Найти в Дзене
Кирпичное узорочье

Кирпичное узорочье

Кирпич в зодчестве
подборка · 10 материалов
11 месяцев назад
Узорочье: Приемы и Элементы Недавно мы получили вопрос от наших подписчиков о том, чем отличие узорочья от других стилей в архитектуре. Отвечаем на него. Напомним, что в XVII веке русские зодчие создали уникальные шатровые храмы и стиль узорочье, которых нет в архитектуре других стран. Эстетика этого стиля заметно отличается от всего, что было раньше. Давайте рассмотрим основные приемы и элементы, которые составляют арсенал архитекторов этого периода. ⛪️ Общий облик 🔹 Многообъемная композиция: Объемы обычно расположены немного или заметно асимметрично. Стыки часто кажутся случайными: объемы будто наползают друг на друга. Но это не результат ошибки, а изначальный расчет. 🔹 На фасаде объема ритмы сбиты: «Неправильность» может быть реализована по-разному: от окон немного не на одной оси до полного отсутствия ярусов и хаоса на фасадах. Это добавляет иррациональности всему образу. 🔹 Разнообразные наличники: За основу берется московская килевидная форма, но развивается десятком способов: наличники могут быть более плоские, пышные, трезубые, с множеством архивольтов — перспективных арочек, идущих друг за другом. Часто встречаются треугольные наличники, особенно на нижних ярусах палат. Наличники прорывают антаблемент, заползают куда не надо — это тоже изначальная задумка. 🔹 Шатровое крыльцо как отдельный объем: Шатры, увенчивающие крыльца, часто с двойной арочкой и висящей гирькой. Иногда такие конструкции встречаются не только в церквях, но и в палатах. 🔹 Шатровая колокольня: Частый тип в XVII веке. Обычно у колоколен стройный силуэт, и шатры тоже тонкие на вид, с прорезанными окошками — слухами для лучшей акустики. ➿ Многосоставный декор 🔹 Многоцветные керамические изразцы: И на барабанах, и на крыльце, и на основных стенах. 🔹 Филенки: Перспективные квадратные выемки. С их помощью можно усложнить облик любого объекта — стены, галереи, барабана. 🔹 Вместо колонн и полуколонн — дробные структуры: Из балясинок, маленьких колонночек, бусин и дынек. Дверные порталы формируются по этому же принципу. 🔝 Завершения 🔹 Типичная конфигурация — одна или пять глав: Часто облик усложняется главами на приделах — вплоть до 15-главия в Ярославле. 🔹 Горы кокошников: Следы московской архитектуры XVI века. 🔹 Декоративные барабаны и шатры: Они не раскрыты в интерьер и не дают света. Чаще всего это тонкие барабаны вокруг конструктивного центрального. Узорочье — это уникальный стиль, который сочетает в себе сложность и иррациональность, создавая неповторимые архитектурные шедевры. #узорочье @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
1 год назад
🏰 Храм Василия Блаженного: Шедевр кирпичной кладки 🏰 Продолжаем разбирать элементы культурного кода на наиболее известных объектах культурного наследия. Храм Василия Блаженного - это уникальный храм-терем, который по праву считается одним из символов России. Менее известно, что при его строительстве были использованы практически все возможности кирпича и способы кладки, то есть собор является не только архитектурным шедевром, но и памятником строительного мастерства. 🌟 🌳 Изначально на месте храма Василия Блаженного была деревянная Троицкая церковь. Во время Казанского похода Ивана Грозного к ней пристраивались отдельные приделы, называемые в честь святых, на дни памяти которых приходились крупные победы русских войск. Идея увековечить победу монументальным храмом-памятником, вероятно, принадлежала митрополиту Макарию. ⚒️ 🏛 Покровский собор стоит у южной оконечности Красной площади без подвала. Первый ярус составляют массивные подклеты. Толщина кладки у основания достигает трёх метров. Система продухов в толще кирпичной кладки не позволяет влаге скапливаться в помещениях и создаёт прекрасный микроклимат, благодаря чему подклеты эффективно использовались для хранения ценностей. Конструкция северного подклета и вовсе уникальна для своего времени: здесь коробовый свод держится на стенах без поддерживающих столбов. В 1588 году на первом ярусе была оборудована церковь канонизированного Василия Блаженного над могилой юродивого. 🌬 🏢 Второй этаж собора объединяет в себе девять церквей. Центральная Покровская церковь увенчана каменным шатром, вокруг неё располагается обходная галерея и восемь храмов с собственными главами, создающие из кирпича замысловатый силуэт собора. Доминирующим мотивом является чередование восьмериков и полукружий, которое усиливает динамику конструкции. Сегодня трудно представить, что галереи изначально были открытыми, наружные стены белёными, а купола золотыми... 🌟 🏠 В убранстве Покровского собора сохранилось достаточно много кирпича времён Бармы и Постника. Резные порталы-входы сложены из лекальных кирпичей в процессе стройки, причём объёмный декор выполнялся на месте. Пол галереи кирпичный «в ёлку» выстлан более тёмными и устойчивыми к истиранию кирпичами, которые чем-то сродни современному клинкеру. Свод перекрыт плоским кирпичным потолком, который был крайне сложным в воплощении. Для его устройства множество мелких кирпичиков укладывали в форме кессонов, рёбра которых выводили фигурным кирпичом. 🌸 🏯 Напольная кладка из кирпича преимущественно напоминает современный паркет, хотя есть залы, выложенные «в розетку». Стены где-то были расписаны, где-то не облицованы, а местами оштукатурены и покрыты росписью, имитирующей кирпичную кладку в натуральную величину. В Троицкой церкви, находящейся с восточной стороны Покровского собора, сохранилась в своде купола выложенная маломерным кирпичом спираль – символ вечности. А ниже в стены вмонтированы голосники – глиняные сосуды, выполняющие роль резонаторов. 🎶 Сегодня храм Василия Блаженного не кажется огромным. Однако вплоть до возведения в Кремле колокольни Ивана Великого, именно он был самым высоким зданием Москвы. 65 метров – это примерный размер современной 20-этажки. Вспомним, что эта «20-ти этажка» строилось из кирпича в 16 веке... Впрочем, из-за обилия кирпичных кружев на фасаде, чёткой пропорциональности и удачному расположению, Собор является именно украшением места, не конфликтуя с кремлёвским ансамблем. 🌆 #храмы @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
1 год назад
🌟 Кирпичное Узорочье: Жизнерадостный и Декоративный Стиль Русской Архитектуры 🌟 Узорочье – наиболее жизнерадостный и декоративный стиль в истории русской архитектуры, который стал ее визитной карточкой. Повсеместное увлечение приемами узорочья и его невероятное долголетие дает основание присмотреться к нему повнимательнее и, возможно, подчерпнуть что-то интересное для современной строительной практики. 🏰 Наверное, никогда ни до, ни после расцвета русского узорочья в XVII веке национальная архитектура не достигала такого разнообразия и качества декоративного убранства. Узорочье зародилось в первой половине XVII столетия, когда русское государство оправлялось от Смуты. По сути, оно было отзвуком общеевропейского направления маньеризма, которое с некоторым запозданием и в очень своеобразном виде пришло на русскую почву. 🏛 Только в 1620-е годы началось массовое каменное строительство, и первые проявления нового стиля можно наблюдать на постройках царской резиденции. Сложности и масштабы задач по восстановлению потребовали привлечения иностранных мастеров, которые привнесли с собой многие приемы западноевропейской архитектуры. Именно из них во многом и родился самый узнаваемый русский стиль. 🏠 Довольно быстро праздничные, богатые декором формы перешли в строительство за кремлевскими стенами. И здесь программным произведением, высококлассным образцом для многочисленных реплик стала церковь Троицы в Никитниках, основной период строительства которой пришелся на 1630-е гг. Увенчанная пятиглавием в подражание кремлевским соборам, церковь на самом деле имеет лишь один световой барабан. 🌟 С 1640-х годов стали появляться узнаваемые реплики церкви Троицы в Никитниках, такие как Троицкий собор в Муроме или Вознесенская церковь в Великом Устюге. Причем все чаще четверик основания растягивался в поперечном направлении, а декоративное убранство усложнялось. Не избежала влияния узорочья и шатровая архитектура, которая активно развивалась вплоть до ее запрещения патриархом Никоном в середине XVII века. 🏙 Помимо Москвы, другим крупным центром развития узорочья в это время становится Ярославль – именно здесь оно достигает такого масштаба и сложности, что превращает стены в сплошной ковровый орнамент. И хотя сегодня прямое цитирование русского узорочья встречается разве что в культовом строительстве, богатая палитра виртуозных приемов обращения с кирпичом, возможно, еще не исчерпана и может быть полезна современным архитекторам, обращающимся к работе с этим материалом. Фото заимстованы с сайта Archi.ru #узорочье
1 год назад
🏛✨ Кирпич в храмовом зодчестве: примеры ✨🏛 По мотивам темы о декоративной кладке кирпича в храмовом зодчестве сегодня продемонстрируем вторую часть примеров, а именно: 🏰 Городки: чередование ступенчатых, выложенных пирамидками, прямоугольных выступов и выемок, напоминающее зубцы крепостных стен и башен. 🐺 Волчий зуб: выполнялся укладкой кирпичей наклонно, образуя треугольные пустоты. 👅 Язычки: поддерживающие карниз кронштейны из ступенчатых пирамидок, направленных вершинами вниз. 🐞 Жучки: перемычки в орнаменте из треугольных впадин, образующие букву «Ж». 🐚 Раковины: привнесенные итальянцами. Интересные и не банальные решения для зодчества того времени. Если знаете еще распространенные элементы, то присылайте в комментариях. #узорочье
1 год назад
🏛✨ Кирпич в храмовом зодчестве: примеры ✨🏛 После нашего первого поста о декоративной кладке кирпича в храмовом зодчестве получили запросы на практические примеры. Сегодня приведем некоторые из них: 🔺 Бегунец: орнамент в виде рядов треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. 🔹 Поребрик: выложенный углами ряд кирпичей, выступающих ребрами из плоскости стены или поверхности барабана. 🍪 Сухарики: ряд прямоугольных выступов, украшающих нижние поверхности карнизов, пришедшие из античности, где именовались дентикулами. 🔲 Ширинки: квадратные углубления, внутрь которых иногда помещали изразцы и др. Прочие элементы покажем в одном из следующих постов. Фото из паблика в VK
1 год назад
🏛️✨ Кирпич в храмовом зодчестве: традиции и мастерство ✨🏛️ Продолжаем тему кирпича в русском зодчестве. Заводы по его изготовлению появились во многих русских городах, следуя за Москвой, в XV веке. В те времена кирпич делали простым и лекальным, в соответствии с задумками мастеров. 🧱 Кирпич легко поддается механической обработке: его можно обтесывать или раскалывать на половинки, трехчетвертки, осьмушки и другие доли, в зависимости от выбранной схемы кладки. 🌿 Искусство диковинной каменной резьбы не растворилось без следа в прошлом вместе с уведенными в Орду мастерами. Резчики Каменного приказа выполняли отдельные детали для украшения зданий, покрывая их растительным орнаментом или текстом. 🏠 Кирпич, как мелкоразмерный камень, которому до обжига можно было придать нужную форму, позволял не только сложить стены, сомкнуть своды и вывести над ними барабаны глав, но и обогатить внешний вид строения разнообразными декоративными элементами. В копилке зодчих XVII века было множество таких элементов с весьма романтическими названиями: 🔺 Бегунец: орнамент в виде рядов треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз. 🔹 Поребрик: выложенный углами ряд кирпичей, выступающих ребрами из плоскости стены или поверхности барабана. 🍪 Сухарики: ряд прямоугольных выступов, украшающих нижние поверхности карнизов, пришедшие из античности, где именовались дентикулами. 🏰 Городки: чередование ступенчатых, выложенных пирамидками, прямоугольных выступов и выемок, напоминающее зубцы крепостных стен и башен. 🐺 Волчий зуб: выполнялся укладкой кирпичей наклонно, образуя треугольные пустоты. 👅 Язычки: поддерживающие карниз кронштейны из ступенчатых пирамидок, направленных вершинами вниз. 🐞 Жучки: перемычки в орнаменте из треугольных впадин, образующие букву «Ж». 🐚 Раковины: привнесенные итальянцами. 🔲 Ширинки: квадратные углубления, внутрь которых иногда помещали изразцы и др. Эти декоративные элементы придавали зданиям уникальный характер и подчеркивали мастерство зодчих. Многие из них используются в кирпичном строительстве и сегодня.