Найти в Дзене
Жемчужины осознанности

Жемчужины осознанности

Разбираем цитаты и высказывания пробуждённых.
подборка · 8 материалов
О природе ума
Гораздо важнее стараться в любое время сохранять присутствие и осознанность, чем каждый день посвящать ограниченный отрезок времени каким-то конкретным практикам. Доскональное знание методов медитации, визуализации и т. д. — дело второстепенное. В Дзогчене есть такое высказывание: «Главное — не медитация, а знание», и действительно, если не иметь такого знания, медитация становится умственным построением, ненужной конструкцией. Откуда же приходит истинное знание? Оно возникает из осознанности на относительном уровне, которая служит конкретной основой для понимания медитации и природы ума...
«Падмасамбхава сказал, что истинная природа обнажённой дхармакайи не имеет ничего общего с медитацией. Она вне медитации. Сохраняйте состояние осознанности вне умопостроений. Если вы это можете, что бы ни возникло — освободится само собой. В таком случае ум, подобно летящей в небе птице, не оставляет следов». ~ Палден Шераб Ринпоче В любой медитации можно выделить две главные фазы. Предварительная — концентрация ума на объекте медитации, чем бы он ни был, и непосредственно медитация — расслабление ума в самом себе. И там и там всё это ум в разных состояниях. Дхармакайя подразумевает «выход» за пределы ума, а вне ума нет ни напряжения ни расслабления, поэтому она вне медитации. Каков ум, когда нет ни напряжения, ни расслабления? — это ум прямо сейчас ... Каков твой ум прямо сейчас?
Свобода – это пустотность. "Если мы исследуем высказывания Будды, мы обнаружим, что много раз Будда учил нас уметь рассматривать мир как нечто пустотное, например, в изречении: «Sunnato lokam avekkhassu mogharaja sada sato», что означает «Вы должны видеть мир пустотным. Если вы можете осознавать пустотность мира постоянно, смерть не разыщет вас». Эти слова Будды, предписывающие нам видеть мир пустотным, показывают, что это наивысшая ценность. Если мы не видим пустотность всех явлений, мы будем любить одно и ненавидеть другое. Покуда любовь и ненависть сохраняются, ум будет порабощен привязанностью к вещам, которые мы любим и ненавидим. С полным постижением пустотности ум освобождается и более не является рабом тех вещей. Истинная свобода – пустотность." ~ Аджан Буддадаса. Хотел бы сделать небольшое пояснение к высказыванию выше. Когда мы говорим о пустотности, очень важно не создавать из этого ещё одну концептуальную привязку! На самом деле истинная суть понятия «пустотность» означает лишь одно: некому и не за что зацепиться, и в этом смысле можно ввести ещё одно выражение — «пустотность пустотности»... В противном случае вы получите ум, привязанный к пустоте, что есть ни что иное, как один из его тупиков. Пустотность мира не означает его отсутствие. Пустотность — это изначальное качество ума, не привязанного к своим проявлениям, его истинная природа. Мир также существует в уме и строится умом, однако ум, осознающий свою изначальную пустотную природу Будды, никак не связан Миром. Такой ум не утверждает и не отрицает Мир, который вследствие этого всегда является тем, что он есть прямо сейчас... Часто это обозначают определением «пустота и ясность»... Утверждение или отрицание Мира есть связанность Сансарой. Свобода быть означает, что прямо сейчас ум не выносит оценочных суждений и через вышеназванное видение человек остаётся в таковости всего, что есть... Оdu Van
«Ходишь или сидишь, ешь или спишь, всегда наблюдай за умом, неустанно и беспрерывно. Вот чему стоит научиться». ~ Миларепа Что значит «наблюдать за умом»? Это значит повернуть внимание вовнутрь. Изначально, обычно, внимание человека обращено вовне, выхватывая фрагментарные куски окружающего пространства, которые воспринимаются им через призму НЕОСОЗНАВАЕМЫХ образов ума — мыслей. Так живут почти все люди... Можно сказать, что такое восприятие реальности является плоским и одномерным. Это бытие человечка, нарисованного на листе бумаги. Поворачивая внимание вовнутрь, мы открываем для своего восприятия ещё одно измерение. Реальность приобретает дополнительный объём. Наработав и закрепив навык направленного внимания вовнутрь, мы начинаем жить как бы в двух мирах одновременно — во «внешнем» и во «внутреннем». Мы начинаем учиться активно наблюдать за умом, это как раз то, что советует прославленный йогин Миларепа. Практикуя подобным образом, рано или поздно мы приходим к видению и пониманию, что «внешнее» и «внутреннее» есть суть одно пространство ума. К этому моменту наблюдение за этим пространством уже становится автоматической функцией. Наша практика становится стабильной, постоянной и практически безусильной...
Письмена истинного сознания
Прямо сейчас Сансара равна Нирване, однако десять тысяч существ страдают, будучи захваченными её образами, находясь в неведении... Чтобы освободиться от наваждения, должно обрести Путь, которого нет, — Путь без пути. Истинное видение не опирается на представления или какие-либо застывшие ментальные знания о «себе» и о реальности! Оно разворачивается и происходит непосредственно в моменте. Оно вне памяти и понимания, однако включает в себя и то, и другое... Оно вне самоидентификации и любого самоопределения и случается как игра сознания...
Практика это работа с вниманием.
В восточной духовной традиции есть много наставлений в виде каких-либо коанов или притч с помощью которых Мастер заставлял Ученика обратить своё внимание внутрь, дабы он прорвался на более высокий уровень осознанности. Рассмотрим одну из них: " — Что нужно сделать, чтобы стать просветлённым? — спросили ученики у Мастера.  — Скажите, что падает в воду и не оставляет на ней ряби; проносится между деревьями и не производит ни звука; гуляет в поле и не всколыхнёт ни травинки?  После нескольких недель бесплодных раздумий ученики не выдержали:  — Что же это за вещь?  — Вещь? — переспросил Мастер...