможность покинуть свой кабинет генерального директора Новгородского музея-заповедника, чтобы, как говорит он сам, заняться, наконец-то, нормальной музейной работой. А для экскурсантов – вытянуть счастливый билет: во-первых, вообще оказаться здесь (памятник открыт для посещения редко и лишь по предварительной записи); во-вторых, услышать его историю от медиевиста – специалиста, изучающего историю Средневековья. И с первых же слов понятно: это история, полная парадоксов и политических нюансов. «Вообще мало кто знает, на самом деле, новгородцы-то знают хорошо, а так мало, кто знает, что древнейший храм, посвященный этому святому, он не под Москвой, он не в Москве, а он посреди Новгородского детинца», - говорит Сергей Брюн. Рассказывая о храме, Сергей Брюн погружает посетителей в контекст истории: тревожная для средневекового Новгорода пора, архиепископ Иона едет в Москву, он – ярый противник присоединения новгородцев к москвичам. В эту поездку владыка совершенно не случайно посещает Троице-Сергиеву лавру, молится у мощей святого. А вернувшись, возводит храм, посвящая его Сергию Радонежскому. В летописях сохранились две даты о его строительстве – 1459-й и 1463-ий годы. «Этот храм, он, конечно, занимает исключительное место, уникальное место в русском искусстве 15 века, и вообще в истории русского благочестия. Да и в политической жизни тоже. Потому что это был обмен святыми. Этот удивительный храм, который на самом деле выступает таким предтечей объединения Новгородских и Московских земель. Храм, воздвигнутый архиепископом Ионой Новгородским», - говорит Сергей Брюн. Так в Новгородском детинце появляется символ грядущего объединения Руси: обмен святыми стал предтечей общности чуждых еще на тот момент частей земли Русской. Впрочем, уверяет Сергей Брюн, уникален храм, конечно же, не только как знак изменений в политической жизни. К сожалению, монументальная живопись 15-го века сохранилась лишь частично. И то по счастливому стечению обстоятельств. «Фрески, когда они скалывались и выбрасывались, были обнаружены Василием Степановичем Передольским, светлой памяти. И это вообще один из первых опытов в Новгороде, когда вот сколотые фрески спасаются и обретают новую жизнь», - говорит Сергей Брюн. И это далеко не все тайны, которые таит в себе первый на Руси храм, посвященный игумену земли русской. Вот, к примеру, ещё малоизвестный факт о нём: историки полагают, что это единственная сохранившаяся на данный момент надвратная церковь. Если хотите узнать больше, обязательно ищите на сайте Новгородского музея-заповедника запись на экскурсию в этот древнейших храм.
Джазовый фестиваль в стенах древнего новгородского детинца собирает зрителей 2-ой год подряд. На самом деле история Новгородского джазового фестиваля началась лет 20 назад: он менял свое местоположение, брал паузу на многие годы. А в 2024-ом году сменил формат и стал известен далеко за пределами Новгорода под народным названием «Джаз в кремле». Репортаж Лилии Кудряшовой. Чтобы занять местечко у сцены, да еще и с комфортом (спасибо организаторам – в этом году в зрительской зоне в достатке оказалось и скамеек, и стульев, были даже мягкие диванчики), стоило побеспокоиться заранее. Верная примета того, что "Джаз в кремле" – тема раскрученная, программа – на все сто, да и само место, где прописался новгородский джазовый фестиваль, для зрителей не последнее дело. За что отдельное спасибо генеральному директору новгородского музея-заповедника. В программе фестиваля – что не имя, то своя джазовая история: авторская или классическая. Собирала ее для зрителей команда людей, увлеченных идеей привезти в Великий Новгород музыкантов высокого класса. Кстати, среди организаторов события не только Новгородское областное театрально-концертное агентство, администрация города, музей-заповедник, но и частная инициатива «Квартирники в Юрьево». А пока солировал контрабас, мы смогли поговорить с другими музыкантами. Квартет Константина Плеханова, можно сказать, привез свою премьеру: программа, которую услышали зрители, звучит со сцены всего лишь 5-ый раз. Возможно, кто-то из зрителей узнал автора блестящих импровизаций на контрабасе: у Сергея Хутаса – множество проектов, один из которых «Песни нашего века». В нем он собрал лучших бардов России. А спустя 2 месяца – музыкант уже под стенами древнего Новгородского кремля играет авторский джаз, причем выступает он в нашем городе далеко не в первый раз. Хедлайнеров фестиваля, как и в прошлом году, посодействовал собрать Клуб Алексея Козлова, которому по-прежнему нет равных в России.
1 неделю назад
Новгородский фестиваль старообрядческой культуры «Лякова» знают и на русском Севере, и в средней полосе, и даже за Уралом. Он давно перерос из сельского праздника, впервые прошедшего в деревне Лякова Крестецкого округа несколько лет назад, в межрегиональный форум. Обо всем, что происходило на фестивале в этом году, расскажет наш корреспондент Лилия Кудряшова. Середина лета – самое время оказаться на деревенском гулянье: послушать песни, затеять с детворой потешные игры на свежем воздухе, встретить гостей, заглянувших на праздник из далеких краев, угостить всех ароматным взваром и наваристой гущей. Тех, кто приехал в деревню Лякова на фестиваль старообрядческой культуры, одолевало вполне понятное любопытство: как сегодня живут староверы, чем отличаются от православных христиан?! Отличий, говорит Алексей Деликатный, он – духовный наставник Крестецкой старообрядческой общины, — много. Перечислять их можно долго. Но фестиваль – совсем не о том. «История одна, корень один. Поэтому людям интересны свои корни, интересна своя культура. Потому что многое мы знаем зачастую о культуре других народов и религий, но мало знаем о своей. Поэтому в последнее время молодежь, да и все стали интересоваться и своей культурой. А староверы – это носители живые, носители культуры, искусства, пения, книжной традиции», — говорит Алексей Деликатный. На фестивале можно было не только послушать духовные стихи и обрядовые песни староверов, почувствовать региональный мотив в их фольклоре, а еще набраться знаний от людей науки: на лекционных площадках шел рассказ о выдающихся певчих и знаменном пении. Кому-то из нынешних староверов знания – книжные и житейские – перешли от дедов. Других, да вот Вячеслава Диденко, в староверы обратила судьба: женился на Ксении из старообрядческой семьи, теперь супруги вместе передают давние традиции — их семейных ансамбль «Лодочка» часто приглашают на праздники. Случилась с нами на фестивале и еще одна удивительная встреча, когда заглянули в ремесленную избу. Матрона Матвеева – член одной из питерских старообрядческих общин. Мастер-класс по лестовкам, это старообрядческие четки для молитвы, она вела по-русски практически без акцента. А ведь еще 7 лет назад Матрону звали Матильдой, и жила она во Франции. Впервые приехав в Россию, познакомилась со старообрядцами, да так с ними и осталась – и в миру, и в вере.
1 неделю назад
После реставрации храма Рождества Богородицы Антониева монастыря в него вернулся любимый многими новгородцами проект «Музыка в музее», который начался более трёх лет назад. С тех пор интересные выступления прошли и в залах Дворянского собрания, и в Знаменском соборе, и вот теперь – с новыми возможностями – и в храме Рождества Богородицы. В этот раз концерт здесь дала Мария Ляшенко и ее вокально-инструментальный ансамбль. Рассказывает Лилия Кудряшова. Тот редкий случай, когда все сошлось в едином пространстве и времени: храм, возвышенная музыка и божественные по силе, чистоте и красоте голоса (храм Рождества Богородицы, «Стабат Матер» Перголезе, сопрано Марии Ляшенко и меццо-сопрано Натальи Литвак). Мария Ляшенко и Наталья Литвак исполнили «Стабат Матер» Джованни Перголезе в сопровождении фортепьяно и домры. Как говорит Мария, произведение, возможно, впервые за все время его существования, а написано оно в 1735-ом году, исполняется в сопровождении домры. Кстати, аранжировку девушки создали сами. Мария, в недавнем прошлом москвичка, четыре года назад переехала в Валдай. Именно здесь выпускница Академии хорового искусства имени Попова полностью утвердилась в понимании смыла своей жизни. Стоит рассказать вкратце и о самой кантате «Стабет Матер». Написал ее композитор по весьма трагическому поводу, посвятив памяти своей возлюбленной, которая скончалась в монастыре, так как ее родители противились их браку — девушка не смогла пережить разлуку с Джованни. Сам Перголези пережил ее ровно на год, и все это время он посвятил созданию самого вдохновенного своего произведения.
1 неделю назад
84 года назад, 13 июля 1941-го года, на 226-ом километре Октябрьской железной дороги, между станциями Вялка и Боровенка, эшелон с ленинградскими детьми, возвращавшимися из летних лагерей домой, попал под бомбежку фашистских самолетов. Точное число жертв этой трагедии не удалось установить по сей день. Но теперь, благодаря усилиям Новгородского совета ветеранов, об этой трагедии знают не только местные жители. С 2015-го года в дату трагедии в поселке Боровенка проводится памятный митинг. А вскоре рядом с воинским захоронением появится мемориальный знак об этой военной трагедии. Лилия Кудряшова побывала на месте. «Малые Пискаревки Новгородской области». С этого года мемориальный проект Новгородского совета ветеранов подкреплен Президентским грантом. Но для того, чтобы его получить, актив ветеранов несколько лет стучался во все двери, писал письма, проводил конференции. И все для того, чтобы мы знали: первые ленинградские дети погибли уже в июле 41-го. Еще не бомбили Ленинград, еще не была установлена блокада города. Еще не случились трагедии в Лычково и Тихвине, но страшный хронометр войны уже начал отсчет детских жертв. Местные жители память о той страшной трагедии передают из поколения в поколение. За могилами, в которых покоятся погибшие при бомбежке железной дороги недалеко от Боровенки дети, присматривали всегда. С недавних пор на захоронении возведен обелиск. На его плитах надпись — «Детям Ленинграда. Во имя жизни и против войны». Сколько погибло детей в то июльское воскресенье 41-го года, никто не знает. И они – лишь малая часть страшной статистики, которую принято называть «Малые Пискаревки». Уже в этом году на Аллее Славы в память о местных жителях, погибших на полях Великой Отечественной войны, появится знак с информацией и о погибших при бомбежке ленинградских детях. Это тоже часть работы Совета ветеранов по Президентскому гранту. А в день начала блокады Ленинграда ветераны проведут краеведческие чтения, тема которых – новгородские «Малые Пискаревки».