Найти в Дзене
Тексты Александры Ильиной

Тексты Александры Ильиной

Ильина Александра — аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Дипломированный спортивный тренер. Создатель Renovatio. Победитель и призер фехтовальных турниров "базового" уровня. "Рабочее" оружие: длинный меч, двуручный меч, рапира и рапира с дагой.
подборка · 25 материалов
1 месяц назад
La belle dame sans merci?
Уильям Стэнфорд, описывая отношения между Одиссеем и Цирцеей, пишет: «Circe, even when she has adopted a policy of winning by kindness, instead of subduing by witchcraft, shows none of Calypso’s warm affectionateness. Though capable of pity and eager for physical love with a hero, she is primarliy a dispassionate enchantress intent on having her own way — la belle dame sans merci» // «Цирцея, даже когда приняла политику завоевания добротой, а не подчинения колдовством, не проявляет ни капли теплой привязанности Калипсо...
1 месяц назад
De aeternitate mundi
(текст вдохновлён монографией Ричарда Дейла «Средневековые споры о вечности мира») Одним из важных вопросов средневековой философии (или физики, как посмотреть) была проблема вечности мира. Её эксплуатируют многие авторы книг об интеллектуальной культуре высокого средневековья, — такие как Жак ле Гофф и Алан де Либера, — когда пишут о противостоянии Фомы Аквинского и парижских аверроистов. В «Интеллектуалах» читаем: Несколько преподавателей с факультета свободных искусств, во главе которых стояли...
4 месяца назад
Меч как символ и его флуктуаций
Культура всегда использовала символы для того, чтобы высказать невыразимое. Тому, что нельзя было живописать, искали замещение в виде знака. Порой этого эффекта достигали благодаря антропоморфизации — некоторые древние боги хорошо справлялись с этой пустяковой ролью. Однако ещё чаще метафизические понятия заменяли конкретными материальными предметами — чаша, крест, щит или меч. Всегда интересно посмотреть на то, как смыслы, вкладываемые в одни и те же предметы, флуктуируют. Меч понимался европейской культурой как символ с момента её зарождения...
4 месяца назад
Дружба Роберта Браунинга и Данте Габриэля Россетти
Некоторое время назад я написал цикл, посвященный — хотя и косвенно — Роберту Браунингу. Сегодня хотелось бы продолжить его небольшой заметкой о дружбе поэта Браунинга и художника Данте Габриэля Россетти. Известно, что они стали дружить, когда Россетти был ещё очень молод. Он восхищался поэтическим гением Браунинга и рисовал вслед за ним. Например, его первая акварель «Лаборатория» была вдохновлена одноименным стихотворением Браунинга, как и сюжеты, связанные с Беатриче и Данте. Россетти всегда хотел...
6 месяцев назад
Ганнибал Лектер как лектор
Ганнибал Лектер уже давно стал культовым антигероем. Интеллектуал, монстр, каннибал, поедающий только «грубых», Il Monstro, которого многие понимают как санитара леса. Не желая здесь поднимать вопросы добра и зла, мне кажется интересным попробовать посмотреть на Ганнибала как деятеля культуры и эстета. В этом мне поможет один из разделов книги «Ганнибал» тетралогии Харриса, часть II, «Флоренция». В очередной раз изменив свой внешний вид, чтобы избежать преследования, и даже лишив себя шестого пальца...
6 месяцев назад
8 марта
Сегодня восьмое марта — в России традиционно отмечается Международный женский день. Идея приурочить пост к этому празднику возникла у меня во время чтения Филона Александрийского, который, комментируя книгу Бытия, пишет: «(165) К мужчине наслаждение не осмеливается приступать со своими обманами и ложью, приступать же к женщине и уже через нее к нему вполне для него свойственно и удобно. Ум в нас играет роль мужчины, а роль женщины — чувство». // пер. А. В. Вдовиченко Такое мнение о женщине — частый спутник сочинений и трактатов, характеризующих женскую и мужскую природу...